О внешнем и внутреннем уединении

Уединение бывает внешнее и внутреннее. Внешнее уединение состоит в пребывании безвыход­но в уединенном месте или келье без всяких собеседований и разго­воров.

Внутреннее уединение представ­ляет собой безпрерывное неотвлекаемое удержание внимания в сердце с совершенным отречением всех помыслов и всякой рассеянно­сти ума.

Наиболее важно - внутреннее уединение, наиболее полезно - сочетание внутреннего и внешнего уединения.

Внутреннее уединение возмож­но в любых условиях и обстоя­тельствах, сочетание внутреннего и внешнего уединения возможно лишь при исключительной мило­сти и помощи Божией.

О внешних и внутренних препятствиях

Внешние препятствия в духов­ной жизни - неподходящие места для духовного уединения, слабое здоровье или физические недостат­ки, невозможность обезпечить себя самым необходимым, что требует частых выходов в мир, и близкое присутствие мирских поселений.

Внешние препятствия склады­ваются из отсутствия помощи Божией, из накопленных греховных поступков в прошлом и попрания нравственных и моральных обяза­тельств по отношению к близким, оставленным без помощи.

Наиболее тяжелое внешнее пре­пятствие - клевета.

Внутренние препятствия вклю­чают в себя - отсутствие духовно­го руководства, нерассудительное поведение, крайности в аскезе или расслабление, сильная сонливость или перевозбуждение, нападения бесов.

Внутренние препятствия склады­ваются от самомнения, гордости и упования на свои силы.

Наиболее тяжелое внутреннее препятствие - сонливость.

О врагах человека

«Враги человеку домашние его» и... желающие властвовать над ним, ибо, не умея ладить с людьми, одержимые властью предпочитают повелевать равными себе.

В Божественной Троице нет и не может быть властвования, ибо в Ней соподчинение равных, поэто­му страсть к власти - тяжелая фор­ма душевного нездоровья.

Нет врага, более опасного для человека, чем грех, который осле­пил умное зрение человека. По мере избавления от собственного греха, все более открывается умное или сердечное зрение, пока не станет всепроникающим светом обоженного сознания. Тогда Истина, никог­да не прекращающая сиять, являет себя чистому сердцу во всей полно­те благодати. Поэтому борьба лишь с внешними безчисленными про­явлениями зла никогда не сможет очистить сердце человеческое.

О правильной и ложной решимости

Правильная решимость есть твердое решение с помощью Божи­ей пребывать неотрывно в пока­янии и молитве до последнего дыхания, претерпеть все тяготы и скорби уединенной жизни, перене­сти терпеливо и смиренно все напа­сти и нападения людей и демонов.

Но в случае болезни или недостат­ка в пище тот, кто избрал уедине­ние, вправе покинуть его и избрать более умеренный образ жизни.

Ложная решимость побуждает действовать вопреки всем обстоя­тельствам, отвергает все советы, полагается только на свое суждение и, в конце концов, доходит вплоть до вызова Богу, чтобы вырвать у Него святость и благодать.

Ультимативность решений - характерный признак ложных решений и она, как правило, имеет печальный конец.

О спасении и помиловании

Спасение - это освящение души Божественной благодатью и преоб­ражение ее во Святом Духе вплоть до полного уподобления Христу, обретенное человеком во время его земной жизни.

Для стяжания Спасения душа должна обладать великой верой, великой решимостью и великим усердием в покаянии.

Благодаря таким добродетелям, целеустремленная и цельная душа милостью Божией находит опытно­го духовного отца, с его помощью постигает истинную суть Спасе­ния, обретает полноту благодати и несокрушимую преданность пра­вославному учению, ибо у нее есть основание для такой веры.

Помилование - это прощение грехов души Божественным Мило­сердием и принятие ее под благо­датный покров Пресвятой Троицы, обретаемые человеком в момент его кончины.

Для достижения помилования душа должна посильно трудиться в течение всей своей жизни над очи­щением сердца от дурных помыс­лов, желаний и страстей, совершая дела милосердия и служа ближним, дабы впоследствии упокоиться в милости Божией.

О новостях и помощи Божией

Истинный монах ничего не веда­ет, и Бог хранит его во всем.

Любитель новостей выспраши­вает и выведывает все новости и полон тревог о своей безопасности и благополучии, но помощи Божией не имеет.

Истинный монах выглядит невеждой в глазах любопытных, но это неведение мирских попечений есть мудрость в очах Божиих.

Любопытствующий служит вест­ником и передатчиком домыслов и сплетен и есть безумство пред Богом.

О борьбе со злом

Со злом не борются, с ним про­сто не соприкасаются, именно по­этому оно погибает.

Всякая борьба со злом лишь укреп­ляет его и не дает возможности утвердиться добру. Поэтому самая лучшая борьба - это борьба за отсут­ствие зла в самом себе, именно так торжествует добро и именно поэто­му оно непобедимо.

Наши рекомендации