Чай имеет множество ароматов
Мелани часто покупает чай под названием "Небесные приправы". В упаковке содержатся пакетики чая с различными ароматами. Она любит аромат "деревенское яблоко". Я к нему безразличен, но получаю наслаждение от аромата "красный живчик". Аромат яблок мне приелся, но "живчик" — нечто потрясающее. Если человек жаждет хорошего чая, "живчик" — то, что нужно. Мелани со мной не согласна. Она думает, что "деревенское яблоко" лучше. Однако нашу жажду утоляет не аромат какого-либо из этих чаев. Несмотря на то что каждый из нас получает наслаждение от своего любимого аромата, мы никогда не достаем пакетики из коробки, дабы положить их в рот и сосать. Мы всегда заливаем их водой. Аромат чая привлекает нас, однако именно вода приносит нам удовлетворение.
Иисус однажды сказал: “Кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Ин. 7:37). Лишь Иисус может утолить внутреннюю жажду жизни, испытываемую всяким человеческим существом. Иисус предложил Себя как Единственного, Кто может утолить жажду в этом засушливом мире. Способ, которым Он предлагает Свою жизнь миру, совершенно необычен. Его жизнь выражается посредством различных ароматов.
Как чай имеет множество ароматов, так и внутри тела Христова царит изумительное многообразие. Здесь наблюдаются абсолютно очевидные различия. Я неоднократно встречался в теле Христовом с "деревенскими яблоками". Я часто видел собрания безупречных "Эрл Греев". Мне даже встретились несколько "красных живчиков". Вообще говоря, я сталкивался практически со всеми ароматами, какие только можно себе представить. Я бывал в церквах, где люди выкрикивали восхваления, и в других, где они молились шепотом. Некоторые преклоняют колена на своих скамеечках, другие стоят, воздев руки, тогда как третьи просто склоняют головы. Некоторые исполняют современные хоралы, другие предпочитают старинные гимны. Здесь действительно имеется множество ароматов. Какой аромат наилучший? Это зависит от того, кого вы спрашиваете. "Красные живчики" думают, что толпа "Эрл Греев" слишком скучна, тогда как толпа "Эрл Греев" убеждена, что "красные живчики" диковаты. И те, и другие считают, что "деревенские яблоки" недостаточно образованны, в то время как те убеждены, что все остальные слишком полагаются на человеческую мудрость. Все это выглядит глупо, не так ли? Однако в теле Христовом часто наблюдаются именно такие отношения.
Божия семья многообразна. Мир вокруг нас полон людей, нуждающихся в Иисусе. Каждый человек, как вы и я, считает некоторые ароматы неприятными, а другие более аппетитными. Различные ароматы олицетворяют многообразие внутри церкви. Вопреки мнению многих христиан, наилучшего аромата нет. Аромат не имеет существенного значения. Что действительно имеет значение, так это вода. Если сосуд (христианин) наполнен водой (Иисусом), аромат (индивидуальность) чая не имеет существенного значения. Некоторые люди, привлеченные одним ароматом, пришли ко Христу, тогда как другие, не спасенные, будут восприимчивей к иному. Если они обрели Воду Жизни, какое значение имеет аромат? Обращаясь к миру, Святой Дух использует различные ароматы, имеющиеся в теле Христовом. Всякий христианин, независимо от своего особого аромата, может воззвать к миру: "Вкусите, и увидите, как благ Господь!" (Пс. 33:9).
Дорогой Отец Небесный!
Благодарю Тебя за праведность, дарованную мне во Христе Иисусе. Обнови ум мой, чтобы я мог увидеть себя, как видишь Ты. Преобразуй мысли мои сообразно истинам Слова Твоего. Я признаю, что Ты сделал Меня полностью праведным во Христе. Сделай так, чтобы я ходил в истине моей сущности, даже если я не чувствую себя праведным. Твоя жизнь, Господи, пропитала мою суть. Верою я познаю это — сделай так, чтобы я почувствовал это, когда Тебе будет угодно.
Вопросы для обсуждения в группе
1. Прочитайте 1 Пет. 4:12-13. Какую пользу следует извлекать из проблем в жизни христианина? Что подразумевают в этом тексте слова "явление славы Его"?
2. В 1 Кор. 6:17 говорится, что верующие соединены со Христом и образуют единый дух с Ним. Что это означает?
3. Что означает исполниться Духом? (Еф. 5:18).
4. Что бы вы сказали человеку, говорящему: "Я пытаюсь быть праведным" ? На какие стихи из Библии вы бы ему указали?
5. Каково различие между праведностью по положению и буквальной? Какой точки зрения вы придерживаетесь?
6. Как чай может иметь множество ароматов, так и церкви могут отличаться по индивидуальным особенностям и стилю. Какой из них наилучший? Опишите аромат церкви, который вы предпочитаете. Перечислите три положительных аспекта того аромата, который вам особенно не нравится.
