ГЛАВА II. Культурно-исторические основы развития

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

Рекомендовано

Советом по психологии УМО университетов России

в качестве учебного пособия для студентов высших

учебных заведений, обучающихся по направлению

и специальности «Психология»

Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова Психология труда и человеческого достоинства Издательство: Академия, 2005 г. 480 стр.

ISBN 5-7695-4123-0

В учебном пособии даются традиционные представления о теории и практике психологии труда, а также современные разработки наиболее актуальных проблем, связанных с поиском смысла трудовой деятельности. Несколько парадоксальные рассуждения авторов о сущности и ценности труда в современной России помогут студенту сформировать свое отношение к обсуждаемым темам, понять значимость честного квалифицированного труда для повышения чувства собственного достоинства.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно всем интересующимся данной темой.

Оглавление

Введение.

ГЛАВА I Основная проблематика психологии труда............................ 6

1. Проблема предмета и метода психологии труда.
Этический парадокс предмета психологии труда......... 6

2. Основные разделы психологии труда. Понятие
«эргономика»................................................................. 10

ГЛАВА II. Культурно-исторические основы развития

психологического знания о труде................................................ 15

1. Представления о труде в древности и в эпоху
феодализма.................................................................... 15

2. История зарубежной психологии и социологии труда 18

3. Психотехника и ее кризис............................................. 25

4. История отечественной психологии труда.................. 28

5. Культурно-исторический смысл возникновения
проблемы профессионального самоопределения........ 42

6. Общие тенденции в развитии представлений о труде. 49

ГЛАВА III. Труд как социально-психологическая реальность.... 54

1. Житейские и философские представления о труде...... 54

2. Психологическое понимание труда и профессии........ 60

3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности
трудом и трудовой мотивации...................................... 69

ГЛАВА IV. Проблемы профессиографирования и профотбора....... 80

«1. Понятия «профессиограмма», «психограмма»,
«модуль профессии», «модель специалиста»,
«формула профессий» .................................................. 80

2. Методы и различные схемы профессиографирования 83

3. Аналитическая профессиограмма и общая схема
профотбора.................................................................... 86

4. Уровни анализа трудовой деятельности...................... 91

5. «Формула профессий». Схема анализа профессии
и варианты ее использования в групповой работе

и в индивидуальной профконсультации....................... 92

6. Трудности изучения профессиональной деятельности

в условиях современной России .................................. 97

7. Самая главная (наиважнейшая!) проблема
профессиографии и психологии труда....................... 100

ГЛАВА V. Развитие человека в труде....................................................... 108

1. Основные этапы развития субъекта труда................. 108

-» 2. Проблема формирования индивидуального стиля

трудовой деятельности................ :............................. 116

3. Проблемы развития профессионального самосознания... 119

4. Кризисы профессионального становления................. 131

5. Проблема профессиональных деструкции................. 141

6. Акмеологический подход в исследовании развития
профессионала............................................................. 147

ГЛАВА VI. Основы инженерной психологии....................................... 153

1. Теоретико-методологические основы инженерной
психологии................................................................... 153

2. Специфика методов инженерной психологии............ 156

3. Особенности и классификация систем «человек—
машина» (СЧМ). Показатели качества СЧМ.............. 158

4. Оператор в системе «человек—машина» (СЧМ)

и общая схема его деятельности. Принятие решений
оператором................................................................... 161

5. Профессиональные действия и профессиональные
задачи в труде оператора............................................ 164

6. Ошибки в труде оператора.......................................... 169

7. Основы проектирования СЧМ..................................... 173

8. Основы эксплуатации СЧМ......................................... 179

9. Психологические особенности системы «человек-
компьютер» ................................................................. 18.2

10. Внедрение компьютерных технологий в организациях.... 188

11. Компьютер в деятельности психолога...................... 189

12. Компьютер как вариант «органопроекции»
человеческого интеллекта и пути обогащения
«компьютерной метафоры»........................................ 191

ГЛАВА VII. Психологические особенности труда в организации......... 196

1. Представление об организации. Понятие
«организационная культура»...................................... 196

2. Психология производственного коллектива.............. 199

3. Проблемы руководства и лидерства в организации... 203

4. Основы кадрового менеджмента................................. 210

5. Связь организации с общественностью (Паблик
рилейшнз)..................................................................... 221

6. Основы организационного консультирования........... 224

Заключение

................................................................................................... 425

ГЛАВА I. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Вопросы для самопроверки

1. Как соотносится предмет психологии труда с предметом пси­
хологии?

