Исторические основы развития стандартизации

Основные этапы и тенденции развития стандартизации в СССР и России

Только при Советской власти началось развитие государственной стандартизации в Советском Союзе.

1918 г. Первым государственным актом, положившим по существу начало стандартизации в СССР, был Декрет Совета Народных Комиссаров «О введении Международной метрической системы мер и весов».

1923 г. Создано бюро по стандартизации при Народном комиссариате Рабоче-Крестьянской инспекции (НКРКИ) для подготовки предложений по созданию руководящего органа по стандартизации. Создан Комитет эталонов и стандартов (КЭС) при главной палате мер и весов. Комитет разработал ряд стандартов на меры длины, резьбы, калибры; были разработаны проекты стандартов на систему допусков и посадок.

наконец, 15 сентября 1925 г. Совнарком СССР организовал Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Первым председателем Комитета был назначен В.В.Куйбышев. В работе Комитета участвовали известные ученые, в том числе И.М.Губкин.

1940 г. Организован Всесоюзный комитет стандартов при Совете Народных Комиссаров СССР. Часть стандартов военного времени имела индекс ГОСТ В.

1968 г. Утвержден комплекс стандартов «Государственная система стандартизации» - ГСС, установивших единый порядок разработки, утверждения, регистрации, издания, обращения и внедрения стандартов всех категорий на всех уровнях управления народным хозяйством. Установлены категории стандартов: государственный стандарт - ГОСТ, отраслевой стандарт - ОСТ, республиканский стандарт – РСТ, стандарт предприятия – СТП.

Законодательной базы стандартизации в СССР не существовало.

Г. Начало перестройки

Эти годы были очень благоприятны для внедрения международной методологии и практики стандартизации в нашей стране

1992 г. Принят закон РФ «О защите прав потребителей». Был пересмотрен и принят в новой редакции в 1998 г. 1992г. Принята новая редакция Государственной системы стандартизации - ГСС. 1993г. Принят закон РФ «О стандартизации». 1993 г. Принят закон РФ «Об обеспечении единства измерений». 1993 г. Принят закон РФ «О сертификации продукции и услуг».

На сегодняшний день все эти документы за исключением закона «О защите прав потребителей» и закона «Об обеспечении единства измерений» отменены в связи с принятием и введением в действие с 1 июля 2003 г. Федерального закона 184 (ФЗ - 184) «О техническом регулировании».

Качество – это степень соответствия присущих отличительных свойств потребностям или ожиданиям, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными.

Термины

Стандарт– нормативный документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандартизация-деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Международный стандарт- стандарт, принятый международной организацией

Международная стандартизация- стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Под стандартизацией следует понимать деятельность, направленная на достижения упорядочения в определенной области.

Термины

Региональная стандартизация- это стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического или экономического региона.

Региональный стандарт-стандарт принятый региональной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей. (Региональная организация по стандартизации - организация, членами которой являются национальные органы по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции.

Межгосударственный стандарт - региональный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации и доступный широкому кругу пользователей - ГОСТ 1.1

Национальный стандарт- утвержденный национальным органом РФ по стандартизации стандарт, в котором в целях добровольного и многократного использования устанавливаются характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг-ГОСТ Р 1.2

7. термины

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (абзац в редакции, введенной в действие с 22 мая 2007 года #M12293 5 902040629 2 3972405214 2556909700 3660000483 3562858724 4294967294 1467120115 3777048164Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ#S)

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (абзац в редакции, введенной в действие с 22 мая 2007 года #M12293 8 902040629 3 4294967294 1794721357 2556909700 395981356 2038873560 625812202 4294967294Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ#S)

Термины

Гармонизированные стандарты-

Уровни гармонизации

9. термины

контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки (абзац в редакции, введенной в действие с 22 мая 2007 года #M12293 0 902040629 4294967293 4294967294 1794721357 3829675332 2038873560 2713736140 2440337608 89968076Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ)

10. ФЗ «О тех. Регулировании». Принципы ТР = статья 3

11.Цели принятия ТР = статья 6

12. Содержание ТР/ 13. применение ТР =статья 7

14. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены ТР = статья 9

15. Особый порядок разработки и принятия ТР = статья 10

16. Цели стандартизации = статья 11

17. Принципы стандартизации = статья 12

18ю Документы в области стандартизации = статья13

19. Национальный орган РФ по стандартизации/20. Технические комитеты по стандартизации = статья 14

21. Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации = статья 15

22. Правила разработки и утверждения национальных стандартов = статья 16

23. Своды правил. Стандарты организаций = статья 17

24. Органы и объекты госконтроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов = статья 32-33

25. Полномочия органов государственного контроля (надзора) = статья 34

26.Информация о технических регламентах и документах по стандартизации (глава 8, статьи 43 и 44 ФЗ 184)

ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Основные принципы стандартизации в РФ, обеспечивающие достижение целей и задач ее развития, заключаются в:

- добровольности применения стандартов;

- достижении при разработке и принятии стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон;

- использовании международных стандартов как основы для разработки национальных стандартов;

- комплексности стандартизации для взаимосвязанных объектов;

- недопустимости установления в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам;

- установлении требований в стандартах, соответствующих современным достижениям науки, техники и технологий с учетом имеющихся ограничений по их реализации;

- установлении требований в стандартах, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения;

- четкости и ясности изложения стандартов, с тем чтобы обеспечить однозначность понимания их требований;

28. Основные положения ГОСТ Р 1.0

1.ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ– устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в РФ.

Положения основополагающих стандартов системы стандартизации в РФ разработаны для применения федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации (ТК), общественными объединениями и заинтересованными лицами.

При использовании настоящего стандарта применительно к требованиям статьи 5 ФЗ 184 учитывают также дополнительные требования, изложенные в специальных стандартах, учитывающих правила разработки указанных документов.

В стандарте применены термины по ГОСТ 1.1 и ГОСТ Р 1.12.

3. ЦЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ:Стандартизация осуществляется в целях:

Повышения уровня безопасности:

- жизни и здоровья граждан;

- имущества физических и юридических лиц;

- государственного и муниципального имущества;

- в области экологии;

- жизни и здоровья животных и растений;

- объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обеспечения:

- конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

- научно-технического прогресса;

- рационального использования ресурсов;

- совместимости и взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов);

- информационной совместимости;

- сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных;

- сравнительного анализа характеристик продукции;

- государственных заказов, внедрения инноваций;

- подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

- решений арбитражных споров;

- судебных решений;

- выполнения поставок.

Создания:

- систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;

- систем каталогизации продукции;

- систем поиска и передачи данных;

- доказательной базы и условий выполнения требований технических регламентов.

4. ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Основные принципы стандартизации в РФ, обеспечивающие достижение целей и задач ее развития, заключаются в:

- добровольности применения стандартов;

- достижении при разработке и принятии стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон;

- использовании международных стандартов как основы для разработки национальных стандартов;

- комплексности стандартизации для взаимосвязанных объектов;

- недопустимости установления в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам;

- установлении требований в стандартах, соответствующих современным достижениям науки, техники и технологий с учетом имеющихся ограничений по их реализации;

- установлении требований в стандартах, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения;

- четкости и ясности изложения стандартов, с тем чтобы обеспечить однозначность понимания их требований;

6.ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ

К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:

- национальные стандарты;

- национальные военные стандарты;

- межгосударственные стандарты, введенные в действие в РФ;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, применяемые в установленном порядке;

- стандарты организаций;

- своды правил. Возможны дополнения в соответствии с ФЗ 184

Национальные стандарты разрабатывают, утверждают, обновляют и отменяют в соответствии с ГОСТ Р 1.2.

Национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения.

Применение национального стандарта на продукцию, работы и услуги подтверждается знаком соответствия национальному стандарту по ГОСТ Р 1.9.

Общие правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов, а также требования к их содержанию – по ГОСТ Р 1.5.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных, саморегулируемых организаций; объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов:

- для целей стандартизации;

- для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;

- для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом принципов стандартизации и ГОСТ Р 1.4.

Разработка и утверждение сводов правил осуществляется ФОИВ в пределах их

полномочий. Порядок разработки и утверждения сводов правил определяется

Правительством РФ на основе статьи 16 ФЗ 184.

ВИДЫ СТАНДАРТОВ

В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых требований разрабатываются стандарты следующих видов:

- стандарты на продукцию;

- стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

- стандарты на услуги;

- стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);

- стандарты на термины и определения;

- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Стандарты на продукцию устанавливают для групп однородной продукции или для конкретной продукции требования и методы их контроля по безопасности, основным потребительским свойствам, а также требования к условиям и правилам эксплуатации, транспортирования, хранения, применения и утилизации.

