Сказал: «О мой Господь, я хочу, чтобы ты меня оживил, вернул в эту дунью, чтобы я был убит на твоем пути повторно, второй раз».

قال: إنه سبق مني أنهم إليها لا يرجعون.

«И сказал Всевышний Аллах: «Но Я уже обещал, что никто из тех, кто ушел из этой дуньи уже туда не вернется, и поэтому Я не выполню тебе это обещание (так как Я уже обещал, что я не верну того, кто из этой дуньи ушел)».

قال: فأبلغ من ورائي.

«Сказал АбдуЛлах ибн Амр ибн Харам: Тогда сообщи тем, которые еще живые в этой дунье о том, что со мной все в порядке».

فأنزل الله: "وَلاَ تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ أَمْوَاتًا بَلْ أَحْيَاء عِندَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ"(آل عمران: 169).

«И Всевышний Аллах ниспослал: «Не считайте тех, которые пали на пути Аллаха мертвыми, но нет они живые, они получают удел у их Господа, ликуют тому, что они нашли у их Господа из Его щедрости…» и так далее аяты суры аль Имран 169-171 аяты. Этот хадис передает имам Ибну Маджа, и этот хадис является хорошим, с хорошим иснадом. Привел его Абудульгани аль Макдиси для того, чтобы указать на то, что Всевышний Аллах разговаривает и описывается разговором.

Здесь необходимо отметить два вопроса:

Во-первых Всевышний Аллах разговаривает со Своими творениями одним из трех способов:

1)внушением, то есть внушает в сердце человеку что-либо. Это касается пророков и посланников и также праведных людей, как например мать пророка Мусы (алейхи ссаллам). Всевышний внушил ей, чтобы она положила его в сундук и выбросила в море, то есть Всевышний внушает. Так Всевышний общается со Своими творениями. Он не посылает никакое откровение через ангела, а просто внушает;

2)посылает откровение через посланника, то есть через ангела;

3)третий способ - разговаривает напрямую, без посредников и без всяких внушений. Напрямую, разговором так, что Его разговор слышен только тому, с кем Он разговаривает, но за покрывалом, человек не способен Его видеть.

Эти три способа относятся к этой дунье. Довод на это из суры аш-Шура 51 аят, где Всевышний говорит: «И не пристало человеку, чтобы Всевышний разговаривал с ним, кроме как посредством откровения (внушает ему что-то в сердце), или за покрывалом, или посылает к нему посланников» и тот уже внушает, или передает откровение этим людям из того, что послал через них Всевышний Аллах.

И последний момент, который нужно разобрать в этой главе это ахлю сунна говорит, что «вид «КалямуЛлах»(Слова Всевышнего Аллаха) древний, извечный» (никогда не начинался, не имеет начала). Говорят про слова Всевышнего Аллаха: «Их вид извечный, Его единицы обновляются». Не имеющие ни начала, ни конца слова Всевышнего Аллаха. «Слова Всевышнего извечны» имеется в виду, что Всевышний был способен разговаривать всегда, а не когда появилась у Него эта способность после того, как у него этой способности не было. Нет, мы так не говорим, мы говорим «Всегда был способен разговаривать без начала и конца». Это первое.

А что значит «Его единицы обновляются». Всевышний Аллах разговаривает, когда захочет новыми словами. Которые появляются после того, как их не было, то есть не было этих слов и они появляются. Например, Всевышний Аллах сказал: «И когда пришел Муса на встречу с нами (со Всевышним Аллахом) и заговорил с ним его Господь (когда Муса пришел, Всевышний высказал новые слова. Не имеется в виду, что они извечные - конкретно сказанные Мусе слова. Всевышний сказал Мусе: «Поистине я Аллах, нет божества достойного поклонения кроме Меня, поклоняйся же Мне». Эти новые слова Всевышний сказал (только что возникшие, только что появившиеся, а не так, что они были всегда изначально). Изначально была способность Всевышнего разговаривать, а новые слова появляются заново так, как Всевышний этого желает. Ахлю сунна говорит, что Всевышний разговаривает, когда захочет и как захочет.

И то же самое можно сказать относительно других Атрибутов действия. Всегда Всевышний Аллах был способен слышать, и не так что у Него появился слух после того, как не было. Нет, Всевышний всегда был способен слышать, но каждые отдельные слова Он слышит после того, как они произносятся или во время их произношения. То же самое и зрение Всевышнего Аллаха или видение Всевышнего Аллаха. Он всегда был способен на видение, но все, что происходит, Он видит, когда это происходит. Это то, что называется «изначальный вид», но обновляющиеся единицы (эти единицы обновляются в зависимости от того что происходит). Хотя мы не говорим, что Всевышний зависит от чего-то, что происходит в этой дунье. Одно другому не мешает. На этом завершили разбор Атрибута «Слова Всевышнего Аллаха».