2. Назовите основные и вспомогательные проблемы психоло­
гии труда.

3. Что такое «эргономика»?

4. Как соотносятся эргономический и психологический подхо­
ды к изучению трудовой деятельности?

5. Назовите основные разделы психологии труда.

Рекомендуемая литература

1. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. —
М., 1994.

2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.

3. Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. —
М., 1994.

4. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. — М., 1997.

5. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. —
Ростов на/Д, 1996.

6. Ролз Дж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995.

7. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо­
гии. Психология человека. — М., 1995.

8. Татенко В. А. Психология в субъектном измерении. — Киев, 1996.

ЗНАНИЯ О ТРУДЕ

Психотехника и ее кризис

Если тейлоризм исходил в основном из задач управления людь­ми, техники и физической выносливости человека, то психотех­ника выросла из психологии. Сам термин «психотехника» предло­жил еще в 1903 г. В. Штерн. Один из основателей психотехники Г. Мюнстенберг писал: «Психотехника — есть наука о практичес­ком применении психологии к задачам культуры». В дальнейшем по­нимание психотехники сузилось до современного понимания пси­хологии труда. До 1939 г. (времени свертывания психотехники) было организовано и проведено восемь международных психотех­нических конференций. В начале XX в. психотехника была одним из самых популярных направлений в психологии, о чем многие сейчас как-то забыли. Причиной такого забвения является-, ско­рее всего, быстрое разочарование в способности психотехников решать те грандиозные задача, которые были ими поставлены. Причина же ее первоначальной популярности — в смелой ориен­тации на широкую общественную практику. В начале XX в. лишь психотехники могли похвастаться столь широким размахом работ в сфере производства.

В 20-е гг. XX в. Г. Мюнстенберг выделял три основные проблемы психотехники: 1) выбор подходящих людей с помощью профот­бора и профконсультации, где профконсультация — это совет; впоследствии на этой основе Ф. Парсонс предложил «трехфак-торную модель» выбора профессии; сам Г. Мюнстенберг считал, что профконсультация со временем должна занять более важное место в работе психотехников, чего, к сожалению, не произошло и в современной профориентации; 2) достижение наивысшей про­изводительности труда (это традиционная задача многих совре­менных психологов труда); 3) достижение желаемых психологи­ческих эффектов (например, воздействие экономики на личность работника); заметим, что проблему развития личности (индиви­да) в труде ставил еще К. Маркс, который писал о том, что важ­нейшим результатом любого труда являются не столько произво-


 

димые товары, сколько сам человек в его общественных отноше­ниях.

Сегодня можно выделить следующие теоретико-методологи­ческие проблемы психотехники, которые для удобства можно пред­ставить в вопросах и ответах [7, с. 254—263]:

Каково место психотехники в системе наук ? Каков статус пси­хотехники, является ли она относительно самостоятельной наукой или она связана с психологией?— По Г. Мюнстенбергу, в отличие от психологии, психотехника ориентирована именно на практи­ку; психотехника — это часть прикладной психологии, но в отли­чие от прикладной психологии психотехника ориентирована на достижение цели, относящейся к будущему, а не только на реше­ние сиюминутных проблем.

Как должна относиться психотехника к социальному заказу, к задачам общественной, в частности хозяйственной, жизни? — Г. Мюнстенберг выдвинул тезис о политической и классовой ней­тральности психотехники; цели должны не обсуждаться психо­техниками, а приниматься к исполнению. Но в Советской России психотехники опирались на идеологические позиции, а в фашист­ской Германии многие известные психотехники отказались слу­жить режиму (О. Липман, В. Штерн) и даже покончили жизнь самоубийством (Шульте, Мухова), т. е. сами психотехники не за­хотели оставаться «вне политики».

Как должна формироваться проблематика психотехники, в част­ности в области хозяйственной жизни; как психотехника соотно­сится с другими смежными научными дисциплинами ? — С самого начала возникновения психотехника столкнулась с комплексны­ми задачами, которыми традиционная экспериментальная психо­логия не занималась. В настоящее время особенно популярны идеи комплексного, системного подхода к изучению оптимизации труда (сейчас это разрабатывается в эргономике).

