Порядок разработки и принятия технических регламентов

Технический регламент принимается федеральным законом.

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Оно должно содержать:

- информацию о том, в отношении какой продукции или процесса будут устанавливаться разрабатываемые требования;

- краткое изложение цели и обоснование необходимости разработки;

- информацию о способе ознакомления с проектом;

- фамилию, имя, отчество и почтовый адрес разработчика проекта.

Проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик проводит публичное обсуждение проекта.

Предусмотрен следующий порядок принятия технического регламента.

Субъект права законодательной инициативы вносит в Госдуму проект федерального закона о техническом регламенте, который направляется Госдумой в Правительство РФ. На проект федерального закона Правительство в течение шести месяцев направляет в Госдуму отзыв для принятия проекта закона в первом и последующих чтениях с учетом заключения экспертной комиссии.

Существует особый порядок разработки и принятия технических регламентов:

- в исключительных случаях Президент РФ вправе издать технический регламент своим указом без его публичного обсуждения;

- технический регламент может быть принят международным договором, подлежащим ратификации. В таком случае он издается постановлением Правительства РФ.

2.5 Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

Органами государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов контроля являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на проведение контроля. Государственный контроль осуществляется должностными лицами этих органов, причем, не любыми должностными лицами, а руководителями (или их заместитедями) государственных организаций.

Объектами государственного контроля являются продукция, процессы ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Предметом контроля – соблюдение требований технических регламентов на них. В отношении продукции государственный контрольосуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

Органы государственного контроля вправе:

- требовать от изготовителя (продавца) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов;

- выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок;

- принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции и приостановлении процессов, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;

- приостанавливать или прекращать действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;

- привлекать изготовителя к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

За нарушение требований технических регламентов и неисполнение предписаний и решений органа государственного контроля изготовитель несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В Законе установлены четыре основания ответственности контролируемых субъектов:

- нарушение требований техничеких регламентов;

- неисполнение предписаний и решений органа государственного контроля;

- причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

- возникновение угрозы причинения вреда.

Субъектами ответственности во всех случаях являются изготовитель, исполнитель, продавец.

При нарушении требований к продукции наступает гражданско-правовая ответственность. Причем, определяющим является не сам факт нарушения, а его последствия, в частности, причинение вреда жизни или здоровью человека или имущественного ущерба. Реализуется ответственность путем возмещения убытков и взыскания неустойки. За нарушение требований к продукции может наступать и уголовная ответственность (ст. 238 УК РФ) в случае производства и обращения продукции, не отвечающей требованиям безопасности.

Субъектами ответственности по всем процессам являются исполнители. Основными требованиями к процессам должны обеспечивать их безопасность для людей и окружающей среды, сохранность продукции и имущества. За нарушение требований технических регламентов к производственным процессам, к эксплуатации продукции (оборудования, объектов строительства) возможна административная и уголовная ответственность.

В случае причинения вреда в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда впредь. Возмещение вреда регулируется ГК и Законом РФ «О защите прав потребителей». Изготовитель освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы (наводнение, землетрясение и т.п.) или нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Деятельность по стандартизации весьма динамична, она распространяется на самые разные области деятельности и служит как для повышения их эффективности, так и для достижения более высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках и взаимопонимания с зарубежными партнерами и контрагентами. Особенно важна роль стандартизации в экономической сфере жизни общества, она должна не только соответствовать изменениям, происходящим там, но и опережать их, чтобы стандарты способствовали развитию производства, а не сдерживали его.

Деятельность по стандартизации проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов. Работа в области стандартизации регулируется Федеральным законом «О техническом регулировании» и рядом национальных стандартов, например, ГОСТ Р 1.0 — 2004 «Стандартизация в Российской федерации. Основные положения».

Главным при определении правового статуса деятельности по стандартизации является добровольный характер применения национальных стандартов.

Цели стандартизации

Стандартизация осуществляется в целях:

- повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, животных и растений, имущества, экологической безопасности, безопасности и содействия соблюдению требований технических регламентов;

- повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечения научно-технического прогресса, рационального использования ресурсов, государственных заказов, подтверждения соответствия продукции (работ, услуг), выполнения поставок, судебных решений;

- повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

- технической и информационной совместимости;

- сопоставимости результатов исследований и измерений;

- взаимозаменяемости продукции;

- создания систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции, систем обеспечения качества продукции, систем поиска и передачи данных;

- содействия проведения работ по унификации.

Одной из целей развития стандартизации в РФ является усиление степени прозрачности Государственной системы стандартизации (ГСС), что является одним из требований членства во Всемирной торговой организации (ВТО). Для вступления в ВТО требуется полная гармонизация методов регулирования внешнеэкономической деятельности с правилами этой организации. В области стандартизации - это приведение нормативных документов ГСС в соответствие с требованиями Кодекса по стандартам, главное требование которого состоит в том, чтобы нормативный документ по стандартизации не превратился в технический барьер в торговле.

Примером развития стандартизации в РФ в современных условиях является принятие рассмотренного выше закона о техническом регулировании, которым вводится новый обязательный нормативный документ – технический регламент.

Принципы стандартизации

- добровольное применение стандартов.

- максимальный учет интересов заинтересованных лиц.

- применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта.

- недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции.

- недопустимость установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

- обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

Необходимо отметить, что несмотря на добровольный характер применения стандартов работа по стандартизации является функцией государства и регулируется государством в лице соответствующих органов РФ.

Сохраняется обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых дор 1 июля 2003 г. в части (до принятия соответствующих технических регламентов):

- защиты жизни и здоровья граждан, имущества (физических и юридических лиц, государственного или муниципального);

- охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Должна обеспечиваться открытость процессов разработки национальных стандартов на всех стадиях, от планирования разработки до принятия стандарта.

Утверждаться национальные стандарты должны при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у квалифицированного большинства сторон, т.е. при общем согласии (консенсусе).

Наши рекомендации