Вопросы по 5 уроку:

47. Каков мазхаб саляфов относительно возможности того, что верующие увидят своего Господа в Судный День?

48. Слово "ан-назр" пришло в контекстах в нескольких значениях, в зависимости от предлога, с которым оно приходит. Что это за значения? Приведи доводы.

49. Упомяни доводы на то, что верующие увидят Всевышнего Аллаха в потусторонней жизни.

50. Верующие увидят Всевышнего в потусторонней жизни в двух разных ситуациях. Что это за ситуации? Приведи в довод два хадиса.

51. Какова достоверность добавки "Увидят Господа глазами" ('айанан) в хадисе Джарира ибн 'Абдиллях аль-Бажали? На какой из вопросов науки о хадисоведении мы привели эту добавку в пример?

52. Слово "Тудаммун" в хадисе Джарира аль-Бажали пришло в трех вариантах – что это за варианты?

53. Возможно ли увидеть Всевышнего Аллаха глазами в этом ближнем мире?

54. Увидят ли неверующие и лицемеры Всевышнего Аллаха в потусторонней жизни?

55. Установлено ли в отношении Всевышнего Аллаха имя "аль-Мутакаллим" (говорящий)?

56. Каков истинный мазхаб в вопросе атрибута "аль-Калям" (разговор).

57. Что значит выражение "Древний вид», «новые единицы»?

58. Упомяни доводы, которые упомянул автор в доказательство атрибута "аль-Калям" (разговор).

59. Всевышний может говорить со своими творениями в ближней жизни тремя способами. Что это за способы? Приведи довод.

60. Кого ты можешь назвать из тех, с кем разговаривал Всевышний Аллаха в этой ближней жизни без посредников? С упоминанием доводов.

Ответы на вопросы:

47. Мазхаб саляфов в этом вопросе на утверждении того, что верующие увидят Аллаха на площади сбора в Судный День, а также в раю своими глазами, действительным видением, что не означает, что при видении они охватят Всевышнего своим взором.

48. Слово "ан-Назр" приходит в контекстах в трех формах: 1. С предлогом "иля" – несет смысл «смотреть глазами». "Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа". (75: 22-23). 2. с предлогом "фи" – «размышлять». "Неужели они не поразмышляют над царствием небес и земли, а также всего, что сотворил Аллах?" (7: 185). 3. Без предлогов – «ожидать». "Неужели они ожидают чего-либо помимо того, что к ним явятся ангелы, или явится твой Господь, или явятся некоторые из знамений твоего Господа?" (6: 158).

49. Сура 75: 22-23, как мы привели в прошлом ответе. Хадис Джарира ибн 'Абдиллях аль-Бажали (Бухари и Муслим): "Однажды ночью мы сидели с посланником Аллаха, после чего он посмотрел на лунную ночь, а ночь была ночью полнолуния, и сказал: "Поистине, вы увидите вашего Господа также, как видите сейчас эту луну". Хадис Сухейба (у Муслима), что посланник Аллаха сказал: "Когда обитатели рая войдут в рай, к ним обратятся: "Поистине, Всевышний обещает вам что-то, подобного чему вы еще не видели. Они скажут: "Что же это? Ведь Он уже обелил наши лица и удалил нас от огня и ввел нас в рай". Тогда Всевышний удалит покрывало со Своего Лика, и верующие посмотрят на Него. Клянусь Аллахом, не давал им Аллах ничего более великого, чем возможность смотреть на Него. Затем прочитал: "Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха)" (10: 26).

50. На площади сбора в Судный День (хадис Джарира) и в раю (хадис Сухейба).

51. Эта добавка слабая, выделились ею из общей группы (а их более 60 человек) Абу Шихаб аль-Асгар 'Абдураббихи ибн Нафи' аль-Кинани и Зейд ибн Аби Унейса. Мы привели эту добавку, как пример на то, что даже если добавка не противоречит общему смыслу хадиса, имамы все равно выносят постановление о том, что она отколотая, несохраненная (шазза), и не называют ее достоверной или приемлемой просто потому, что она не противоречит общему смыслу хадиса.

52. 1. Тудаммуна (с удвоенной "м") – смысл – от слова «индимам» (прижимание) – т.е. вы будете смотреть на Аллаха без столпотворения и тесноты. 2. Тудамун (с одной "м") – от слова «дайм» – несправедливость – т.е. вы посмотрите на Аллаха без того, чтобы кто-либо причинил несправедливость другому. 3. Тударрун (с буквой "р") – от слова «дарар» – вред – т.е. вы посмотрите на Аллаха так, что никто не причинит друг другу вреда при этом.