Нужна ли психотехнике психологическая теория или эта новая дисциплина может быть лишь набором практических рекомендаций, рецептов, методов решения практических задач ? — По Г. Мюнстен­бергу и О. Липману, теория нужна. И. Н. Шпильрейн также счи­тал, что не может быть «физиологии труда», так как труд — явле­ние комплексное, поэтому нужна комплексная концепция труда, где психология — лишь одно из направлений.

Как должны соотноситься теория психотехники и психология, ориентированная на фундаментальные проблемы? — Г. Мюнстен­берг предлагал опираться на теоретическое знание, предметное содержание которого должно опираться не на лабораторный по­иск, а на реальную практику.

Нужна ли психотехнике помимо специальной теории и методоло­гии некоторая общая, единая теория для разных ее направлений? Если да, то каким требованиям она должна удовлетворять?— По Г. Мюн-

стенбергу, единая теория психотехники должна быть не понима­ющей, телеологической, не психологией духа, но описательно-объяснительной, каузальной.

Ориентиры будущей единой теории психотехники намечены, но каким способом представлялось построить такую теорию в услови­ях кризиса психологии начала XX в. ? — Г. Мюнстенберг выделил главную причину существования разных психологических школ — разные мировоззренческие ориентации психологов. Намечая кон­туры будущей единой теории, он выделил два ее уровня: 1) об­щая теория, далекая от практики, и 2) ориентированная на прак­тику теория (на основе общей).

В чем значение психотехники для развития научной психологии? — По Л. С. Выготскому, психотехника хотя «себя не раз компроме­тировала» и «ее практическое значение близко к нулю», а «тео­рия просто смехотворна... но ее методологическое значение огром­но», а именно: в ее ориентации на практику и попытках решать сложнейшие практические задачи, что для остальных направле­ний того периода было недоступно. Главное методологическое значение — отрицательный опыт, накопленный в самой практи­ке, опыт, который важен для рефлексии всей психологии. Но этот опыт, как показывает дальнейшая история практической психологии, к сожалению, не пошел впрок... «Принцип практи­ки и философии — еще раз — тот камень, который презрели строители и который стал во главу угла. В этом весь смысл кризи­са», — писал Л. С. Выготский. Почему психотехнике необходима каузальная, а не понимающая психология? Потому что психотех­ника направлена не на объяснение только, но на практику, на действие. Именно это положение имеет центральное значение «для всех направлений психотехники», «психотехника вносит перево­рот в развитие науки и составляет эпоху в ее развитии» [цит. по: 7, с. 262—263]. Но переворота не произошло, наступил кризис пси­хотехники...

Каковы же основные причины кризиса психотехники? В качестве основной причины кризиса О. Г. Носкова выделяет абсолютиза­цию объектного, каузального метода и пишет в этой связи: «...Объектный метод, игнорирующий целостность личности, роль сознательно-смысловой регуляции поведения, оказался неэффек­тивным в решении задач профессиональной консультации (ибо мотивы, эмоциональные предпочтения — мощные рычаги ком­пенсации функциональных дефектов, и поэтому прогнозирова­ние профессионального успеха и удовлетворенности профессией невозможно лишь на уровне диагностики и прогностики функци­ональных возможностей личности). То же можно сказать и в отно­шении проблемы профессиональных достижений, освещающих функции организма, но игнорирующих сознательно-волевую сферу субъекта труда» [7, с. 266—267].


 

В дополнение к этому можно назвать и такую причину, как неспособность многих психологов выйти за рамки собственно пси­хологической науки и реализовать идею комплексного, культуро­логического подхода к изучению труда как важнейшего (если не ключевого) элемента культуры. Даже в современных условиях эта проблема еще не получила своего разрешения в рамках существу­ющего эргономического подхода, поскольку психологами пока еще не осмыслена тема самого смысла трудовой деятельности и, в частности, проблема осуществления личностного достоинства трудящегося человека, далеко не всегда получающего справедли­вое общественное признание за свой труд.

Труда.

1) Формирование познавательных составляющих профессио­
нальной деятельности, т. е. формирование специального профес­
сионального мышления (в этот период еще не были распростра­
нены конвейерно-исполнительские виды труда, т. е. требовались
реальная деловая инициатива и творчество).

