Цели применения технических регламентов.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Система нормирования в области стандартизации и сертификации продукции, процессов производства и услуг в России подвергается в последнее время коренным, если не сказать революционным преобразованиям. Это связано с вступлением в действие с 1 июля 2003 г. Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон). Следует отметить, что Закон носит не только технический характер, как это может показаться из его названия. Он имеет большое социально-экономическое значение так как устанавливает новые правила регулирования требований к продукции, процессам ее производства, к работам и услугам.

Можно отметить несколько мотивов принятия этого закона.

Прежде всего – это дальнейшая дебюрократизация экономики, отказ от чрезмерного нормирования и мелочной административнойопеки со стороны федеральных органов исполнительной власти, серьезное повышение уровня правового регулирования деятельности, связанной с оборотом продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Другой причиной появления Закона является предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и необходимостью выполнения требований этой и других международных экономических организаций. Так, в Соглашении по техническим барьерам в торговле указаны в качестве основных барьеров расхождение законодательств разных стран, различие стандартов и процедур проверки соответствия. При этом предусмотрено, что стандарты должны носить рекомендательный характер, что национальные стандарты в большей части должны соответствовать международным, а обязательные требования содержаться в технических регламентах.

Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области:

1. разработки, принятии, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – к продукции и процессам);

2. установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказаниюуслуг;

3. в области оценки соответствия.

В соответствии с Законом можно выделить следующие основные направления деятельности по техническому регулированию:

- технические регламенты;

- стандартизация;

- подтверждение соответствия.

Закон не распространяется на сферу деятельности, связанной с функционированием единой сети связи РФ, на государственные образовательные стандарты, положения о бухгалтерском учете, на стандарьы эмиссии ценных бумаг и правила аудиторской деятельности.

Объектами обязательных требований являются:

- продукция;

- процессы производства продукции (требования к ее изготовлению);

- правила эксплуатации продукции (потребления, применения);

- правила хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции.

При этом необходимо отметить, что продукцией в Законе понимается результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Это продукция производственного назначения (станки, машины, приборы и т.д.), товары народного потребления (в том числе энергоносители, вода и т.д.), здания и сооружения как общественного и государственного, так и индивидуального пользования.

Объекты добровольных требований те же, но добавлены работами и услугами. Т.е., если на продукцию и связанные с нею процессами распространяются как добровольные, так и обязательные требования, то на выполнение работ и оказание услуг принимаются только добровольные требования.

В Законе не приводится понятие «работа» и «услуга». Государственный стандарт ГОСТ Р 50646-94 определяет «работу» как материальную услугу, ее конечный результат выражается в материальной форме. К работе могут быть отнесены жилищно-коммунальные услуги, бытовые работы по ременту и изготовлению изделий, услуги общественного питания, транспорта и др. Собственно же работами и услугами в понимании данного Закона явлются социально-культурные услуги, результат которых не имеет материально-вещественной формы и не связан с продукцией. На такие услуги обязательные требования не устанавливаются.

К основным принципам технического регулирования относятся:

- применение единых правил установления требований к продукции и процессам, выполнению работ или оказанию услуг – для обеспечения совместимости требований и форм их изложения в технических регламентах и документах по стандартизации;

- соответствие технического регулирования уровням развития национальной экономики, материально-технической базы и науки и техники – для обеспечения возможности практического применения требований Закона;

- независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей – отсутствие организационной, административной, экономической, финансовой и любой другой формы зависимости;

- единая система и правила аккредитации;

- единства правил и методов исследований и измерений при обязательной оценке соответствия – для исключения возможных отрицательных последствий от недостоверных результатов измерений при нарушении единства измерений;

- единства применений требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимости ограничений конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации – подчеркивается коммерческий характер деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий и недопустимость монополизации деятельности со стороны каких-либо этих органов;

- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля и органа сертификации – подчеркивается принципиально различный характер государственных органов контроля и органов по сертификации, функции которых могут выполнять лица и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию – подчеркивается государственная функция аккредитации;

- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов – обеспечивается финансовая независимость органов госконтроля для обеспечения эффективности ихдеятельности.

Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. При этом федеральные органы исполнительной власти, в том числе и министерства, могут издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Это относится и к вновь созданным Министерству промышленности и энергетики РФ и подведомственному ему Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии. Таким образом, законодательство о техническом регулировании относится только к компетенции РФ. Субъекты РФ не могут принимать нормативные правовые акты в этой области.

Исключение составляет техническое регулирование в отношении оборонной продукции (работ и услуг) и продукции (работ и услуг), сведения о которой составляют государственную тайну. В этой области в случае отсутствия технических регламентов обязательные требования к работам и услугам могут устанавливать федеральные органы исполнительной власти.

Необходимо отметить, что из-за революционного характера Закона, многие нормативные правовые акты РФ в части сферы действия Закона в той или иной мере противоречат его положениям. Это относится к некоторым положениям ГК, УК, КоАП, законах «О защите прав потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Поэтому при применении этих правовых актов необходимо сравнивать их положения с соответствующими положениями Закона.

Так как все акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти по вопросам, регулируемых Законом, имеют только рекомендательный характер, то все ранее изданные ими нормативные правовые акты утрачивают обязательность со дня вступления в силу Закона. Исключение составляют только обязательные требования к продукции и связанным с нею процессам, установленные федеральными органами исполнительной власти, которые действуют до вступления в силу технических регламентов только в целях, соответсвующих целям технических регламентов.

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

Технический регламент – документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Содержание и применение технических регламентов

Технические регламенты устанавливают минимально необходимыетребования, обеспечивающие:

- безопасность (излучений, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, биологическую, взрывобезопасность, электрическую, ядерную, радиационную);

- электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

- единство измерений.

Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции и процессов, в отношении которых устанавливаются его требования. Содержащиеся в нем обязательные требования имеют прямоедействие на всей территории РФ. Из этого следует, что исключается принятие какими-либо государственными органами РФ или ее субъектов нормативных актов по вопросам, решение которых должно быть содержанием технических регламентов.

Не включенные в технический регламент требования к продукции и процессам, правилам и формам оценки соответствия, требованиям к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам не могут носить обязательный характер.

Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции и процессам, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению. В нем могут содержаться специальные требования с учетом степени риска причинения вреда, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (инвалидов, несовершеннолетних, беременных женщин).

Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющий вред жизни или здоровью, накапливаемый при длительном использовании этой продукции. Он может содержать требования, касающиеся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, обеспечивающие биологическую безопасность.

Из всех видов технической совместимости (функциональной, геометрической, электрической, прочностной, программной, биологической и др.) в качестве предмета технических регламентов упоминается только электромагнитная совместимость. Отсутствие требований по некоторым видам технической совместимости может привести к трудностям в использовании некторов видов продукции по их назначению. Поэтому установление требований по таким видам совместимости должно являться не только задачей национальных стандартов, как прописано в Законе, но и технических регламентов.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Деятельность по стандартизации весьма динамична, она распространяется на самые разные области деятельности и служит как для повышения их эффективности, так и для достижения более высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках и взаимопонимания с зарубежными партнерами и контрагентами. Особенно важна роль стандартизации в экономической сфере жизни общества, она должна не только соответствовать изменениям, происходящим там, но и опережать их, чтобы стандарты способствовали развитию производства, а не сдерживали его.

Деятельность по стандартизации проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов. Работа в области стандартизации регулируется Федеральным законом «О техническом регулировании» и рядом национальных стандартов, например, ГОСТ Р 1.0 — 2004 «Стандартизация в Российской федерации. Основные положения».

Главным при определении правового статуса деятельности по стандартизации является добровольный характер применения национальных стандартов.

Цели стандартизации

Стандартизация осуществляется в целях:

- повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, животных и растений, имущества, экологической безопасности, безопасности и содействия соблюдению требований технических регламентов;

- повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечения научно-технического прогресса, рационального использования ресурсов, государственных заказов, подтверждения соответствия продукции (работ, услуг), выполнения поставок, судебных решений;

- повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

- технической и информационной совместимости;

- сопоставимости результатов исследований и измерений;

- взаимозаменяемости продукции;

- создания систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции, систем обеспечения качества продукции, систем поиска и передачи данных;

- содействия проведения работ по унификации.

