Когда освятили Храм Господен?
Окончание строительства храма было приурочено к особенному месяцу - к седьмому месяцу Афаниме.
(Третья книга Царств, глава 8 стих 2)
2 И собрались к царю Соломону на праздник все Израильтяне в месяце Афаниме, который есть седьмой месяц
но так как строители ленились и сдачу объекта в срок осуществить не смогли и сдали его на месяц позже запланированной даты (в восьмой месяц)
(Третья книга Царств, глава 6 стих 38)
38 а на одиннадцатом году, в месяце Буле, — это месяц восьмой, — он окончил храм со всеми принадлежностями его и по всем предначертаниям его; строил его семь лет.
то Соломону ПРИШЛОСЬ ЖДАТЬ ОДИННАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ чтобы торжественно освятить храм (должны были сдать, например, на первое мая, а сдали в июне. Вот и пришлось ждать лишних одиннадцать месяцев для приурочивания открытия к празднику)
Хотя может Соломон как и на современных стройках, принимает Храм таким какой он есть, до полного завершения работ, вместе со всеми недоделками и освящает его в седьмой месяц (Третья книга Царств, глава 8 стих 2а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________),
а потом заставляет рабочих доделывать и переделывать свои огрехи и уже окончательное (официальное, по документам) окончание строительства приходится на восьмой месяц (Третья книга Царств, глава 6 стих 38)
Рабочим, надо полагать, облако Славы Господней, заполнившее Храм не мешало.
(Третья книга Царств, глава 8 стих 10)
10 Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень;
11 и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень
Хотя есть еще третий вариант.
Соломон никуда не торопясь за семь лет выгоняет стены Храма, а затем, пока изготавливаются медные столбы и море во двор храма, строит тринадцать лет свой дворец, а храм в это время стоит и ждет своего освящения.
То есть Соломон освящает Храм не сразу в тот же год как построил, а только спустя тринадцать лет по окончании строительства своего дворца. Откуда возникла такая мысль…
До сих пор все события описываемые в Третьей книге Царств носили хронологический порядок - Соломон пришел к власти- укрепился - пообщался с Господом и начал строить храм. Зачем же для восьмой главы Книги, пророк будет делать исключение? Незачем, поэтому обратим внимание на очередность стихов.
Писание описывает то время в следующем порядке…
1. Соломон решил построить Храм и заложил фундамент
(Третья книга Царств, глава 6 стих 1)
1 В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу.
2. Через семь лет он его закончил
(Третья книга Царств, глава 6 стих 38)
38 а на одиннадцатом году, в месяце Буле, — это месяц восьмой, — он окончил храм со всеми принадлежностями его и по всем предначертаниям его; строил его семь лет.
Прошу обратить внимание что про освящение Храма еще ничего не рассказывается.
3. Дальше идет повествование про строительство дворца, притворов и т.д.
(Третья книга Царств, глава 7 стих 1)
1 А свой дом Соломон строил тринадцать лет и окончил весь дом свой.
В ЭТО ЖЕ время во дворе храма устанавливаются сооружения типа медных столбов и медного моря.
(Третья книга Царств, глава 7 стих 21)
21 И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз.
В принципе, это самостоятельные изделия не относящиеся к Храму и их вполне могли устанавливать уже после того как сказано «он окончил храм со всеми принадлежностями».
Далее 4. По окончании строительства дворца Соломон решает что пора перенести ковчег и освятить храм, что он и выполняет. И на все про все у него уходит двадцать лет (7 лет на строительство храма плюс 13 лет на дворец)
(Третья книга Царств, глава 8 стих 1)
1 Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен,
5. После освящения Храма к Соломону второй раз является Господь со словами: «Я услышал молитву твою…», но не будет же Господь являться к Соломону спустя тринадцать лет после его молитвы дожидаясь когда тот закончит свой дом?
(Вторая книга Паралипоменон, глава 7 стих 12)
11 И окончил Соломон дом Господень и дом царский; и все, что предположил Соломон в сердце своем сделать в доме Господнем и в доме своем, совершил он успешно.
12 И явился Господь Соломону ночью и сказал ему: Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения.
Вроде бы логичная цепочка получилась. Некрасиво конечно что Храм несколько лет стоит неосвященный, но зато понятно почему стихи про строительство дворца идут сразу после стихов про строительство храма и уже после них идут стихи описывающие освящение храма. Правда ничего криминального в этом нет (если вспомним то и начало строительства Храма, который Давид рвался построить всю жизнь, Соломон начинает только спустя четыре года после прихода к власти.)