Глава 4
Проститесь с законом
Я действительно хочу быть хорошим мужем, — говорил мне Карл, поглядывая на свою жену Кэти. — Я знаю, что у меня взрывной характер, и изо всех сил стараюсь сдерживать его", — продолжал он. Пока он говорил, Кэти, сидевшая рядом с ним, слегка отвернулась. Ее глаза превращались в бассейны слез по мере того, как она его слушала. Наконец она заговорила: "Стив, я не сомневаюсь, что он пытается совладать с собою. Но дело в том, что у него ничего не получается, и я устаю уже от его глумливых замечаний".
Сидящие передо мной люди были верующими. Они активно участвовали в жизни своей церкви. У них был сын, который собирался поступать в колледж для подготовки к служению. И все же я никогда еще не встречал двух людей, более сокрушенных, чем они. Несмотря на все внешние признаки успешной христианской жизни, корабль их брака уже сел на мель.
Карл никогда не оскорблял жену действием, но его уничижительные словесные выпады приводили ее в отчаяние. Он постоянно обещал изменить свою нетерпимую, критиканскую манеру поведения по отношению к ней. Я убежден, что он искренне желал преодолеть грех гневливости, но попросту не мог сделать этого. При всех своих добрых намерениях, духовной строгости к себе и обещаниях Богу, он оставался в рабстве греха, от которого не мог освободиться.
Способы преодоления грехов
Выслушав Карла, приходящего в отчаяние от неспособности сдерживать свой характер и язык, я спросил его, как до сих пор он пытался решать эту проблему. Он рассказал, что прочитал несколько книг христианских авторов, посвященных преодолению гневливости. Порой, просыпаясь утром, он обещал себе, что в этот день не скажет ни слова критики, независимо от своего отношения к поступкам Кэти. "Это обычно были наихудшие наши дни", — сказал он в явном отчаянии. Он выучил наизусть стихи из Библии, посвященные терпению и любви. Пытаясь сдержать свои чувства, он часто цитировал эти стихи, когда впадал в гнев. Однако ни один из этих способов не приводил к успеху.
В течение последующих недель Карлу предстояло обнаружить, что безвыходная ситуация, сложившаяся у него с гневливостью, была следствием применявшихся им способов борьбы. Проблема заключалась не в том, что он использовал неправильные методы. Причиной его постоянных поражений было убеждение, что есть некий способ преодолеть грех. В противоположность мнению многих христиан, победы над грехом нельзя добиться правильным методом, даже если мы считаем его библейским. Нет, победа заключена в личности Иисуса Христа. Апостол Павел сказал, что Бог даровал "нам победу Господом нашим Иисусом Христом!" (1 Кор. 15:57). Никакой образ действий не может принести реальной победы над грехом.
Даже если бы Карл смог сдерживать проявления своего гнева, тот бы нашел себе другой выход. Возможно, Карл впал бы в депрессию или в его отношении к Кэти появилась бы ожесточенность. А может, он бы возгордился, что, будучи столь хорошим христианином, смог управиться с гневом. Он просто мог бы поменять один грех на другой.
Попытки преодолеть гнев, меняя свое поведение, типичны для человека, чьей жизнью руководит закон. Помните, что закон — это система, в соответствии с которой человек пытается духовно расти или добиваться благословений Божиих на основании собственных дел. В жизни, которой правит благодать, победа над грехом одерживается проявлением обитающего в нас Христа. Простое отсутствие проявлений греха не является победой. Наша победа — это Иисус Христос внутри нас. Пока христианин не осознает своего единства со Христом, его образ жизни будет заведомо законническим. Вся его жизнь будет строиться вокруг правил.
Духовное прелюбодеяние
Какое определение вы бы дали духовному прелюбодеянию? Многие христиане полагают, что духовное прелюбодеяние происходит, когда верующий грешит. И хотя мы не можем возразить против этого определения, ему недостает глубины. Человек может духовно прелюбодействовать, не совершая известных грехов. Павел описывает это значение в Рим. 7:1-4:
"Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу".
Павел использует брак в качестве примера для учения об отношениях между христианином и законом. Он говорит, что вышедшая замуж женщина связана со своим мужем, пока он жив. Уйдя от мужа к другому мужчине, она становится прелюбодейкой, поскольку избавить от уз брака может только смерть.
Все мы были рождены в этом мире, уже имея духовного супруга. Мы были рождены состоящими в браке с системой закона. Мы соединились с данной системой в саду Эдемском, когда Адам отведал плода от древа познания добра и зла. Поскольку мы пребывали в Адаме, его брак с законом стал нашим браком. Пока мы не стали христианами, закон был нашим мужем. Он указывал нам, что правильно, а что нет, и его целью было заставить нас следовать этим правилам.
