Сомнительные «волосатики» и много бога
Церковь «Откровение» появилась в 80-х годах, когда несколько длинноволосых фанатов «металла» стали христианами. Многие из них раньше занимались оккультизмом. Со всей наивностью новообращенных христиан, они просто предположили, что Бог сильнее дьявола, и инстинктивно начали молиться за больных, изгонять бесов и кричать на языках. Все это вкупе с
СДВИГ КУЛЬТУРЫ
длинными волосами, пирсингом и резким подходом к жизни оказалось слишком радикальным для местной англиканской церкви, у которой в то время были и другие проблемы. Стало очевидно, что то, что делал Бог, нельзя продолжать или поддерживать на старом месте, нужно открыть новую церковь.
Так смущенная молодежная группа начала собираться в расположенном неподалеку зале. Малк Гарда был белым парнем с прической «афро», и был весьма похож на Фредди Меркьюри. Но поскольку Малк был единственным человеком в группе, который мог хоть как-то притвориться, что умеет играть на гитаре, его быстро назначили лидером прославления. Заводилой в этой группе был Роджер Эллис - блондин-«металлист» с осипшим от слишком частых концертов голосом. Ему было немного больше двадцати лет. Первый же приглашенный проповедник отвел Роджера в сторонку и сказал, что у них не было «и одной пятой того, что нужно, чтобы создать церковь». Подкрепившись этими «словами ободрения», ребята бросили жребий и назвали свою церковь «Откровение». Роджер по сей день руководит этой церковью. Он также положил начало нескольким весьма важным служениям, например, движению студенческих ячеечных групп «Слияние» (Fusion). За это время церковь выросла численно, стала более зрелой и открыла несколько приходов на юге Англии и даже в Бруклине (Нью-Йорк).
В ЛЮБУЮ ПОГОДУ
На самом деле именно из-за Роджера я сейчас находился в Чи-честере и мчался по дороге в реанимацию с Божьей миссией. С того самого момента, когда в Португалии я увидел видение, я стал думать, что же с ним делать. Я знал наверняка только то, что, прежде всего мне нужно разобраться с самим собой. Однажды, когда я был в одном из парков Лондона, Бог ясно обратился ко мне. Сначала Он указал мне на величественный дуб, а потом обратил мое внимание на слова из книги пророка Иеремии: «Благословен человек, который надеется на Господа, и которого
ГЛАВА ВТОРАЯ
упование - Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод» (Иер. 17:7-8).
Я знал, что Бог говорит мне пустить корни у потока. Подобно большинству людей, я был относительно плодовитым, когда сияло солнце; несколько моих знакомых стали христианами, и около полудюжины моих друзей даже смотрели на меня как на лидера. Я был парнем, который делал для Бога практически все интересное, что приходило ему в голову. Я водил микроавтобусы с гуманитарной помощью в румынские интернаты, провозил Библии в Китай, работал в Гонконге с наркоманами, сидевшими на героине, а в Лондоне — с бездомными. Я был самым настоящим «одиноким ковбоем» ради Иисуса.
Впрочем, следует признать, что я никому не был подотчетен в своих действиях, и в результате этого всякий раз, когда в моей жизни происходила «смена времен года», и солнце скрывалось, я переставал приносить плод. Иеремия был прав. Моя девушка недавно рассталась со мной, и я был безутешен. Я понимал, что если хочу приносить плод сверхъестественно и независимо от климата, мне нужно черпать воду из живой общины, которая будет стимулировать, ободрять и требовать от меня отчет в любую погоду. Я должен был расстаться с имиджем «одинокого ковбоя».
неловкий чаи
Найти такую поддержку казалось невозможным делом. Я обратился к одному благочестивому пожилому мужчине, который удивительно хорошо понимал Писание, и попросил его взять меня в ученики. Он согласился и пригласил меня к себе на чашку чая. Ни он, ни я никогда в жизни не чувствовали себя более неловко, чем в тот раз. Я ушел от него со списком книг, которые следовало прочитать, так и не получив приглашения прийти снова. Я не виню этого мужчину. Он попросту не знал, как еде-
СДВИГ КУЛЬТУРЫ
лать для меня то, чего никто никогда не делал для него самого.
