Модель психологической компетентности педагога

(компетентность – совокупность профессиональных знаний и умений в данной области)

Работа с детьми Работа с родителями Саморазвитие педагога
Знания из общей, возрастной, семейной, практической и т.д. психологии
Знание норм возрастного развития дошкольников – чтобы понять, правильно ли развивается ребенок Знание норм семейных взаимоотношений, в частности, способов позитивного взаимодействия с детьми, доступных родителям Самопознание – знание своих личностных и коммуникативных особенностей Представление об идеале педагога
На основе знаний о нормах развития и семейных взаимоотношений нужно уметь сделать правильные выводы о реальном положении вещей – диагностика….
…уровня развития ребенка, чтобы 1) вовремя обнаружить отклонения и обратиться к психологу за подтверждением 2) выявить одаренность ребенка 3) выявить оптимальный уровень развития ребенка (например, при диагностике готовности к школе, в некоторых образовательных программах) 4) проверить эффективность каких-либо новых средств образования в ходе исследовательской работы …оптимальности стиля детско-родительских отношений с целью его дальнейшего улучшения / коррекции …или самодиагностика особенностей личности с целью реализовать свой потенциал или скорректировать какое-либо качество или поведение
На основе данных диагностики проводится профилактика, коррекция (в оптимальном случае - в сотрудничестве с психологом) и стимулирование полноценного психического развития ребенка
· Знание отклонений в развитии ребенка, чтобы их предупреждать и корректировать · Умение использовать методы профилактики, коррекции отклонений, методы стимулирования развития · Знание возможных недочетов во взаимоотношениях родителей и детей · Владение методами коррекции и стимулирования позитивного развития детско-родительских взаимоотношений · Владение способами саморазвития · Знание возможных ошибок во взаимодействии с детьми и родителями и их профилактика · Умение избегать профессиональных психических отклонений
         

Тема 2. Использование психологической диагностики педагогами ДОУ (2 часа)

План

1. Предмет, содержание, задачи психодиагностики в ДОУ.

2. Факторы риска.

3. Классификация психодиагностических методик, понятие стандартизации, надежности и валидности методик.

4. Правила психологического обследования в условиях до­школьных учреждений.

5. Диагностика параметров развития ребенка.

1. Предмет, содержание, задачи психодиагностики в ДОУ

Предметомпсихологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

Содержание психодиаг­ностической деятельности дифференцируется:

· по направлениям (объектам) психологических воздействий (по типам клиентов): дети, родители (лица их заменяющие), воспитатели и педагоги.

· по параметрам психодиагностических воздействий (т.е., что диагностирует педагог-психолог).

Параметры психодиагностических воздействий:

1. Показатели нормативно-возрастного и индивидуального раз­вития детей дошкольного возраста: например, личностно-эмоциональные особенности, специальные способности и т.д.

2. Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педагогов ДОУ с детьми: например, стиль взаимоотношений в группе (взрослый – ребенок).

3. Показатели особенностей семейных взаимоотношений.

Задачи психологической диагностики:

· задача решения конкретной проблемы ребенка (диагностика проводится по запросу (например, по запросу родителя);

· задача психопрофилактики (фронтальная диагностика всех детей);

· экспериментальная задача (или плановая) в процессе введения инновационной программы.

Факторы риска

Цель при анализе результатов обследования, – создание психологического портрета ребенка.

Первое требование – разграничение нормы и патологии (интеллек­туальная недостаточность, задержка психического развития, раз­ные виды психических отклонений).

Существует две основные формы отставания в развитии:

· отставание, связанное с нарушениями нервной системы и требующее клинико-психологической или медицинской диагностики;

· временное отставание и неадекватное поведение, связанное с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

Педагог не обладает необходимой квалификацией, и при подозрении о патопсихологическом характере нарушений или предположении о достаточно серьезном отклонении в развитии должен тактично рекомендовать родителям обратиться к специалисту (в первую очередь, к психологу ДОУ).

Педагог должен знать о факторах риска, характеризующих психи­ческое развитие ребенка в каждом возрасте. Так, факторами риска в дошкольном возрасте можно считать следующие осо­бенности поведения:

· выраженную психотропную расторможенность; труд­ности выработки тормозных реакций и запретов, которые соответствуют возрастным требованиям; трудности органи­зации поведения даже в игровых ситуациях;

· склонность ребенка к косметической лжи – приукра­шиванию ситуации, в которой он находится, к примитив­ным вымыслам, которые он использует как выход из зат­руднительного положения или конфликта; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, иногда о нем говорят, что все дурное к нему так и липнет, ребенок ими­тирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей или взрослых;

· инфантильные истероидные проявления с двигатель­ными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;

· импульсивность поведения, эмоциональную заражае­мость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и дра­ки ребенка даже по незначительному поводу;

· реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания или замечания, энурез, побеги как реакции ответного типа.

В этом случае диагностика необходима.

Наши рекомендации