Придирки, придирки, придирки!
Спустя некоторое время мы начинаем терять терпение от супруга, постоянно критикующего всякий наш шаг. Мы обнаруживаем, что желаем задать ему хорошую взбучку и указать на его собственные недостатки. Но если вы состоите в браке с законом, то оказывается, что у него нет недостатков. Действительно, Псалмопевец сказал: "Закон Господа совершен" (Пс. 18:1). Несмотря на свое совершенство, закон не выказывает никакого сострадания. Он говорит нам обо всем, что мы должны делать, но даже пальцем не пошевелит, чтобы в этом деле помочь. Он тут же указывает нам, если мы сделали что-то не так. Все его поведение по отношению к нам раскрывает его намерение осудить нас к смерти (см. 2 Кор. 3:7-9). Такое существование воистину жалкое, но мы не можем сделать ничего, чтобы избавиться от этих отношений. Брак продолжается, "пока смерть не разлучит нас", а закон и не собирается умирать.
Между тем, пребывая в вечности, Бог взирает на тебя. Он думает о том, как бы Ему хотелось, чтобы ты стал Его женой. "О, если бы Я был женат на тебе, Я бы обращался с тобой иначе, — мог бы сказать Он. — Я бы просто любил тебя и не был бы таким требовательным, как закон". И все же проблема остается. Мы рождены состоящими в браке с законом. Поэтому, взирая на нас сверху из вечности, Бог придумал план. Для того чтобы избавить вас от брака с законом, Он задумал и осуществил смерть. Не закон умер, нет. Напротив, Бог сделал так, что умерли вы. Как это произошло? Бог поместил вас в Иисуса Христа, распятого на кресте! Здесь человек, который состоял в браке с законом, умер. Затем, после вашей смерти, Он дал вам возможность родиться вновь. В этой новой жизни вы состоите в браке с Благодатью — Иисусом! Именно это имел в виду Павел в Рим. 7:4, что мы умерли телом Христовым, чтобы соединиться с Иисусом!
Иисус говорит: "Я хочу, чтобы вы с радостью приняли Мою любовь!". Но мы отвечаем: "Это я уже понял, Господи. Но что Ты хочешь, чтобы я делал?"
Насколько иначе чувствуешь себя, состоя в браке с Иисусом! Он всегда относится к нам с любовью. Он радуется тому, что мы принадлежим Ему. Жених желает от Своей невесты только одного, — чтобы она со страстным желанием принимала Его любовь! Все, что Он призывает нас делать, Он доведет до конца Сам! (см. 1 Фес. 5:24). Даже если Он когда-либо просит нас вынести какое-то бремя, Он подхватывает нас и несет! В Еф. 1:7-8 сказано, что Он изливает на нас изобилие благодати Своей. Он никогда не осуждает (Рим. 8:1), а всегда с любовью поддерживает и ведет нас. Он предвкушает вечный медовый месяц, когда будет радоваться с нами.
Однако не все совершенны в этом браке, заключенном на небесах. Порой вас может смущать ваша роль невесты Христовой. Это правда, что в момент обретения спасения старая ваша природа, которая состояла в браке с Законом, умерла. Теперь вы новый человек. Павел сказал, что вы теперь "новая тварь" и что "древнее прошло" (2 Кор. 5:17). Однако, несмотря на то что ваша природа стала совершенно новой, в голове у вас остались те же самые мозги. Если вы не понимаете, что теперь вас ничто не связывает с Законом, то будете склонны относиться к Благодати (Иисусу) так же, как ранее к Закону.
Христианин, не понимающий своей сущности во Христе, может спросить: "Иисус, каких дел Ты ожидаешь от меня?". Он мог бы ответить: "Я хочу, чтобы ты с радостью принял Мою любовь!". — "Да, — могу сказать я, — но что Ты хочешь, чтобы я делал!". — "Я хочу, чтобы ты принял Мою любовь", — может вновь ответить Он. — "Это я уже понял, Господи. Но что я должен делать?".
Вы видите, где источник этой проблемы? Пока человек не осознает, что умер для закона, он будет пытаться строить свои отношения с Иисусом по системе закона. Это никогда не принесет результатов. Бога прежде всего интересуют не наши дела, а наше естество. Он знает, что если мы осознаем, кто мы есть, то христианская жизнь станет естественным следствием этого откровения. Благодать сосредоточена в бытии, а закон — в делах. Некто предположил, что многих из нас следует называть “человеческими делателями", а не “человеческими существами" из-за нашей одержимости деланием. Когда правит благодать, дела обретают свое место. Однако главная Божия цель при спасении такова: "Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин. 17:3). Когда мы познаем Его, то захотим делать то, что славит Его.