2) Формирование исполнительных составляющих труда. Сразу
же обозначилась проблема построения рациональных программ и
методов профессионального обучения трудовым навыкам в про­
тивовес представлению о труде как о «таинственном искусстве»,
недоступном рационализации. С. М. Шабалов в работе «К вопросу
об истории русской системы производственного обучения и. ее
влияния за рубежом» анализировал опыт конца XIX в. в России и
обозначил основные моменты производственного обучения: изу­
чение данной профессии и выделение основных операций (прооб­
раз современной профессиографии); выделение умений, которые
обеспечивают выполнение этих операций; создание условий для
тренировки этих умений в специальных упражнениях.

3) Совершенствование качеств личности работника. В 1886 г.
появился закон «Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и
мануфактуры, а также особенные правила о взаимных отношени­
ях фабрикантов и рабочих». Сам этот документ появился из-за
участившихся стачек и оговаривал поведение рабочих, их обязан­
ности по отношению к инспекторам-проверяющим, а задача са­
мих инспекторов заключалась в том, чтобы «заблаговременно уз­
навать о готовящихся беспорядках и выявлять зачинщиков» (сей­
час в некоторых коммерческих фирмах это называется исследова­
нием «лояльности к руководству»). Таким образом, важным ста­
новится не просто развитость каких-то отдельных психических фун­
кций (памяти, восприятия), но и сама личностная позиция ра­
ботника, т. е. в начале века уже был реальностью «личностный под­
ход». Только что еще понимать под полноценной личностью —

человека лояльного или человека-революционера? Заметим, что сам термин «лояльность» в своем первом значении часто перево­дится как «держащийся в границах законности, иногда только внешне, формально».

Рассуждая о развитии личности работника, К. Д. Ушинский отмечал, что не всякий труд развивает человека, а лишь такой, который является свободным, добровольным (по осознанной не­обходимости), общественно полезным, разумно организованным (в соответствии с возможностями человека).

4) Улучшение труда в связи с саморегуляцией работника. Это можно было бы рассматривать как своеобразный противо­вес обострившейся к концу XIX в. тенденции все и вся регла­ментировать и «заорганизовывать». Например, Г. Е. Шумков изу­чал поведение человека в экстремальных условиях. Он сам уча­ствовал в русско-японской войне и на богатом материале сделал вывод о необходимости учета командирами «особого чувства тре­воги» бойца и его влияния на поведение в бою, а также вывод о необходимости обучения бойцов (а позже летчиков) способнос­ти к саморегуляции. П. Ф. Каптерев говорил о том, что обучение будет малоэффективным, если не организовать самостоятельную деятельность учащегося. Д. И. Журавский, рассматривая работу руководителя, отмечал, что, контролируя подчиненных, руко­водитель обязательно должен контролировать и самого себя.

Исследования, обслуживающие сферу труда (психологический ас­пект). Многие из предлагавших проектов опережали свое время, но немало проектов начинало и внедряться. Вот несколько таких примеров.

1) С. М. Богословский в 1913 г. в книге «Система профессио­нальной классификации» упорядочил 703 вида производств и про­мыслов (для сравнения: принятая в то время в Европе классифи­кация Бертильона включала всего 194 вида). В «Системе» С. М. Бо­гословского выделяются семь ярусов, где соотносятся представи­тели населения и их профессиональные занятия. Все население делится на профессиональное и непрофессиональное. В этих груп­пах выделяются варианты пассивного, а для профессионального населения — активного отношения к профессиональному труду. Для активного населения выделяются следующие отделы (в со­временном звучании — отрасли хозяйства): добывающая промыш­ленность; обрабатывающая; транспорт; торговля; органы обще­ственной организации (церковь, местное самоуправление); обес­печение безопасности (охрана общественного порядка); свобод­ные профессии (наука, искусство, литература); личные услуги. Примечательно, что была выделена и группа «Нищие, воры, шар­латаны», т. е. это была типология реальных занятий реальных людей. С. М. Богословский предложил следующее понимание профессии: «Профессия есть деятельность, и деятельность такая, посредством

которой данное лицо участвует в жизни общества и которая слу­жит ему главным источником материальных средств к существо­ванию...», но при этом она должна «признаваться за профессию личным самосознанием данного лица». К этому определению и по сей день не так уж много — по существу — добавлено.

2) На базе Педагогического музея в Москве был организован
«отдел юношествоведения» (это, по сути, психология юношества
в связи с проблемой выбора профессии).

3) Многие отечественные исследователи (И. И. Рихтер, Н. А. Ше-
валев и др.) акцентировали внимание на том, что человек — это
не машина, а субъект деятельности, управляемый сознанием, и
на первый план выходят именно личностные качества работника.