Одной из целей развития стандартизации в РФ является усиление степени прозрачности Государственной системы стандартизации (ГСС), что является одним из требований членства во Всемирной торговой организации (ВТО). Для вступления в ВТО требуется полная гармонизация методов регулирования внешнеэкономической деятельности с правилами этой организации. В области стандартизации - это приведение нормативных документов ГСС в соответствие с требованиями Кодекса по стандартам, главное требование которого состоит в том, чтобы нормативный документ по стандартизации не превратился в технический барьер в торговле.

Примером развития стандартизации в РФ в современных условиях является принятие рассмотренного выше закона о техническом регулировании, которым вводится новый обязательный нормативный документ – технический регламент.

Принципы стандартизации

- добровольное применение стандартов.

- максимальный учет интересов заинтересованных лиц.

- применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта.

- недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции.

- недопустимость установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

- обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

Необходимо отметить, что несмотря на добровольный характер применения стандартов работа по стандартизации является функцией государства и регулируется государством в лице соответствующих органов РФ.

Сохраняется обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых дор 1 июля 2003 г. в части (до принятия соответствующих технических регламентов):

- защиты жизни и здоровья граждан, имущества (физических и юридических лиц, государственного или муниципального);

- охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Должна обеспечиваться открытость процессов разработки национальных стандартов на всех стадиях, от планирования разработки до принятия стандарта.

Утверждаться национальные стандарты должны при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у квалифицированного большинства сторон, т.е. при общем согласии (консенсусе).

Виды стандартов

В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также содержания требований разрабатываются стандарты следующих видов:

- стандарты на продукцию;

- стандарты на процессы производства, эксплуатации и т.п.;

- стандарты на услуги;

- стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);

- стандарты на термины и определения;

- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие:

- взамопонимание, совместимость и взаимозаменяемость;

- техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции;

- охрану окружающей;

- безопасность здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности.

Классификация стандартов

Классификация стандартов имеет большое значение для работы в области стандартизации, в том числе при поиске необходимых стандартов в той или иной области деятельности. В СССР действовала довольно хорошая система классификации стандартов, которая в настоящее время заменяется системой классификации стандартов, соответствующей Международному классификатору стандартов, принятому ИСО. В качестве примера ниже приведены две системы классификации стандартов – основанная на Классификаторе государственных стандартов СССР (КГС) и пока еще действующая и на основе классификатора ИСО.

3.9.1 Классификатор (КГС) состоит из 19 разделов, каждый из которых делится на классы и группы.

Стандарты

Раздел состоит из 10 классов, примеры которых представлены ниже.

К л а с с ы

- класс ТО. Общетехнические и метрологические термины, обозначения и величины. Этот класс включает 4 группы. Например, такие, как ТОО. Общетехнические термины, обозначения и величины, ТО1. Метрологические термины, ТО2 Научно-технические термины;

- класс Т1. Математика, включает 10 групп;

- класс Т2. Астрономия, включает 5 групп;

- ……………………………………………..

- класс Т8. Государственная система обеспечения единства измерений, включает 5 групп и 8 подгрупп:

Г р у п п ы

- Т80. Основные положения;

- Т81. Государственные испытания СИ;

- Т84. Государственные эталоны единиц физических величин и поверочные схемы;

- Т86. ГСИ. Методики выполнения измерений;

- Т88. Методы и средства поверки СИ:

П о д г р у п п ы:

- Т88.1. Приборы для измерения давления, объема, расхода …;

- …………………………………………………………………… ;

- Т88.8. Приборы для измерения ионизирующих излучений.

Другой пример раздела классификатора – стандарты по атомной технике.

Раздел Ф. Атомная техника

Раздел состоит из 8 классов, примеры которых приводятся ниже.

К л а с с ы

- класс Ф0. Общие правила и нормы по атомной технике (5 групп);

- класс Ф1. Источники ионизирующих излучений (9 групп);

- класс Ф2. Приборы для измерения ионизирующих излучений. Класс состоит из 10 групп, примеры которых следующие:

Г р у п п ы

- Ф20. Классификация, номенклатура и общие нормы;

- Ф21. Дозиметрические приборы;

- Ф22. Радиометрические приборы;

- …………………………………….;

- Ф27. Блоки детектирования и детекторы ионизирующих излучений;

- …………………………………….;

- Ф29. Методы испытаний, градуирования и контроля.