(Третья книга Царств, глава 6 стих 1)
1…в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф,который есть второй месяц, начал он строить храм Господу
Хотя, наверное, надо добавить уточнение. С чего мы решили что храм и дворец делались строго по очереди? Используемые материалы - одни, строительные площадки - рядом, чего бы не строить храм и дворец одновременно? Тогда, по - крайней мере, понятно чем занималась такая прорва (150 000) каменотесов и носильщиков задействованных при строительстве.
(Третья книга Царств, глава 5 стих 15а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)
15 Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах
Если бы храм и дворец строился поочередно, то каменотесы умерли бы от скуки добывая по одному кубу камня в сутки, когда же и Храм и дворец и все остальные здания строятся одновременно, вот тогда мудрость и организаторские способности Соломона проявляются в полной мере. Тогда каменотесы и носильщики задействованы максимально эффективно, а строительные работы заняли всего ТРИНАДЦАТЬ лет. По поводу же стиха
(Третья книга Царств, глава 9 стих 10)
10 По окончании двадцати лет, в которые Соломон построил два дома, — дом Господень и дом царский
(Вторая книга Паралипоменон, глава 8 стих 1)
1 По окончании двадцати лет, в которые Соломон строил дом Господень и свой дом
в котором описывается время смотра своих городов царем Тирским, можно сказать что в стихе нет указания на то что все эти двадцать лет шло строительство, а сказано что двадцать лет ВКЛЮЧАЮТ в себя время стройки и царь Хирам «вышел смотреть» города спустя двадцать лет после закладки фундамента
***
(Третья книга Царств, глава 8 стих 2)
2 И собрались к царю Соломону на праздник все Израильтяне в месяце Афаниме, который есть седьмой месяц.
Чем понравился Соломону именно СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ что он приурочивает открытие Храма именно к нему?
Какое событие более значимо для евреев - Пасха, день, так сказать, создания еврейского народа,
(Левит, глава 23 стих 4)
4 Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время:
5 в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня;
или праздник урожая - праздник Кущей как его называют в Писании.
(Исход, глава 23 стих 16)
16 наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою
(Второзаконие, глава 16 стих 13)
13 Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего;
(Левит, глава 23 стих 34)
34 скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу
По идее, день выхода из Египта - Пасха более весомый праздник и освящение Храма должно было быть приурочено к нему. Но Соломон так не считал и ожидая одиннадцать месяцев праздника кущей (закончил строительство в восьмом месяце, а освятил в седьмом)
(Третья книга Царств, глава 8 стих 2)
2 И собрались к царю Соломону на праздник все Израильтяне в месяце Афаниме, который есть седьмой месяц
(Третья книга Царств, глава 6 стих 38)
38 а на одиннадцатом году, в месяце Буле, — это месяц восьмой, — он окончил храм со всеми принадлежностями его и по всем предначертаниям его; строил его семь лет.
он пропускает Пасху, Праздник Опресноков и «открывает» Храм только на седьмой месяц. Для человека всей душой преданного Богу это необычный поступок, но оказывается Соломон вообще не очень уважительно относится к еврейским праздникам и заветам еврейского Бога и даже несмотря на указание Господа ежегодно праздновать Пасху
(Исход, глава 12 стих 14)
14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его.
он НИКОГДА ЕЕ НЕ ОТМЕЧАЛ. Такой вывод следует из стиха (Четвертая книга Царств, глава 23 стих 22а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)
в котором сказано что от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских;
пасха не отмечалась (отмечание пасхи возобновил Иосия)
(Четвертая книга Царств, глава 23 стих 22)
21 И повелел царь всему народу, сказав: «совершите пасху Господу, Богу вашему, как написано в сей книге завета»
22 потому что не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских;
23 а в восемнадцатый год царя Иосии была совершена сия пасха Господу в Иерусалиме.
(P.S. другие праздники указанные в Моисеевом законе, он отмечает регулярно
(Вторая книга Паралипоменон, глава 8 стих12)
12 Тогда стал возносить Соломон всесожжения Господу на жертвеннике Господнем, который он устроил пред притвором,
13 чтобы по уставу каждого дня приносить всесожжения, по заповеди Моисеевой, в субботы, и в новомесячия, и в праздники три раза в год: в праздник опресноков, и в праздник седмиц, и в праздник кущей.
и уточню сразу, что праздник опресноков и праздник Пасха это два отдельных праздника как об этом сказано в (Левит, глава 23, стих 4)
4 Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время:
5 в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня;
6 и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки
КУДА дели Моисееву скинию?
Не быть евреям антикварами. Так, почти все раритетные вещи, с которыми связана история еврейского народа, во времена Давида и Соломона заменены «новоделами».
Например, на момент переноса ковчега у евреев существовало уже, минимум, две скинии (Давидова в Иерусалиме и Моисеева в Гаваоне).