4) Д. И. Журавский и И. И. Рихтер рассматривали отрасль хо­
зяйства как некое «сообщество». Вот некоторые интересные идеи:
«отличный техник может быть дурным администратором» (к со­
жалению, в России до сих пор многие не осознали того, что от­
личный прораб может быть дурным президентом); при организа­
ции крупного производства обязателен учет: способностей лю­
дей, профессиональной подготовки, мотивов труда, особенно­
стей их поведения, способности к контролю и самоконтролю де­
ятельности и т. п., т. е. учет чисто психологических моментов. Все
это может рассматриваться как некоторая систематизация и кон­
кретизация подходов Ф. Тейлора и Г. Мюнстенберга.

5) Исследование проблемы работоспособности и утомления в
труде. В 1909 г. А. Л. Щеглов предложил новое направление — «эр-
гометрию» (для изучения работоспособности человека). В начале
прошлого века И. Н. Спиртов экспериментально исследовал вли­
яние музыки и цветовых ощущений на мышечную работу. На базе
Психоневрологического института, под руководством В. М. Бех­
терева и А. Ф. Лазурского выполнен ряд работ по проблеме ум­
ственной работоспособности и утомления (при этом сам труд
рассматривался как фактор развития человека и общественного
прогресса). И.М.Сеченов впервые дал психофизиологическое
обоснование эффективности чередования работ (по принципу «ак­
тивного отдыха»): это важно для повышения эффективности тру­
да (особенно в эпоху нарождающегося «конвейерного производ­
ства»); это еще более важно для формирования отношения чело­
века к труду как к «значимому делу».

6) И. М. Сеченов по-своему объяснил и механизмы волевой ре­
гуляции трудовой деятельности: «центральное торможение» позво­
ляет задерживать влияние центров головного мозга на двигатель­
ную активность организма; это значит, что человек действует не
по принципу «рефлекторной дуги» (стимул—реакция), т.е. меха­
нически, а способен к произвольности, особенно когда это каса­
ется высших нравственных принципов (напомним, что сам Сече­
нов был революционером).

Пряж

7) Интересны рассуждения К. Д. Ушинского о труде:

главнейшая цель семейного и школьного воспитания — «гото­вить дитя к труду», к труду «общественно полезному»;

стремление к постоянной смене душевных состояний — фун­даментальная психологическая закономерность (еще И. Кант от­мечал, что «для человека важнее иметь цель жизни (задачу, труд жизни), чем достигать ее»;

базовое стремление человека (в отличие от животных) — суще­ствовать для деятельности, а не наоборот (это «стремление к де­ятельности сознательной и свободной»);

труд должен иметь препятствия, быть «трудным»;

жизненные наслаждения должны «уравниваться трудом». Это важ­нейший «психологический закон», в этом состоит «внутренняя, животворная сила труда»;

основные причины лени («фальшивые жизненные пути»): стрем­ление обойти трудности (на этой основе часто возникают ложные увлечения и склонности); «заблуждения воли»: в отличие от «сла­бой воли» они состоят не только в том, что используются ложные (иногда безнравственные) средства достижения цели, но и в лож­ности самих целей (ненужных обществу, презираемых людьми).

Вопросы для самопроверки

1. Что нового предложил Ф. У. Тейлор в плане изучения труда?

2. Чем характеризуется современный этап в развитии научных
представлений о труде?

3. В чем сущность психотехнического подхода?

4. Какова основная причина кризиса психотехники?

5. Как повлияли особенности социально-экономического раз­
вития России начала XX в. на развитие психологи труда?

6. Чем известен И. Н. Шпильрейн?

Рекомендуемая литература

1. Ацюковский В. А., Ермилов Б.Л. Коммунизм — будущее человечества.
Кризис социализма и коммунистическая перспектива. — М., 1998.

2. ИонинЛ.Г. Основания социокультурного анализа. — М., 1996.

3. Климов Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. —

М., 1992.

4. Кравченко А. И. Социология труда в XX веке: Историко-критический

очерк. - М., 1987.

5. Леонова А. Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная
психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестома­
тия. - М., 1995.

6. Михайлов И. В. О профориентационной работе во Франции // Воп­
росы психологии. — 1975. — № 5.

7. Носкова О. Г. История психологии труда в России (1917—1957). —

М., 1997.