53. Нет, по единогласному мнению приверженцев Сунны, более того всех остальных мусульман, кроме суфиев.

54. Неверующие не увидят единогласно, а лицемеры – есть разногласие, но те, кто говорит, что лицемеры увидят Аллаха, говорят, что увидят они Его в состоянии гнева и недовольства.

55. Нет.

56. Всевышний описан способностью говорить, как захочет и когда захочет. Он разговаривает действительным разговором, Слова Его из букв и звуков и несут значения и смыслы. Он разговаривает так, как подобает Его величию, и Его Разговор не подобен разговору творений. Его Слова возможно услышать тем, кого пожелает Аллах.

57. Т.е способность разговаривать у Всевышнего вечная, не имеющая начала и конца, и является Атрибутом Сущности, но каждое отдельное Слово, появляется при его высказывании. Как сказал Аллах: "Когда бы ни приходило к ним новое назидание от их Господа, они выслушивали его, забавляясь". (21: 2). То же самое можно сказать об остальных Атрибутах Действия Всевышнего.

58. Слова Аллаха: "Аллах вел разговор с Мусой (Моисеем)". (4: 164). Хадис 'Ади ибн Хатима (Бухари и Муслим): "Нет из вас ни одного, с кем Всевышний не заговорит в Судный День так, что между ним и Аллахом не будет переводчика". Хадис Джабира (хороший – Ибн Маджа), что после того, как в битве при Ухуде был убит 'Абдуллах ибн 'Амр ибн Харам, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "О Джабир! Не сообщить ли тебе, что сказал Аллах твоему отцу?". Сказал: "Сообщи". Сказал: "И до этого Аллах не разговаривал ни с кем, кроме как через покрывало, а с твоим отцом разговаривал без покрывала и посредника…".

59. 1. Внушением (ильхам) 2. Отправляя ангелов 3. Без посредников, но закрывая Свой Лик покрывалом. Довод: "Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он – Возвышенный, Мудрый". (42: 51).

60. 1. Адам (хадис Абу Умамы аль-Бахили у Табарани и аль-Хакима, достоверный): "Пророком ли был Адам?" Сказал посланник Аллаха: "Да, Всевышний научил его и разговаривал с ним". 2. Муса (мир ему): "Аллах вел разговор с Мусой (Моисеем)". (4: 164). 3. Мухаммад (в ночь вознесения) 4. Джибриль 5. Тот из творений, разговаривать с кем пожелает Аллах.

Урок.

القرآن كلام الله.

Коран Слово Аллаха.

Мы уже коснулись понятия «КалямуЛлах», но только поверхностно. Это же более частная глава «аль-Къуран калямуЛлах», касается именно Къур-ана. Глава о том, какие убеждения должны носить в себе приверженцы сунны относительно Книги Всевышнего Аллаха.

«Коран не является всеми словами Всевышнего Аллаха». Коран - это не все слова Всевышнего Аллаха. У Всевышнего Аллаха есть другие слова, кроме Корана, однако, Коран это часть слов Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах разговаривает, с кем хочет, как хочет и когда захочет, и Коран это часть слов Всевышнего Аллаха, однако весь Коран – это слова Аллаха. Вывод: Коран - это не все слова Аллаха, но весь Коран - это слова Аллаха.

و القرآن كلام الله و وحيه و تنزيله و المسموع من القاريء كلام الله.

«Коран является словами Всевышнего Аллаха и Его откровением, и он был ниспослан от Него, и то что мы слышим от чтеца, когда он читает Коран, является словами Всевышнего Аллаха». Когда имам читает в намазе какую-то суру, мы слышим слова Всевышнего Аллаха. Однако, означает ли это, что голос чтеца не сотворен так же, как слова Всевышнего Аллаха не сотворены, то есть мы говорим: «Голос – это голос чтеца, а слова – это слова Всевышнего Аллаха».

قال الله عز و جل: "فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلاَمَ اللّهِ"(التوبة: 6)

«Говорит Всевышний Аллах: «Если один из многобожников попросит у тебя прибежище, тогда дай ему прибежище, чтобы он смог услышать слова Аллаха». Имеется в виду Коран. (Сура Покаяние, 6 аят).

و إنما سمعه من التالي.

«А от кого он может услышать их, только от того, кто ему их прочитает». Это говорит о том, что человек не смотря на то, что читает своим голосом, а голос его сотворен, он читает слова Всевышнего Аллаха, и поэтому сказал Аллах: «Дай ему прибежище для того, чтобы он мог услышать слова Всевышнего Аллаха». Привел этот аят АбдульГани аль Макдиси для того, чтобы: во-первых, эту главу аль-Къур-ану КалямуЛлах - в убеждении Ахлю сунна уаль джамаа относительно книги Аллаха Корана, хафизы или имамы, когда писали книги про Итикъад – делили ее на мелкие пункты, и на каждый пункт приводятся доводы.

