Они сказали: «Мы хотим отведать ее, чтобы наши сердца успокоились, чтобы мы узнали, что ты сказал нам правду, и чтобы мы были свидетелями о ней».
Иса, сын Марьям, сказал: «О Аллах, Господь наш! Ниспошли нам трапезу с неба, которая была бы праздником для всех нас, от первого до последнего, и знамением от Тебя. Надели нас уделом, ведь Ты - Наилучший из дарующих удел».
Аллах ответил: «Я ниспошлю ее вам, но если кто-либо после этого не уверует, то Я подвергну его таким мучениям, которым Я не подвергал никого из миров»» (5 аль-Маида, 112-115)
Вознесение Исы
Последние дни земной жизни Исы в Библии и в Коране освещаются по-разному. В Новом Завете подробно описываются события этого периода, принесшие, согласно евангельскому учению, Иисусу физические и духовные страдания. В христианской религии они относятся к понятию «Страсти Христовы». Церковь поминает их в последние дни перед Пасхой. Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной Вечери: арест, суд, бичевание и казнь Христа. Иисус был казнен по приговору Понтия Пилата распятием на кресте. Распятие было совершено на Голгофе, куда Христос, согласно евангельскому рассказу, сам нёс свой крест. Вместе с ним были казнены два разбойника. После смерти Иисуса его тело было снято с креста и взято Иосифом Аримафейским для погребения. Иосиф совершил погребальный обряд вместе с несколькими учениками Иисуса в ранее не использованной гробнице, которая была вырублена в скале около сада, близкого к Голгофе. Земля, на которой находилась гробница, была выкуплена Иосифом в собственность.
Однако самым важным и кульминационным евангельским событием является воскрешение Христа. Момент обнаружения опустевшего гроба Христова в разных Евангелиях описан неодинаково. Согласно Иоанну (Ин.20:1-15) Мария Магдалина будучи одна (по другим версиям, жён-мироносиц было больше) пришла после субботы к гробу Христа и увидела, что он пуст. Ей были видения двух ангелов и Иисуса, которого она не сразу узнала. А вечером того же дня Христос живым явился своим ученикам.
После своего воскрешения Христос дал апостолам поручение распространить его учение по всем странам и народам.
Однако Священный Коран, спустя шесть столетий после описываемых событий, раскрывает нам истинную картину последних земных дней Исы.
«И сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису, сына Марьям, посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его. О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах - Могущественный, Мудрый» (4 ан-Ниса, 157-158)
«Вот сказал Аллах: «О Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал, а тех, которые последовали за тобой, возвышу до самого Дня воскресения над теми, которые не уверовали. Затем вам предстоит вернуться ко Мне, и Я рассужу между вами в том, в чем вы разошлись во мнениях» (3 аль-Имран, 55)
Иса не был распят и был живым вознесен к Господу. В одном из авторитетных комментариев к Священному Корану говорится: «Когда Исе стало известно о намерении врагов его и о том, что вознесен он будет к Господу, он вышел к апостолам и сказал: «Кто из вас согласен принять мой облик и быть распятым вместо меня? Тот получит в Раю степень, равную моей». Встал самый молодой из них и сказал: «Я!» Иса отказал ему. Затем он еще раз встал и сказал: «Я!» Иса повторно не принял его желание. Тот в третий раз встал и сказал: «Я!» Иса ответил: «Хорошо, это будешь именно ты!» По воле Всевышнего этому юноше был придан облик Исы, после чего сам Иса был вознесен к Господу. Юноша же был распят вместо него». Христианские хроники первых веков нашей эры даже называют имя того, кто добровольно согласился заменить Ису на кресте - Симон Киренеянин.
Есть и другие комментарии толкователей Корана, поясняющие, как был спасен от казни Иса и кто был распят вместо него. Все эти версии расходятся между собой в деталях, и очевидно нет смысла искать истину, которая известна только Всевышнему. Главное, что нам дано знать – Иса не умирал в земной жизни и не воскресал. Он пребывает живым у Господа своего и вернется на землю до Конца света и Дня воскресения.
Второе пришествие Исы
Согласно христианской религии, перед Концом света Иса будет спущен Господом на землю. Он будет жить на ней второй раз и продолжит свою пророческую миссию.