8. Федосеев А. С. Коллективизм в управлении: еще одна японская ле­
генда // ЭКО. - 1980. - № 2.

9. Шмелев А. Г. и коллектив. Основы психодиагностики. — М.; Ростов н/Д,

1996.



Вопросы для самопроверки

1. Чем принципиально отличаются философское и психологи­
ческое представления о труде?

2. Учитель химии в средней школе — это профессия, специаль­
ность, трудовой пост или должность? А директор средней школы?

3. Что определяет субъективную значимость труда?

4. Может ли быть удовлетворен жизнью безработный?

10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -

Ростов н/Д., 1996.

11 Климов Е А. Введение в психологию труда. — М., 1УУ6.

\2. Климов Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. -^ 1992.— С. 221.

'13 Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.

14 Леонова А. Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организацион­
ная психология: Современное состояние и перспективы развития: Хрес­
томатия. - М., 1995.

15 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

16. Малинин Е.Д. Философия жизненного успеха. - М.; Воронеж, 1999. 17 Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.

18. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О коммунистическом труде. -

М., 1984. ..

19. Пряжников Н. С. 5 * $, или Личность в эпоху продажности. - М.,

Воронеж, 2000.

20. Пряжников Н. С. Психология элитарности. - М.; Воронеж, 2001).

21. РолзДж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995.
22 Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.

23. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональ­ной этики социального работника. — М., 1993. 24 Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.

25. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти
и бессмертии / Под ред. И.Т.Фролова и др. - М., 1991.

26. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной дея­
тельности. — М., 1982.



1. 2. 3. 4. 5. 1983.

Рекомендуемая литература

Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997. Аргайл М. Психология счастья. — М., 1990. Афоризмы, шутки и каламбуры. — Алма-Ата, 1991. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.— М., 1988. Замфир К. Удовлетворенность трудом: Мнение социолога. — М.,

6. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997.

7. Зеличенко А. И., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мотиваци-
онных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора //
Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1987. — № 4.

8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

9. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.

И ПРОФОТБОРА

Вопросы для самопроверки

1. Что такое «оптация» и кто такой «оптант»?

2. Как формируются профессиональные цели и мотивация?

3. Как формируется индивидуальный стиль труда?

4. В чем суть профессионального кризиса?

5. Чем характеризуется кризис профессионального выбора у
подростка?

6. В чем суть профессиональных деструкции?

7. Приведите примеры профессиональных деструкции в психо­
лого-педагогических профессиях.

Рекомендуемая литература

1. Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в
игры. - М., 1988.

4. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристи­
ки и условия достижения. — М., 1998.

5. Дрейкурс-Фергюссон Е. Психология, которая принесет вам пользу:
Введение в теорию Альфреда Адлера. — Минск, 1995.

6. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997.

7. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. — М., 1995.

8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

9. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.

10. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.
П. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. —

Ростов н/Д, 1996.

12. К.1имов Е.А. Психология профессионала. — М.; Воронеж, 1996.

13. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1998.

И. К.1имов Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. — М., 1992.

15. Крупская Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспи­
тании и обучении / Сост. В.С.Озерская. — М., 1982.

16. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. — Калуга, 1994.

17. Луначарский А. В. О воспитании и образовании. — М., 1976.

18. Маркова А. X. Психология профессионализма. — М., 1996.

20. Мерлин В. С. Очерк интегрального иследования индивидуальности. —
М-, 1986.

21. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда: Учеб. пособие. —
м-; Воронеж, 1997.

22. Психологический словарь / Под ред. В. В.Давыдова, А. В.Запороа
ца, Б.Ф.Ломова и др. — М., 1983.

23. Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я.Райг
родский. — Самара,2000.

24. Решетова З.А. Психологические основы профессионального
чения. — М., 1985.

25. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия!
Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. — Самара, 2000.

26. Ситников А. П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, год
хотехнологии. — М., 1996.

27. Сталин В. В. Самосознание личности. — М., 1983.

28. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. — СШ
1999.

29. ЭльконинД.Б. Психология игры. — М., 1978.

30. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 2000.

Психологии

Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: «Инженерная психология есть научная дис­циплина, изучающая объективные закономерности процессов инфор­мационного взаимодействия человека и техники с целью использова­ния их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек—машина"(СЧМ). Процессы информационного взаимо­действия человека и техники являются предметом инженерной психологии» [8, с. 7]. Но в психологии труда предметом изучения является субъект труда. И тогда можно сказать, что предмет инже­нерной психологии — система «человек как субъект — сложная тех­ника» (главное в субъекте — это его спонтанность, т. е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности).