Стандарты на процессы и работы устанавливают основные требования к организации производства и оборота продукции на рынке, к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ, а также методы контроля этих требований в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на услуги устанавливают требования и методы их контроля для групп однородных услуг или для конкретной услуги в части состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, а также требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуги.

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие:

- взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость;

- техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции;

- охрану окружающей среды;

- безопасность здоровья людей и имущества;

- другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности.

Стандарты на термины и определения устанавливают наименование и содержание понятий, используемых в стандартизации и смежных видах деятельности.

Стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа устанавливают требования к используемому оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала.

30.ЕСКД. Область распространения правил, положений и требований. Основное назначение ЕСКД

Основной комплекс стандартов ЕСКД был разработан в 1968 и введен в действие в 1971 году. По ГОСТ 2.001 – 93 этот комплекс стандартов установил взаимосвязанные единые требования, правила и положения по классификации, разработке, оформлению и обращению конструкторской документации (КД) на всех стадиях и этапах жизненного цикла продукции (изделия), начиная от маркетинга и научных исследований и заканчивая утилизацией, применяемых субъектами хозяйственной деятельности РФ.

Стандарты ЕСКД распространяются на все виды изделий и конструкторских документов машиностроения и приборостроения, гражданского, военного и двойного назначения, на учетно-регистрационную, нормативную, технологическую, программную и другие виды документов, а также на научно-техническую и учебную литературу.

Требования ЕСКД распространяются на изделия основного и вспомогательного производства, т.е. на изделия, предназначенные для поставки (реализации), и изделия, предназначенные только для собственных нужд предприятия, их изготавливающего.

ЕСКД – система нормативных и технических требований, обеспечивающих:

1. единство и сопоставимость информации;

2. взаимообмен документацией без ее переоформления;

3. расширение унификации и стандартизации изделий;

4. упрощение форм документов и сокращение их номенклатуры, а также графических изображений;

5. механизированное и автоматизированное создание изделий;

6. готовность промышленности к организации производства и применения любого изделия на любом предприятии в наиболее короткие сроки и с минимальными затратами;

7. облегчение международного обмена технической документацией.

В ФЗ 184 провозглашен принцип добровольности применения стандартов. Там же установлены принципы технического регулирования, основным из которых является принцип применения единых правил установления требований к продукцииили к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.В связи с этимстандарты ЕСКД следует считать прямым предметом технического регулирования, т.к. они обеспечивают техническую и информационную совместимость и взаимозаменяемость продукции, установление нормативных требований к безопасности продукции, которые отражаются в КД

Обозначение стандартов ЕСКД

Обозначение стандартов ЕСКД строится на классификационном принципе, что облегчает определение их тематики, например: ГОСТ 2.001 – 93 ЕСКД. Общие положения; ГОСТ 2.101 – 68 ЕСКД. Виды изделий;ГОСТ 2.103 – 68 ЕСКД. Стадии разработки. СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ НОМЕРА СТАНДАРТА ЕСКД:

ГОСТ 2. 6 02 – 2000

Исторические основы развития стандартизации - student2.ru Исторические основы развития стандартизации - student2.ru Исторические основы развития стандартизации - student2.ru Исторические основы развития стандартизации - student2.ru Исторические основы развития стандартизации - student2.ru Исторические основы развития стандартизации - student2.ru Исторические основы развития стандартизации - student2.ru Исторические основы развития стандартизации - student2.ru Исторические основы развития стандартизации - student2.ru Исторические основы развития стандартизации - student2.ru Исторические основы развития стандартизации - student2.ru Год регистрации стандарта

Исторические основы развития стандартизации - student2.ru Порядковый номер стандарта в группе

Исторические основы развития стандартизации - student2.ru Классификационная группа стандарта

Исторические основы развития стандартизации - student2.ru Класс (стандарты ЕСКД)

Исторические основы развития стандартизации - student2.ru

Категория нормативного документа (межгосударственный стандарт)

Технический проект

39.ЕСКД. Рабочая документация

Рабочая КД представляет собой совокупность КД, предназначенных для изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта изделия.

В число обязательно выпускаемых рабочих документов на все виды изделий, кроме деталей, входит спецификация, а для сборочных единиц – также сборочный чертеж. Номенклатура остальных документов на конкретное изделие самостоятельной поставки согласуется с заказчиком КД или с заказчиком КД и изделия.