Затем я встретился с Роджером Эллисом, и он привёл меня в замешательство. Он и его друзья страстно любили Бога и были одновременно удивительными, и потрясающе нормальными. Малк уже давно сбрил свою «афро», волосы Роджера теперь были стянуты в аккуратный хвостик, и я вполне мог представить себе, что они понравятся моим друзьям-нехристианам. Большинство по-настоящему ревностных христиан, которых я знал до сих пор, казалось, жили на духовном космическом корабле, удаленном от реального мира на много миль. С другой стороны, знакомые мне христиане, которые любили футбол и вечеринки и могли бы организовать собственную вечеринку в переполненном баре, обычно были скомпрометированы в своем посвящении Богу-
Но Роджер и его команда из церкви «Откровение» были и обыкновенными, и необыкновенными одновременно; они были в мире, но не уподоблялись ему, и это произвело на меня впечатление. Роджер предложил стать моим ментором, и я, не задумываясь, оставил большой город ради маленького приморского Чичестера.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ ПРИЧЕСОК
Когда я приехал, то стал свидетелем мини-пробуждения среди всех местных готов, панков, обнимающих деревья хиппи в крашеных футболках и «альтернативщиков» с косичками-«дреда-ми». Парни с цепочками от уха до носа, девчонки с «ирокезами» — практически все в городе, кто носил дикую прическу, недавно либо стали христианами, либо категорически отвергли Христа. Потрясающее прославление вел парень, на бас-гитаре которого было написано «Sex Pistols». Там было и освобождение, и наркотики, и спасение сатанистов, и потрясающее отступничество, и нарушение питания, и членовредительство, и, как оказалось, передозировки наркотиков.
ГЛАВА ВТОРАЯ
Итак, я в полной растерянности мчался в палату к новообращенному христианину, который едва не погиб от передозировки. Я прибыл в больницу, ощущая себя неким международным служителем, и с облегчением вздохнул, когда увидел Джона в сознании, хотя и белого как полотно, с промытым желудком и красными от слез глазами.
Учиться приходилось быстро. Великое видение армии молодых людей в Европе внезапно сжалось до масштабов этих людей в этом месте, с этими серьезными болями и переживаниями. Мне часто казалось, что я делаю шаг вперед и два шага назад. К этому времени церковь «Откровение» уже перестала быть молодежной группой. Ее члены повзрослели, обзавелись семьями, и церковь стала семейно-ориентированной, из-за чего ее собрания стали менее актуальными для этих диких новообращенных христиан. Со временем мы поняли, что просто привести этих людей ко спасению было недостаточно. Нам нужно было стараться взращивать их и допускать их к служению, не требуя, чтобы они совершили при этом культурное самоубийство. Короче говоря, нам нужно было организовать какое-то молодежное собрание, где в качестве музыки могли бы быть и трэшевые гитары, и ревущие магнитофоны, а учение было бы актуальным и соответствующим повседневным вопросам и проблемам этой новой паствы.
ВЛЮБЛЕННОСТЬ
Мы организовали молодежную группу «Склад» в местном студенческом баре, прежде чем сами перебрались в помещение бывшего склада (как кстати!) на другом конце города. Очень скоро там произошел всплеск творческой активности, и новые музыкальные группы, клубные промоутеры и танцоры стали развивать свои служения наряду с молодыми пасторами и проповедниками. Я буквально влюбился в эту сумасшедшую церковь, где так много узнавал, а мое сердце пленила девушка по имени Сэми, у которой были самые прекрасные синие глаза и улыбка, озаряю-
СДВИГ КУЛЬТУРЫ
щая все вокруг.
Все члены семьи Сэми, похоже, стали христианами в последние несколько лет — даже ее папа, многое повидавший полицейский. Сэми встречалась с несколькими парнями одновременно, но когда она посвятила свою жизнь Иисусу, то смело порвала отношения с каждым из них. Ее друзья, привыкшие к тому, что Сэми была душой каждой вечеринки, не могли смириться с происшедшей в ней переменой. В возрасте семнадцати лет Сэми оказалась отверженной и одинокой. Она бросила школу, устроилась на работу и целиком посвятила себя своей новой вере.