В инженерной психологии главный субъект труда — это «опера­тор» — человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Как отмечает Ю. К. Стрелков, «изучение и рационализация тру­да человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработ­ка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности (носителя потребностей, мыслей, воспо­минаний, восприятий, чувств)» [9, с. 3]. «...Нынешний период изу­чения труда операторов отличается тем, что в понимании его осо­бенностей психолог опирается не на конструкторов и испытате­лей, а на самих операторов, обслуживающих систему в течение Длительного (десятки лет) времени», — пишет далее Ю. К. Стрел-Ков [там же, с. 7].

Многое в работе инженерного психолога зависит не только от

его умения наблюдать и осмысливать происходящее, «но и от его

способности войти в группу, занять нейтральную позицию, но

При этом соблюдать и поддерживать атмосферу благожелательно-

г° отношения. Это очень непростая задача, поскольку экипаж ни

Коем случае не согласится принять постороннего наблюдателя.

РУппа ожидает от психолога тестирования или еще какого-либо



"подвоха". В таких условиях сама группа не замедлит воспользоват ся возможностью и "протестирует" психолога, чтобы определ* уровень его интеллекта, профессионализма и ряд важных челов ческих качеств (например, чувство юмора)» [там же, с. 8]. Та* образом, важна постоянная рефлексия психологом своего труд Следовательно, предмет инженерной психологии неизбежно вклн чает и труд самого психолога...

Традиционно выделяются следующие основные задачи инз нерной психологии [8, с. 13—17]:

1. Методологические задачи — определение предмета и за
исследования (т.е. уточнение предмета); разработка новых мет
дов исследования; разработка принципов исследования; устано|
ление инженерной психологии в системе наук о человеке (и |
науке вообще).

2. Психофизиологические задачи — изучение характеристик оп|
ратора; анализ деятельности оператора; оценка характерист»
выполнения отдельных действий; изучение состояний оператор

3. Системотехнические задачи: разработка принципов пострс
ния элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разрабс
принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффектш{
ности СЧМ.

4. Эксплуатационные задачи — профессиональная подготовк
операторов; организация групповой деятельности операторов; ра
работка методов повышения работоспособности операторов.

Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженер ных психологов со смежными науками: управлением, техниче<| ким конструированием, психогигиеной труда, кибернетиков эргономикой.

Основными методологическими принципами инженерной пси логин являются [там же, с. 18—23]:

принцип гуманизации труда (важно исходить из особенное и интересов работника; ориентироваться на творческий харак труда);

принцип активности оператора (предполагается, что операт не просто перерабатывает информацию, а именно действует);

принцип проектирования деятельности (предполагается, 41 сначала необходимо спроектировать деятельность самого челов ка, а затем и технические устройства);

принцип последовательности (работа инженерного психоло| важна на всех этапах — проектирования, производства и эксг атации СЧМ);

принцип комплексности (необходимость развития междисцШ] линарных связей с другими науками).

Условно можно выделить основные теоретико-методологиче кие концепции инженерной психологии, по А.А. Крылову [цит. П| 11, с. 27-39]:

Основная концепция инженерной психологии. Согласно этой кон-пегшии на первом этапе в основном использовался опыт других на\'К «Для выработки рекомендаций по учету человеческого фак­тора в конструировании средств труда» (преимущественно при проектировании пультов и постов операторов автоматизирован-ных систем управления — АСУ). На втором этапе все это делалось уже в специально организованных экспериментах (где человек-оператор рассматривался как «звено АСУ»). Б. Ф.Ломов выделяет разные акценты в развитии инженерной психологии: 1) на на­чальных этапах господствовал «машиноцентрический» подход (ос­новная линия разработок: «от машины к человеку», где и сам человек описывается в терминах техники — как элемент, прида­ток машины); 2) позже на первое место выходит «антропоцент­рический» подход (меняется вектор разработок: «от человека к машине», где человек все больше рассматривается как субъект труда, а техника — как средство его же труда).

Главная идея основной концепции — общность закономернос­тей процессов управления в живых и неживых системах (как в ки­бернетике). Все основные функции управления передаются челове­ку-оператору, а реализация этих функций — преобразование ин­формации, циркулирующей в данной системе. Сама информация понимается <

Наши рекомендации