ГСИ. Основные положения Федерального законодательства в области единства измерений

Федеральный Закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" принят Государственной Думой 11 июня 2008 года, одобрен Советом Федерации 18 июня 2008 года.

1. Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, регулирующие отношения в области обеспечения единства измерений, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся предмета регулирования настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Исторические основы развития стандартизации

Еще в древнем Египте при строительстве пользовались кирпичами постоянного, «стандартного» размера. При этом специальные чиновники занимались контролем размеров кирпичей. В средние века с развитием ремесел методы стандартизации стали применяться все чаще и чаще. Так, были установлены единые размеры ширины тканей, единое количество нитей в ее основе, даже единые требования к сырью, используемому в ткацком производстве.

В 1785 г. французский инженер Леблан изготовил партию ружейных замков – 50 штук, причем каждый из этих замков обладал важным качеством – взаимозаменяемостью; его можно было использовать в любом из ружей без предварительной подгонки.Благодаря внутризаводской стандартизации изготавливаемых изделий стала возможной рационализация процессов производства; единственная цель, которую при этом преследовали предприниматели – получение более высоких прибылей. в дальнейшем, по мере развития общественного разделения труда, развития торгового обмена продукцией между различными странами и регионами, все большее значение начала приобретать национальная стандартизация и даже международная. В 1891 г. в Англии, а затем и в других странах была введена стандартная резьба Витворта (с дюймовыми размерами), впоследствии замененная в большинстве стран резьбой метрической. В 1846 г. в Германии были унифицированы ширина железнодорожной колеи и сцепные устройства для вагонов; в 1869 г. там же был впервые издан справочник, содержащий размеры стандартных профилей катаного железа. В 1870 г. в ряде стран Европы были установлены стандартные размеры кирпичей. Эти первые результаты национальной и международной стандартизации имели огромное практическое значение для развития производительных сил. Поиски более обоснованных единиц измерения начались давно. Так, уже в 1790 г. во Франции была создана единица длины «метр», равная десятимиллионной части четверти длины земного меридиана. Однако прошло 85 лет, прежде чем первые 17 государств, принявшие участие в Международной метрической конвенции в 1875 г. в Париже. 1901 г. в Англии был создан Комитет стандартов, главной задачей которого было содействие усилению экономического могущества Британской империи путем разработки и внедрения стандартов на сырье, промышленные изделия, военную технику. Однако стандарты, разработанные различными национальными организациями по стандартизации, не были, за немногим исключением, обязательными и оставались, да и сейчас остаются рекомендуемыми. Промышленники, владельцы фирм во всех странах стремятся как можно меньше подвергаться «опеке» со стороны обязательных стандартов, утверждаемых государственными органами управления. В условиях рынка промышленникам и предпринимателям невыгодна жесткая регламентация типов и видов производимых изделий, это мешает им в конкурентной борьбе. С развитием монополий стандартизация начала развиваться также и в международном масштабе. Постоянное расширение международного товарообмена и необходимость более тесного сотрудничества в области науки и техники привели к основанию Международной ассоциации по стандартизации (ИСА). В 1946 г. в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (ИСО), в состав которой вошли 33 страны (сейчас в ИСО входит более 140 стран). День 14 октября 1946 г., когда Генеральная ассамблея ИСО приняла решение о том, что организация официально начнет свою деятельность после ратификации Устава и Правил процедур 15 национальными организациями по стандартизации, отмечается во всем мире как Международный день стандартизации. На совещании в Париже в марте 1961 г. из представителей национальных организаций по стандартизации стран - членов ЕЭС, Европейской ассоциации свободной торговли, а также Комиссии по общему рынку, был создан Комитет европейской координации стандартов, позднее преобразованный в Европейскую организацию по стандартизации (СЕН). В настоящее время в СЕН входят все страны – члены Европейского союза. В рамках Североатлантического союза (НАТО) создана организация по стандартизации, занимающаяся разработкой стандартов в области военной техники.

Первые сведения о стандартизации в России относятся к 1555 г.; при Иване Грозном специальным указом были установлены постоянные размеры пушечных ядер и введены калибры для проверки этих размеров. Развитие судостроения, железнодорожного транспорта, различных отраслей машиностроения привело к появлению первых русских стандартов; это были стандарты предприятий, фирм. В 1904 г. были установлены стандарты на вагоны и другие изделия, применяемые на железнодорожном транспорте.

Наши рекомендации