Правила для проверки пророков

Когда ученики спрашивали Господа о признаках конца вре­мен, Он начал ответ со слов: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мат. 24:4). Перечисляя ряд событий этого опасного времени, Он упомянул и следующее: «Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чуде­са, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мат. 24:24). Так как мы приблизились к концу времен, то должны уметь распознавать лжехристов и лжепророков.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: МЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ИСТИНУ

Для того чтобы распознать ложь, важнее всего знать прав­ду. Чем лучше мы знаем кого-то, тем сложнее нас одурачить тому, кто прикидывается этим человеком. Чем лучше мы знаем Господа, тем труднее будет обмануть нас дьявольско­му духу, который пытается выдать себя за Христа. Точно так же, зная истинное пророчество, маловероятно попасться на ложном.

Конечно, в Евангелии от Матфея (24:24) Господь предуп­реждал людей о тех, кто будет называть себя Христом. Мно­гие нехристиане, а также псевдохристиане были и будут уво­диться в сторону ложными христами. Но лжехристос не смо­жет обмануть верующего, знающего истинного Христа.

Предупреждение о лжехристах не просто предупреждение о тех, кто будет называться Христом. Греческое слово Хрис­тос может быть переведено как «помазанный», поэтому пре­дупреждение носит более широкий характер. Многие заявля­ющие о своем помазании от Бога будут обычными само­званцами. Лжепророки могут нанести истинной Церкви больший урон, чем лжехристы.

Я видел ряд церквей и служений, опустошенных лжепро­роками или лжепророчествами. Почему? По той же причине, по которой люди могут быть обмануты лжехристом: тот, кто не знает истинного пророчества, легко попадается на лож­ное.

Наиболее яркими примерами этого являются лжепророчества, устанавливающие дату возвращения Господа. Очень отрезвляет наблюдение того, как многие церкви попадаются на подобный обман: это же явно противоречит Писаниям, где сказано, что никто не будет знать времени. Церкви и дви­жения, излишне доверчивые к такого рода пророчествам обычно отвергают дар пророчества как действующий дар в сегодняшней Церкви.

Примером тому могут послужить многие церкви, по­скользнувшиеся на «88 причинах второго пришествия Гос­пода в 1988 году». Все знакомые мне в то время пророки и движения, развивающие пророческое служение, сразу рас­познали фальшивку. Вызывает тревогу то, что многие обма­нувшиеся, похоже, не признали своей ошибки, даже когда она стала совершенно очевидной, и что никто не пытался проанализировать причины такой ошибки. Примечательно, что эти люди выражали пренебрежение к дару пророчества вообще.

Если уж апостол Павел признавался, что сатана смог рас­строить его планы (см. 1 Фес. 2:18), то такое может случиться с каждым из нас. Нашей реакцией на это должен быть не от­каз от пророчеств. Пророчества — центральная тема Писа­ний и с самого начала главный способ общения Господа со Своим народом. Нашим ответом должна быть нарастающая решимость знать истину, чтобы было легко распознавать ложь.

К библейской мудрости относится также отслеживание планов сатаны (см. 2 Кор. 2:11). Поэтому мы поступаем пра­вильно, когда исследуем способы, которыми сатана вводит в заблуждение других или нас самих. Итак, суммируя сказан­ное о первом признаке, мы должны знать истину, но при этом должны не забывать нашей потребности в милости Бо­жьей и мудрости и быть готовыми честно признавать свои ошибки.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ: ЧЕМ ЛУЧШЕ МЫ ЗНАЕМ СВЯТОГО ДУХА, ТЕМ В БОЛЬШЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАХОДИМСЯ

Можно быть искренним верующим, но при этом оказать­ся лжепророком или высказывать лжепророчества. Сам Гос­подь Иисус подтвердил это в Евангелии от Матфея (24:4, 5): «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят». Господь не имел в виду, что многие назовут себя Христом, но они придут, говоря, что Он, Иисус, есть Хрис­тос, однако многих уведут в сторону. История подтвердила справедливость этого, поскольку наиболее деструктивные лжепророки утверждали, что Иисус — Христос, но обманы­вали многих. Как такое могло случиться?

Лжепророки и лжепророчества основаны на обмане. Наи­более эффективный прием врага — предстать в виде «ангела света» или «посланца истины». Даже если в пророчестве со­держится доля правды, это еще не исключает его лживости в целом. Увы, сатана знает Библию лучше многих христиан. Он преуспел в извращении ее истин. Он пытался проделать этот трюк даже с Иисусом, Самим Словом. Знание Писаний и способность заставить других поверить еще не превраща­ют человека в посланца истины. Мы должны поинтересо­ваться, является ли этот человек «верно преподающим слово истины» (см. 2 Тим. 2:15).

Кто может знать, что Слово воспринято правильно? Тот, кто написал Книгу. Не оставляет ли это простор для субъек­тивности? Несомненно. И это опасно, хотя еще опаснее во­обще запретить субъективность в установлении истины. Субъективность жизненно необходима. Люди не могут быть спасены лишь потому, что знают кого-то спасенного. Гос­подь должен стать нашим личным Спасителем, нашим пер­сональным Господом; и истина должна быть личной, если мы действительно хотим познать ее. По этой причине Биб­лия допускает относительную субъективность в своей ин­терпретации. Это значит, что мы не должны продвигать час­тные интерпретации, но каждый из нас должен сам искать Господа и Его истины. Мы не обезопасим себя от обмана зна­комством с кем-то, кто знает Библию. Каждый из нас должен сам знать Дух Истины.

Ученые разработали много систем герменевтики для уда­ления субъективности из библейских интерпретаций. Мно­гие из них являются превосходными путеводными линиями, но независимо от качества нашей герменевтики, в грядущие времена наша уязвимость для лжи будет расти, если мы не будем знать Дух Истины и следовать за ним. Мы должны осознать, что некоторые принципы герменевтики были по­пыткой удалить нашу потребность в Духе Святом, независи­мо от того, сколько было сказано пустых слов о потребности в Нем. Многие из тех, кто остро реагирует на то, что они вос­принимают как склонность паствы к «личным интерпрета­циям», в действительности реагируют на способность людей видеть вещи в другом свете, нежели они сами.

Подведем итог сказанному о втором правиле: мы не мо­жем обезопаситься от лжи без Духа Святого. Чем лучше мы будем знать Его, чем ближе к Нему будем держаться, тем в большей безопасности будем находиться. Это относится как к учению, так и к пророчеству. Поняв эти два фундамен­тальных признака, мы станем бдительнее к следующим две­надцати характерным признакам лжепророков и лжепророчеств.

Наши рекомендации