Исторические основы и главные проблемы психологии развития

В течение многих веков детству, как отдельной фазе жизненного цикла, не придавалось большого значения.

Как только дети выходили из младенческого возраста, они считались пусть маленькими, но уже сформировавшимися взрослыми – «взрослыми в миниатюре».

Французский историк и демограф Ф. Арьес (1914–1984) описал, как эта точка зрения доминировала в Средние века (VI—XV вв.), что нашло отражение в искусстве, развлечениях и языке того времени [Арьес, 1999].

Он полагал, что возраст в средневековой культуре, традициях и обиходе не имел большого значения; с детьми обращались как со взрослыми; никого не интересовали конкретные особенности детей.

Его исследования показывают, что вплоть до XIII в. художники вообще не обращались к образам детей, с XIII в. появляются изображения детей в религиозных сюжетах, и только с XVII в. – изображения реальных детей.

Поначалу в средневековых картинах дети изображаются в одежде, с выражением лица и пропорциями тела миниатюрных взрослых.

По данным Ф. Арьеса, открытие детствакак особого периода жизни началось лишь в XIII в. и стало очевидным в XVII в.

Это произошло, как он считает, с изменением мира профессий, которые требовали более или менее длительного обучения,

что привело к стремительному росту школ в Европе XVI–XVII вв.

Рост школ дал детям новый статус: ребенка теперь считали не столько маленьким взрослым, но тем, кто станет взрослым человеком [Крэйн, 2002].

Эпоха Просвещения породила новые философские воззрения на природу детства.

Джон Локк (1632–1704), английский философ, родоначальник философского течения эмпиризма, полагал, что сознание младенца – это tabula rasa («чистая доска») и только окружающая среда, жизненный опыт формируют его.

Согласно этому представлению, дети изначально не обладают никакими качествами, способностями, задатками и т. д., они полностью открыты для воздействия среды, поэтому на формирование их характера может повлиять любой опыт.

Локк рассматривал родителей как разумных педагогов, которые могут воспитать ребенка по своему желанию посредством подробных инструкций, эффективного примера и поощрений за хорошее поведение.

В противоположность взглядам Локка французский философ Жан-Жак Руссо (1712–1778) в своей «природной» теории человеческого развития, называемой нативизмом, предполагал, что

дети уже с рождения достаточно «подготовлены» к жизни и развиваются согласно «естественным законам» при минимальном влиянии воспитания и опыта.

Дети от природы наделены чувством истинного и ложного, врожденной нравственностью и склонностью к упорядоченному, здоровому развитию.

Согласно воззрениям Руссо, врожденная склонность к здоровому развитию может быть только испорчена воспитанием взрослых.

Взрослые должны быть просто восприимчивы к потребностям детей

на каждой из четырех стадий: младенчества (от рождения до 2 лет), детства (от 2 до 12 лет), позднего детства (от 12 до 15 лет) и отрочества (с 15 лет).

История собственно научного изучения развития человека начинается в конце XIXв. с эволюционной теориии Ч. Дарвина (1809–1882), которая привлекла внимание к биологическим основам человеческой природы...

Дарвина с полным основанием можно назвать первым возрастным психологом, поскольку философские рассуждения ранних мыслителей, таких как Дж. Локк и Ж.-Ж. Руссо, были заменены реальными наблюдениями за развитием ребенка.

В 1877 г. он опубликовал статью, описывающую наблюдения за развитием своего сына [Баттерворт, Харрис, 2000].

Фактически два исследователя – Ч. Дарвин и немецкий физиолог и психолог В. Прейер (1841–1897) – способствовали началу ведения дневниковых записей, описывающих наблюдения за развитием детей. В 1882 г. вышла книга В. Прейера «Душа ребенка», в основу которой положены наблюдения ученого за своим сыном и описание его развития от рождения до 3 лет.

Дата ее публикации стала фактически датой возникновения психологии развития как самостоятельной науки [Баттерворт, Харрис, 2000].

ЧЕТЫРЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОГЕНЕЗА

1 Какие факторы в большей степени определяют развитие человека — факторы, связанные с наследственностью или с внешней средой?

Если и природа, и воспитание играют важную роль, то как они взаимодействуют?

2 Как происходит процесс развития: он идет постепенно, непрерывно или имеет ступенчатый характер, включает качественные, стадиальные изменения?



Наши рекомендации