Сертификация пищевых продуктов
Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья действуют в рамках Системы сертификации ГОСТ Ρ и могут применяться как для обязательной, так и для добровольной сертификации. Для конкретных групп однородной пищевой продукции разрабатывается порядок проведения сертификации. Действующие правила введены в середине 1996 г. и заменили положения в этой области, применяемые ранее.
Объектом сертификации является любая пищевая продукция, предназначенная для реализации на российском рынке, если требования к ней установлены в стандартах, действующих в России. Обязательная сертификация проводится на соответствие обязательным требованиям стандартов, причем на эту область распространяется государственный надзор, включая метрологический по линии государственной метрологической службы Госстандарта РФ. В соответствии с Законом "О защите прав потребителей" перечень обязательно сертифицируемых пищевых товаров утверждается Правительством РФ.
В 1997 г. Правительство РФ утвердило перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Среди них определены следующие продовольственные товары: мясо и мясные продукты; яйца и яйцепродукты; молоко и молочные продукты; рыба, рыбные и другие продукты моря; хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия; мукомольно-крупяные изделия; сахар и кондитерские изделия; плодоовощная продукция и продукты ее переработки; продукция масложировой промышленности; вода питьевая, расфасованная в емкости; безалкогольные, слабоалкогольные и алкогольные напитки; табачные изделия, кофе, чай и пряности; продукция зернобобовых и масличных культур продовольственная; пищевые концентраты, соль; продукция пчеловодства продовольственная.
Выбор схемы сертификации зависит в первую очередь от срока гарантированного хранения. Правилами установлены две категории:
• продукция кратковременного хранения (срок до одного месяца);
• продукция длительного хранения (срок более месяца).
Добровольная сертификация проводится на основе договора между заявителем и органом по сертификации, а инициатором может быть юридическое или физическое лицо. В договорном порядке устанавливается нормативная база сертификации. Объектом добровольной сертификации является и продукция, предназначенная для экспорта. По решению органа по сертификации испытания могут быть проведены по сокращенной номенклатуре показателей при условии, что часть характеристик документально подтверждена различными органами государственного контроля и надзора: санитарно-гигиенического, ветеринарного, фитосанитарного, документами о состоянии почвы, кормов, сырья и т.п.
К заявлению-декларации изготовитель обязан приложить документы, доказывающие безопасность продукта. При этом для отечественного товара необходимы результаты проверки службами Государственного надзора, сведения об отсутствии рекламаций, протоколы испытаний, свидетельства других органов сообразно разновидности товара. Для импортируемого продукта требуется свидетельство безопасности компетентного органа страны-изготовителя, сертификат качества от изготовителя, протоколы испытаний, сертификат происхождения, специальные сертификаты для соответствующей продукции. Для поставляемой впервые продукций требуется заключение санитарно-эпидемиологического надзора.
В правилах предусмотрены условия для сертификации фермерской и скоропортящейся продукции (с небольшой степенью организационных особенностей),
По Закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", если продукт получен по новой технологии, с использованием нового оборудования либо сам по себе является новым видом пищевых товаров, до проведения его сертификации требуется получить гигиенический сертификат. Гигиенический сертификат также требуется на все виды упаковочных материалов и тару.
Структура Системы сертификации пищевой продукции отвечает правилам ГОСТ Ρ и международным рекомендациям. Центральный орган ее — Управление стандартизации и сертификации продукции пищевой, легкой промышленности и сельскохозяйственного производства Госстандарта РФ. Консультативный орган — Совет Системы. Как обычно, в Систему входят Комиссия по апелляциям, Аттестационный совет экспертов, органы по сертификации, испытательные лаборатории.
Срок действия сертификата устанавливается органом по сертификации с учетом срока годности самого продукта, срока действия сертификата на систему качества и производства, срока действия гигиенического сертификата, но общий срок его действия не должен превышать трех лет.
Если сертифицированная продукция предназначена для госрезерва, сертификат действителен на весь срок ее хранения.
Маркировка продукции знаком соответствия осуществляется по общим правилам.
К особенностям инспекционного контроля за сертифицированной пищевой продукцией относится возможность включения в его процедуру следующих положений: отбор образцов и их испытание по полной программе или с сокращениями; получение от заявителя информации о рекламациях на продукцию за проверяемый период; получение информации о продукте от основных потребителей либо надзорных органов, союзов потребителей; проверка на месте состояния производства и (или) системы обеспечения качества и др. Инспекционный контроль может иметь форму плановых и внеплановых проверок в соответствии с решением органа по сертификации.
Задачи по сертификации пищевых товаров непосредственно связаны со стандартизацией в данной области. Например, признание российских сертификатов в значительной степени зависит от гармонизации требований отечественных нормативных документов со стандартами "Кодекс Алиментариус"
Несмотря на то, что многое уже сделано по сертификации продовольственных товаров, существует немало проблемных моментов, связанных со спецификой объекта сертификации.
Сертификация продовольствия по показателям безопасности не обеспечивает для потребителя того "наглядного" представления о нем, которое составляется из совокупности качественных характеристик. Потребительские свойства относят к области добровольной сертификации. Это означает, что показатели, подтверждаемые сертификационными испытаниями, устанавливаются по согласованию между заявителем и органом по сертификации. В то же время в конечном итоге выбор покупателя зависит именно от этих, с точки зрения обязательной сертификации, второстепенных показателей качества товара. А знак соответствия может вводить в заблуждение потребителей.