Раздел 1 Теоретические основы социальной квалиметрии

Тема 1. Квалиметрия как наука

Роль и место квалиметрии в системе научного знания. Предмет и задачи квалиметрии. Основные понятия квалиметрии. Соотношение квалиметрии и теории управления качеством. Методология научной квалиметрии. Синтетическая квалиметрия как новая научная парадигма. Принципы синтетической квалиметрии. Пирамида квалиметрических теорий: квалиметрия общая, специальная, предметная. Оценка объектов и процессов в рамках синтетической квалиметрии. Методы квалиметрии. Оценка эффективности методов квалиметрии.

Тема 2. Сущность и специфика социальной квалиметрии

Социальная квалиметрия в теории и практике оценки качества социальных объектов и процессов. Основные понятия социальной квалиметрии. Качество жизни населения. Система индикаторов качества жизни населения. Индекс развития человеческого потенциала. Показатели индекса развития человеческого потенциала по Северо-Западному региону.

Раздел 2 Особенности оценки качества и стандартизации социальных услуг

Тема 3 Современные подходы к оценке качества процесса и результата социальных услуг

Качество социальных услуг как значимый аспект качества жизни населения. Государственная система контроля качества социального обслуживания. Интергативный характер качества услуги. Показатели качества услуги: доступность полнота, надежность своевременность. Качественная и количественная оценка социальной услуги.

Тема 4 Стандарты качества социальных услуг

Сущность процессов стандартизации. Цель стандартизации. Принципы стандартизации: системность, повторяемость, взаимозаменяемость, вариативность. Объекты стандартизации. Услуга как объект стандартизации. Методы стандартизации. Виды стандартов. Категории нормативных документов по стандартизации. Стандарты: ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения. ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52496-2005 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Система стандартизации России, Система международных стандартов.

Тема 5. Технологии проведения оценки качества социальных услуг

Методы планирования оценки качества услуг. Постановка задачи на проведение оценки. Выбор методов оценки качества услуг. Психологические методы оценки качества социальных услуг: тестирование, наблюдение, эксперимент. Количественные социологические методы оценки качества социальных услуг: анкетирование, формализованное интервью. Качественные социологические методы оценки качества социальных услуг: фокус-группа, наблюдение, глубокое интервью. Изучение документации. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым целям. Мониторинг качества социальных услуг и его организация. Организация работы экспертов. Написание отчета о результатах оценки.

6 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Тестовые задания по дисциплине

2. Перечень вопросов для устного опроса

3. Перечень вопросов для зачета

  1. Положение об организации самостоятельной работы студентов (см. на сайте sziu.ru/ Студентам /Учебно-методические материалы);

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 5

Наименование темы или раздела дисциплины Трудоемкость, час. Список рекомендуемой литературы Вопросы для самопроверки
Основная (№ из перечня) Дополнительная (№ из перечня)
Тема 1 Квалиметрия как наука 1-5 1-10 1. Каковы роль и место квалиметрии в системе научного знания? 2. Каков предмет квалиметрии как науки? 3. Как соотносятся квалиметрия и теория управления качеством? 4. Каковы принципы синтетической квалиметрии? 5. Каковы методы квалиметрии? 6. Как оценить эффективность методов квалиметрии?
Тема 2.Сущность и специфика социальной квалиметрии 1-5 1-10 1. Какова роль социальной квалиметрии в теории и практике оценки качества социальных объектов и процессов? 2. Каковы основные понятия социальной квалиметрии? 3. Что представляет собой система индикаторов качества жизни населения? 4. В чем заключен смысл индекса развития человеческого потенциала
Тема 3 Современные подходы к оценке качества процесса и результата социальных услуг 1-5 1-10 1. Какова значимость качества социальных услуг в системе качества жизни населения? 2. В чем сущность государственной системы контроля качества социального обслуживания? 3. В чем проявляется интегративный характер качества услуги? 4. Каковы основные показатели качества социальных услуг? 5. В чем заключена количественная и качественная оценка социальной услуги?
Тема 4.Стандарты качества социальных услуг 1-5 1-10 1. В чем сущность процессов стандартизации? 2. В чем состоит цель стандартизации? 3. В чем состоят принципы стандартизации? 4. Каковы виды стандартов? 5. Что означает контроль качества социальных услуг
Тема 5 Технологии проведения оценки качества социальных услуг 1-5 1-10 1. Каковы методы планирования оценки качества услуг? 2. Какие методы применяются при оценке качества социальных услуг? 3. С какими целями проводится мониторинг качества социальных услуг? 4. В чем особенности написания отчета о результатах оценки качества социальных услуг?
Итого      


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Изучение данной дисциплины направлено на понимание сути социальной квалиметрии как системы оценки качества социальных услуг, необходимости стандартизации социальных услуг. Обучающийся должен готовиться к семинарским занятиям: прорабатывать лекционный материал, готовить доклады и выступления по темам семинарского занятия в соответствие с тематическим планом. При подготовке к семинарскому занятию обучающемуся следует обратиться к литературе библиотеки Северо-Западного института. Вместе с тем при изучении дисциплины нельзя ограничиваться лекционным материалом и только одним учебником. Ряд тем курса может быть вынесена преподавателем на самостоятельное изучение, с обсуждением соответствующих вопросов на семинарских занятиях. Поэтому подготовка к сдаче зачета и групповой работе на семинарах подразумевает самостоятельную работу обучающихся в течение всего семестра по материалам рекомендуемых источников (раздел учебно-методического и информационного обеспечения и ресурсов информационно-телекоммуникационной сети).

Основной задачей при изучении курса является не столько приобретение профессиональных навыков, сколько обучение определённому типу мышления, формирование определённых установок – профессиональных принципов, ценностей и норм мышления и поведения.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРС

Наши рекомендации