Понятие стандартизации, надежности и валидности методик
Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на две группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.
К формализованным методикам относятся:
· тесты,
· личностные опросники,
· проективные методики.
Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.
Тесты(в переводе с английского «испытание», «проверка», «проба») — это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.
Посредством стандартизированных тестов диагностируется, в основном, развитие познавательных процессов (интеллектуальное развитие), они применимы преимущественно в старшем дошкольном возрасте (например, методики «Эталоны», «Перцептивное моделирование»).
Стандартизованные методики опробованы на большом количестве детей и представляют собой набор заданий. Выполнение ребенком каждого задания оценивается в баллах (или справился – не справился). Материалы их статистически обработаны и дают количественные показатели, отражающие средние возрастные нормы. Обследование по стандартизованной методике позволяет получить количественный показатель для каждого ребенка (в баллах), соотносимый со средними показателями по возрастной группе.
В настоящее время в практике детского психолога кроме стандартизированных тестов присутствуют также психодиагностические методики с поуровневой дифференциацией. Данный тип психодиагностических средств в основе своей опирается более на качественноедифференцирование психических феноменов, чем на их количественное измерение. Методики этого ряда представляют собой комплекс стандартизированных заданий, содержательно близких к стандартизированным тестам, но имеющих более гибкое варьирование структурных частей методики, вводных и сопровождающих инструкций, характеризующихся отсутствием временного регламента и жесткой системой оценок.
Методики с поуровневой диифференциацией не дают средних количественных показателей. Они позволяют отнести полученные ребенком результаты к определенному уровню выполнения задания. Число уровней для конкретного возраста устанавливается разработчиками методик.
Следует отметить, что методики с поуровневой дифференциацией более адаптивны для детей дошкольного возраста, т.к. позволяют максимально приблизить процедуру диагностирования к игровой деятельности, адаптируя тем самым ребенка к специально организованным условиям обследования (методики «Коробочка форм», «Мисочки»).
Личностные опросники– группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов.
Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты. По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).
В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например, «да, нет»; «да, нет, затрудняюсь ответить»). Как правило, в личностных опросниках не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Они лишь отражают меру согласия или несогласия испытуемого с тем или иным высказыванием Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.
Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Открытые опросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, затруднения в интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.
Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, заложенного шкалой (например, трудный – легкий, хороший – плохой). Обычно используется трех-, пяти- и семиточечные шкалы. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.
Личностные опросники предлагаются воспитателям и педагогам с целью анализа их личностных качеств и взаимоотношений с детьми (например, ВРР (Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.И. Марковской), ОРО (Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина), опросник Личностной Ориентации (ЛиО), тест на эмоциональное выгорание).
Для проективных методик характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п. В отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными, возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы. Результаты проективных методик относительно замаскированы, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.
При диагностике детей дошкольного возраста используют детские варианты проективных методик (CAT, тест Розенцвейга, «Рисунок человека», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи» и другие).
К малоформализованным методикам следует отнести:
· наблюдения,
· опросы (беседа, интервью, анкетирование),
· анализ продуктов деятельности.
Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Вместе с тем, следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.
Малоформализованные диагностические средства не следует противопоставлять строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми по некоторым объективным и субъективным показателям. С этой целью могут быть использованы интервью, опросы, наблюдения.