Мы с Сэми были помолвлены на острове Скай и сочетались браком дождливым майским днем в окружении друзей, родственников, ребят из ближайших поместий в плохо сидевших на них отцовских костюмах, пары жонглеров и изобилия смеха. Группа Сэми играла кавер-версии классических песен, а она самозабвенно пела, не обращая внимания на свой нелепый вид — ведь на ней было свадебное платье.
Мы любили проводить собрания «Склада», взращивать новых христиан и старались развивать и обучать людей. Мы хотели построить церковь на фундаменте сообщества людей, не на программах, платформах и собраниях. В то время мы, как церковь, также начали устанавливать контакты с другими «молодежными церквями», в результате чего родилась конференция «Культурный сдвиг», где относительно неизвестные ди-джеи, вроде Энди Хантера, могли работать с такими новыми группами, как «Delirious?» и мудрыми старшими товарищами Роджером Элли-сом, Рэем Гуди и Билли Кеннеди.
<DELIRIOUS?»HAnOMHHAET
Примерно в то же время парни из «Delirious?», жившие неподалеку, стали замечать, что многие люди больше хотели поклоняться, чем развлекаться. На концерты поклонения под открытым небом в их родном Литтлхэмптоне стали собираться тысячи
ГЛАВА ВТОРАЯ
людей. Я пару раз проповедовал на этих концертах и был ошеломлен количеством собравшихся. Глядя поверх этих поклоняющихся людей на простиравшееся вдалеке море, я вспомнил, как несколько лет тому назад один длинноволосый студент, стоя на португальских утесах, поверил, что увидел видение армии молодых людей, поднятой Богом. В те вечера в Литтлхэмптоне я почти что ощущал вкус исполнения этого видения в ветре, который дул с океана. Однажды на закате мы крестили новообращенных христиан в «лягушатнике» и молились за больных, а вокруг нас люди всю ночь пели и поклонялись. Это была незабываемая ночь, напомнившая о давних мечтах.
Вскоре после этого мы с Сэми поняли, что Бог хочет, чтобы мы двигались дальше. Со «Складом» дела обстояли хорошо, лидеры росли. Для нас настало время снова стать первопроходцами, и мы переехали в Портсмут, расположенный в двадцати милях. Мы взяли с собой команду из двенадцати человек, чтобы основать новую общину среди студентов. Мы получали огромное удовольствие, собираясь в зале над кафе, и организовывая ночи поклонения с ди-джеями-ведущими в университетском баре вместе с нашим другом Кении Митчеллом из Нью-Йорка. Не сумев придумать красивое название для этих мероприятий, мы называли их просто «церковью», и те, кто не ходил в церковь, сочли это самым классным названием!
Мы жили в тесной полуподвальной квартирке с одной кроватью вместе с Велли — нашей огромной и шумной немецкой овчаркой. Там у нас родился сын Хадсон. Организовав служение в Портсмуте, мы вернулись в Чичестер. Все шло хорошо. Хоть у нас и было полно забот с ребенком, потоком жильцов, растущим служением и хорошими друзьями, мы были счастливы. Прошло семь лет с момента моего отъезда из Лондона, и теперь я глубоко пустил корни у потока, о котором говорил Иеремия. У Сэми стали возникать приступы мигрени, но мы не обращали на это особого внимания. Жизнь была наполненной и хорошей.
Так почему же, когда все было так хорошо, я так часто просы-
СДВИГ КУЛЬТУРЫ
палея по ночам и начинал ходить по дому, все сильнее ощущая неудовлетворенность? Как так получалось, что мой дневник был полон, а в сердце я ощущал пустоту? Почему взрослый человек с прекрасной жизнью тайно плакал?
Дополнительная информация:
www.culturalshifi.net— это началось как «Ремикс». www.revelation.org.uk— это часть сети церквей «Пионеры». На www.fusionuk.com есть информация о работе со студентами.
ГЛУБЖЕ