Второго пришествия Исы ждут и мусульмане. Коран гласит:
«Среди людей Писания не останется такого, который не уверует в него (Ису) до его смерти, а в День воскресения он будет свидетелем против них» (4 ан-Ниса, 159)
Коранические слова о том, что все люди Писания (иудеи и христиане) уверуют в Ису как посланника Бога «до его смерти», доказывают, что земной смерти Исы ещё не было. Не уверовавшие примут Ису во время его Второго Пришествия до полного окончания его миссии и естественной смерти.
«Он - всего лишь раб, которого Мы облагодетельствовали и сделали примером для сынов Исраила.
Воистину, он (Иса) является признаком Часа. …» (43 аз-Зухруф, 59, 61)
Эти коранические слова свидетельствуют о том, что Второе пришествие Исы станет знамением Часа - наступления Дня воскресения и Страшного суда. И именно этому пророку и посланнику, по воле Всемогущего Аллаха, предстоит сыграть особую роль в ряду этих грандиозных событий.
Вера в пророков и посланников Всевышнего Творца является одним из столпов Ислама, что говорит о высокой важности и значимости этого убеждения в религии Аллаха.
Мусульмане обязаны любить и почитать всех пророков Великого Создателя в равной степени, ведь все они – избранники Господа из числа лучших представителей своего народа, и все они – проповедники одной единой религии – религии Аллаха – Единственного и Истинного Бога. Все пророки, от Адама до Мухаммада (да благословит их всех Аллах и приветствует), призывали к одному и тому же – Единобожию, поклонению только Аллаху.
«Спроси тех посланников, которых Мы отправили до тебя, сделали ли Мы помимо Милостивого других богов, которым можно поклоняться?» (43 аз-Зухруф, 45)
«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута! (лжебога)»» (16 ан-Нахль, 36)
Главный призыв всех пророков и посланников Господа звучал следующим образом:
«Нет никакого Бога (божества), кроме Единого и Единственного Бога (Аллаха)». И это свидетельство Веры по сей день остаётся первым столпом религии Ислам.
«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня»» (21 аль-Анбийа, 25)
Бог – один, и вероучение, с которым Он отправлял своих избранных рабов, априори не могло быть разным для каждого народа или меняться с течением времени. Это невозможно.
Шариат (правовые, морально-этические, религиозные нормы) – это единственное, что могло отличать пророков. И это естественно. Формы поклонения Аллаху (например, число молитв в сутки, форма намазов, содержание молитв, правила жертвоприношения, праздничные богослужения, погребальные обряды и многое другое, что не касается основ Веры) менялись во времени согласно тому, как изменялась сама жизнь человека.
«Воистину, религией у Аллаха является Ислам. Те, кому было даровано Писание, впали в разногласия только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу. Если кто не уверовал в знамения Аллаха, то ведь Аллах скор на расчет» (3 аль-Имран, 19)
Коранический аят ясно даёт понять, что единственной Божьей религией является Ислам, и Великий Господь не посылал ни одного пророка с другим вероучением. Слово «ислам» с арабского языка переводится как «покорность», «подчинение» (воле Единого Бога). Таким образом, понятие «ислам» – это полное, абсолютное единобожие, подчинение одному Единому Богу, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Так как все посланники Всевышнего Творца приходили с призывом Единобожия и подчинения только одному Господу, то все их религии можно подвести под единый термин – «Ислам», а всех пророков и посланников назвать мусульманами (мусульманин, муслим – последователь религии Ислам, человек, покорившийся, подчинившийся воле Единого Бога). Появление же различных вероубеждений, которые стали приписывать определенным пророкам, как указывается в Коране – это не по велению Аллаха. Возникновение разных религий – это дело рук самих людей, по тем или иным причинам менявших истинные учения Божьих посланников и вносивших правки в тексты Священных Писаний.
Что же касается Корана – последнего Божественного Указания, то его не коснулась и никогда не коснётся участь быть изменённым, так как Сам Аллах взял его под Свою охрану, поведав людям, что:
«(Коран –) Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных» (2 аль-Бакара, 2)
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание (Коран), и Мы оберегаем его» (15 аль-Хиджр, 9)
«Этот Коран не может быть сочинением кого-либо, кроме Аллаха. Он является подтверждением того, что было до него, и разъяснением Писания от Господа миров, в котором нет сомнения» (10 Йунус, 37)
«Воистину, те, которые не уверовали в Напоминание (Коран), когда оно дошло до них, будут наказаны. Воистину, это – могущественное Писание.