Показатели качества продукции и их классификация
Под качеством продукции понимают совокупность всех свойств продукции, обеспечивающих удовлетворение определённых потребностей.
На основе свойств продукции устанавливаются показатели качества.
Показатели качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации, а также ее потребления.
В соответствии с ГОСТ 22851-79 и РД 50149-79 показатели качества продукции классифицируют по следующим признакам:
По способу выражения: абсолютныеи относительные.
Абсолютные могут быть выражены в натуральных единицах (метры, килограммы, баллы, стоимостные и др.).
Относительные могут быть выражены в процентах или других относительных величинах.
По количеству характеризуемых свойств: единичные и комплексные(групповые, интегральные).
Единичные показатели качествахарактеризуют одно из свойств продукции (например: мощность (л.с.), скорость (максимальная скорость движения, км/ч), плотность (удельный расход топлива, вес).
Комплексные показатели качествахарактеризуют несколько свойств продукции (например, надежность, безотказность, ремонтопригодность и др). Например, в подшипниковой промышленности может быть показатель, отражающий срок службы подшипников (в часах) и себестоимость их изготовления или цену (в рублях).
Комплексные показатели качества могут быть:групповыми и интегральными.
Групповой показатель - комплексный показатель, относящийся к определенной группе свойств.
Интегральный показатель - комплексный показатель, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление (эффект, приходящийся на рубль затрат).
Интегральный показатель качества продукции Ик можно вычислить по формуле:
Ик = Э/(Зс + Зэ),
где Э – суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции (например, пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта);
Зс –суммарные затраты на создание продукции (разработку, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты);
Зэ -суммарные затраты на эксплуатацию продукции (техническое обслуживание, ремонты и другие текущие затраты).
Рост интегрального показателя может обеспечиваться за счет как увеличения полезного эффекта от использования продукции, так и снижения издержек на ее создание и эксплуатацию).
По характеризуемым свойствам:
Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения (например: производительность станка, мощность электродвигателя, прочность ткани, габаритные размеры, содержание углерода в стали, процентное содержание полезного вещества в сырье, наличие дополнительных устройств).
Показатели экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива, энергии (например, к таким показателям при изготовлении и эксплуатации изделий относятся: удельная масса изделия (на единицу основного показателя качества), коэффициент использования материальных ресурсов – отношение полезного расхода к расходу на производство единицы продукции, коэффициент полезного действия и т.п).
Показатели надежности.Надежность-свойство объекта выполнять установленные функции, сохраняя свои показатели в заданных пределах в течение требуемого времени. В качестве основных характеристик уровня надежности изделий выделяют их безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Безотказность – свойство изделия непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени.(например: вероятность безотказной работы изделия, работоспособность, частота отказов).
Долговечность – это свойство изделия длительно сохранять работоспособность в определенных режимах и условиях эксплуатации до наступления предельного срока при установленной системе технического обслуживания и ремонта (например: срок службы, ресурс работы (число километров пробега автомобиля)).
Ремонтопригодность – способность изделия восстанавливать первоначальные свойства (например, при оценке изделия по данному показателю учитывают длительность, трудоемкость и стоимость ремонта изделия).
Сохраняемость – свойство изделия сохранять установленные значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности по истечении периода хранения, транспортировки и монтажа.
Эргономические показатели (от греч. эргон – работа)характеризуют удобство и безопасность эксплуатации изделия на этапах функционального процесса в системе «человек-изделие-среда использования». Они учитывают требования, которые определяются свойствами человека и характеристиками среды использования (например, например кабина автобуса, салон автомобиля, помещение цеха, рабочее место оператора и т.д). К эргономическим относят гигиенические показатели (уровень освещённости, влажности, температуры, шума, излучения, вибрации и др.), которые должны обеспечивать требуемую эффективность деятельности человека.
Эстетические показатели характеризуют эстетические свойства продукции:
- информационную выразительность (знаковость, в том числе товарный знак, оригинальность, стилевое соответствие и др.);
- рациональность формы (функционально-конструктивная
приспособленность, целесообразность);
- целостность композиции (организованность объемно-пространственной структуры, пластичность, колорит и др.);
- совершенство производственного исполнения и товарного вида (тщательность покрытия и отделки поверхности, чистота выполнения сочленений, округлений, четкость исполнения фирменных знаков, устойчивость к повреждениям).
Оценка эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.
Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукта.
К ним относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выброса вредных частиц, газов и излучений, уровень которых не должен превышать предельно допустимой концентрации (например, уровень содержания окиси углерода в выхлопных газах автомобиля).
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при ее эксплуатации или потреблении, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке ( например, вероятность безопасной работы человека в течение определенного времени, время срабатывания защитных устройств, вероятность поражения электротоком, уровень шума и вибрации, вероятность возникновения пожара и др.).
Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обуславливающие оптимальное распределение финансовых затрат, материалов, труда и времени при технической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации этой продукции (например, единичные показатели технологичности – удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и эксплуатации изделия, длительность цикла технического обслуживания и ремонтов.
Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к перевозкам. К ним относятся средняя продолжительность и стоимость подготовки к перевозкам, погрузочно-разгрузочным работам, средняя материалоемкость упаковки.
Показатели стандартизации и унификациихарактеризуют соответствие изделия стандартам и его насыщенность унифицированными и оригинальными составными частями, каковыми являются входящие в него детали, узлы, агрегаты, комплекты и комплексы. К данной группе относятся коэффициент применяемости, коэффициент повторяемости, коэффициент унификации изделия или группы изделий.
Патентно-правовые показателихарактеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты технических решений (объектов интеллектуальной собственности - изобретений, промышленных образцов) использованных при создании продукции, а также возможности беспрепятственной реализации продукции на мировом рынке.