Указатели стандартов

Указатели действующих стандартов с 2001 г. составляются по кодам классификатора стандартов. Все сведения в указателе представлены в 4-х томах: 1,2 3 тома – стандарты (разделы 01–97), 4-й том – обозначения стандартов, обозначения классификаторов, обозначения стандартов ИСО и МЭК и др.

Все действующие стандарты размещены по кодам. В 4-м томе указаны также группы в соответствии с Классификатором государственных стандартов.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Система нормирования в области стандартизации и сертификации продукции, процессов производства и услуг в России подвергается в последнее время коренным, если не сказать революционным преобразованиям. Это связано с вступлением в действие с 1 июля 2003 г. Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон). Следует отметить, что Закон носит не только технический характер, как это может показаться из его названия. Он имеет большое социально-экономическое значение так как устанавливает новые правила регулирования требований к продукции, процессам ее производства, к работам и услугам.

Можно отметить несколько мотивов принятия этого закона.

Прежде всего – это дальнейшая дебюрократизация экономики, отказ от чрезмерного нормирования и мелочной административнойопеки со стороны федеральных органов исполнительной власти, серьезное повышение уровня правового регулирования деятельности, связанной с оборотом продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Другой причиной появления Закона является предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и необходимостью выполнения требований этой и других международных экономических организаций. Так, в Соглашении по техническим барьерам в торговле указаны в качестве основных барьеров расхождение законодательств разных стран, различие стандартов и процедур проверки соответствия. При этом предусмотрено, что стандарты должны носить рекомендательный характер, что национальные стандарты в большей части должны соответствовать международным, а обязательные требования содержаться в технических регламентах.

Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области:

1. разработки, принятии, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – к продукции и процессам);

2. установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказаниюуслуг;

3. в области оценки соответствия.

В соответствии с Законом можно выделить следующие основные направления деятельности по техническому регулированию:

- технические регламенты;

- стандартизация;

- подтверждение соответствия.

Закон не распространяется на сферу деятельности, связанной с функционированием единой сети связи РФ, на государственные образовательные стандарты, положения о бухгалтерском учете, на стандарьы эмиссии ценных бумаг и правила аудиторской деятельности.

Объектами обязательных требований являются:

- продукция;

- процессы производства продукции (требования к ее изготовлению);

- правила эксплуатации продукции (потребления, применения);

- правила хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции.

При этом необходимо отметить, что продукцией в Законе понимается результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Это продукция производственного назначения (станки, машины, приборы и т.д.), товары народного потребления (в том числе энергоносители, вода и т.д.), здания и сооружения как общественного и государственного, так и индивидуального пользования.

Объекты добровольных требований те же, но добавлены работами и услугами. Т.е., если на продукцию и связанные с нею процессами распространяются как добровольные, так и обязательные требования, то на выполнение работ и оказание услуг принимаются только добровольные требования.

В Законе не приводится понятие «работа» и «услуга». Государственный стандарт ГОСТ Р 50646-94 определяет «работу» как материальную услугу, ее конечный результат выражается в материальной форме. К работе могут быть отнесены жилищно-коммунальные услуги, бытовые работы по ременту и изготовлению изделий, услуги общественного питания, транспорта и др. Собственно же работами и услугами в понимании данного Закона явлются социально-культурные услуги, результат которых не имеет материально-вещественной формы и не связан с продукцией. На такие услуги обязательные требования не устанавливаются.

К основным принципам технического регулирования относятся:

- применение единых правил установления требований к продукции и процессам, выполнению работ или оказанию услуг – для обеспечения совместимости требований и форм их изложения в технических регламентах и документах по стандартизации;

- соответствие технического регулирования уровням развития национальной экономики, материально-технической базы и науки и техники – для обеспечения возможности практического применения требований Закона;

- независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей – отсутствие организационной, административной, экономической, финансовой и любой другой формы зависимости;

- единая система и правила аккредитации;

- единства правил и методов исследований и измерений при обязательной оценке соответствия – для исключения возможных отрицательных последствий от недостоверных результатов измерений при нарушении единства измерений;

- единства применений требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимости ограничений конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации – подчеркивается коммерческий характер деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий и недопустимость монополизации деятельности со стороны каких-либо этих органов;

- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля и органа сертификации – подчеркивается принципиально различный характер государственных органов контроля и органов по сертификации, функции которых могут выполнять лица и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию – подчеркивается государственная функция аккредитации;

- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов – обеспечивается финансовая независимость органов госконтроля для обеспечения эффективности ихдеятельности.

Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. При этом федеральные органы исполнительной власти, в том числе и министерства, могут издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Это относится и к вновь созданным Министерству промышленности и энергетики РФ и подведомственному ему Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии. Таким образом, законодательство о техническом регулировании относится только к компетенции РФ. Субъекты РФ не могут принимать нормативные правовые акты в этой области.

Исключение составляет техническое регулирование в отношении оборонной продукции (работ и услуг) и продукции (работ и услуг), сведения о которой составляют государственную тайну. В этой области в случае отсутствия технических регламентов обязательные требования к работам и услугам могут устанавливать федеральные органы исполнительной власти.

Необходимо отметить, что из-за революционного характера Закона, многие нормативные правовые акты РФ в части сферы действия Закона в той или иной мере противоречат его положениям. Это относится к некоторым положениям ГК, УК, КоАП, законах «О защите прав потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Поэтому при применении этих правовых актов необходимо сравнивать их положения с соответствующими положениями Закона.

Так как все акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти по вопросам, регулируемых Законом, имеют только рекомендательный характер, то все ранее изданные ими нормативные правовые акты утрачивают обязательность со дня вступления в силу Закона. Исключение составляют только обязательные требования к продукции и связанным с нею процессам, установленные федеральными органами исполнительной власти, которые действуют до вступления в силу технических регламентов только в целях, соответсвующих целям технических регламентов.

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

Технический регламент – документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Цели применения технических регламентов.

Технические регдаменты применяются в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Таким образом, целью принятия технических регламентов является установление обязательных требований к продукции и связанным с ней процессам, которые обеспечивают безопасность жизни и здоровья людей, имущества субъектов права, окружающей среды, животных и растений. Эти требования сводятся в основном к установлению для продукции и процессов различных норм и показателей технического характера.

Другая цель – предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей – достигается установлением иных обязательных требований. Для достижения этой цели технические регламенты должны обеспечивать предоставление достоверной информации и исключать появление недостоверной информации. Обеспечение единства измерений является одной из мер, которая предупреждает введение потребителей в заблуждение вследствие недостоверных результатов измерений. Поэтому метрология, одной из задач которой является обеспечения единства измерений, должна входить в сферу технического регулирования, т.е. Закон предусматривает разработку технических регламентов по ОЕИ.

Содержание и применение технических регламентов

Технические регламенты устанавливают минимально необходимыетребования, обеспечивающие:

- безопасность (излучений, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, биологическую, взрывобезопасность, электрическую, ядерную, радиационную);

- электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

- единство измерений.

Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции и процессов, в отношении которых устанавливаются его требования. Содержащиеся в нем обязательные требования имеют прямоедействие на всей территории РФ. Из этого следует, что исключается принятие какими-либо государственными органами РФ или ее субъектов нормативных актов по вопросам, решение которых должно быть содержанием технических регламентов.

Не включенные в технический регламент требования к продукции и процессам, правилам и формам оценки соответствия, требованиям к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам не могут носить обязательный характер.

Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции и процессам, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению. В нем могут содержаться специальные требования с учетом степени риска причинения вреда, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (инвалидов, несовершеннолетних, беременных женщин).

Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющий вред жизни или здоровью, накапливаемый при длительном использовании этой продукции. Он может содержать требования, касающиеся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, обеспечивающие биологическую безопасность.

Из всех видов технической совместимости (функциональной, геометрической, электрической, прочностной, программной, биологической и др.) в качестве предмета технических регламентов упоминается только электромагнитная совместимость. Отсутствие требований по некоторым видам технической совместимости может привести к трудностям в использовании некторов видов продукции по их назначению. Поэтому установление требований по таким видам совместимости должно являться не только задачей национальных стандартов, как прописано в Законе, но и технических регламентов.

Наши рекомендации