Так вот, первый пунк о том, что Коран - это слова Аллаха. Чтобы никто не смог сказать, что Коран это не совсем слова Аллаха. Коран – это слова Аллаха и приводит на это довод «Дай ему прибежище, чтобы он смог услышать слова Аллаха». А услышать он может Коран, а соответственно Коран - это слова Аллаха.

و قال الله عز و جل: "يُرِيدُونَ أَن يُبَدِّلُوا كَلَامَ اللَّهِ"(الفتح: 15).

«И также сказал Всевышний Аллах: «Они хотят заменить слова Всевышнего Аллаха». А неверующие хотят заменить Коран. Как они сказали, когда ты им приносишь Коран, они говорят: «Принеси нам другой Коран, не этот или замени его»,то есть «нам этот Коран не совсем подходит, давай замени другим его». Поэтому Всевышний сказал: «Они хотят заменить слова Аллаха» -имеется в виду Коран. В этой книге приводится два аята в довод на то, что Коран это КяламулЛах, но их намного больше. Следующий пункт:

و قال الله عز و جل: "إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ"(الحجر: 9).

Говорит Всевышний Аллах: «Поистине Мы ниспослали напоминание и поистине мы его охраняем (или сохраняем)». Этот довод привел Абдульгани аль Макдиси для того, чтобы доказать то, что Коран был ниспослан от Аллаха. Эти же аяты указывают на то, что Всевышний отделен от Своих творений, и что Он находится высоко над Троном, над семью небесами. Почему? Потому что, если ты не находишься, например, высоко, то в этом случае не говорят «ниспослано» о том, что пришло от тебя. Оно ниспосылается сверху, поэтому это один из доводов на то, что Всевышний находится над семью небесами, а не на земле. Если бы Всевышний был на земле, то не было бы смысла говорить Коран ниспослан. Откуда ниспослан, если Всевышний был бы на земле, и мы были на земле. Он был бы не ниспослан, а был бы просто передан, например.

و قال الله عز و جل: "وَإِنَّهُ لَتَنزِيلُ رَبِّ الْعَالَمِينَ نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنذِرِينَ"(الشعراء: 192-194).

Говорит Всевышний Аллах: «Поистине это ниспослание от Господа миров, спустился с эти посланием верный дух,то есть Джибриль (алейхи ссалям), на твое сердце, чтобы ты стал из тех, которые предостерегают людей от всякого зла». (Сура Поэты аяты 192-194). Эти два аята приведены автором, для того, чтобы доказать то, что Коран был ниспослан сверху вниз от Всевышнего Аллаха к Его творениям как прямой путь.

و هو محفوظ في الصدور

Следующий пункт - Коран «сохраняется в сердцах людей».Человек его может выучить, может выучить аят, может выучить слово, может выучить целую суру, может выучить несколько сур и весь Коран. Поэтому и говорит: «Возможно выучить Коран и сохранить его в сердце».

كما قال: "بَلْ هُوَ آيَاتٌ بَيِّنَاتٌ فِي صُدُورِ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ"(العنكبوت: 49).

«Как сказал Всевышний Аллах: «Но это ясное знамение в сердцах тех, которым было дано знание».Имеется в виду - выученные аяты, которые находятся у человека в сердце; он выучил и хранит их в своем сердце. Кто-то говорит из людей, обладателей знания, что это довод на то, что Коран «возможно сохранить у себя в сердце», что КалямуЛлях - слова Аллаха сохраняются в сердцах людей.

و روى عبدالله بن مسعود قال: قال رسول الله (صلى الله عليه السلام):

И еще один довод на это «Передается со слов ибн Мас’уда, что он сказал: «И сказал Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма):

"استذكروا القرآن فلهو أشد تفصيا من صدور الرجال من النَعْم من عُقُلِه".

«Почаще повторяйте Коран, поистине он быстрее уходит из сердец людей, чем верблюдица, которая недолжным образом привязана».Если ты ее недолжным образом привяжешь, она отвязывается и убегает. Поэтому и говорится, чтоКоран, если ты его не повторяешь, быстрее уходит из твоего сердца, быстрее забывается, чем верблюд, который недолжным образом привязан. Этот хадис приведен для того, чтобы доказать что Коран возможно выучить и хранить его в своем сердце. Это хадис «муттафакъун’алейхи», хадис у Бухари и Муслима, иснад достоверый.

Наши рекомендации