Раздел 1. Теоретические основы социальной психологии

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Социальная психология» для специальности «050711.65 – Социальная педагогика» по циклу СД.Ф.12 – Дисциплины предметной подготовки (федеральный компонент)    
Очная форма обучения Курс – 3 Семестр – 5,6 Объём в часах всего – 350 в т.ч. аудиторных: лекции – 110 практические занятия – 64 самостоятельная работа – 176 Зачет – 5 семестр Экзамен – 6 семестр   Заочная форма обучения Курс – 2 Объём в часах всего – 350 в т.ч. аудиторных: лекции – 20 практические занятия – 10 самостоятельная работа – 320 Зачет – 2 курс Экзамен – 2 курс

Екатеринбург 2012

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Социальная психология»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

Екатеринбург, 2012. – 25 с.

Составители:

Казачихина Мария Викторовна, ст. преподаватель кафедры социальной педагогики

УрГПУ

Иваненко Марина Анатольевна, канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики УрГПУ

______________ ______________

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры социальная педагогика УрГПУ

Протокол от 25.06.12 г. № 15.

Зав. кафедрой _________Б.М. Игошев

Директор ИСОбр ___________ И.А. Ларионова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время социальная психология одна из наиболее динамично развивающихся областей психологического знания. Востребованность социально-психологического знания объясняется большим социальным заказом из самых различных сфер жизнедеятельности общества.

Запросы, которые поступают из различных областей социальной практики, обусловлены коллективным характером человеческой деятельности. Производные от него проблемы управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических средств воздействия требуют изучения и практического применения социально-психологических знаний.

Также невозможно адекватно изучить личность, объяснить своеобразие сложнейших ее жизненных проявлений вне содержательного раскрытия того социального и психологического контекста, в котором она живет и развивается. А контекстом, или средой, являются малые и большие группы, психологические закономерности функционирования, которых являются предметом социальной психологии.

Курс «Социальная психология» является первым знакомством студентов с социально-психологической проблематикой, методологическими основами социальной психологии, основными теоретическими концепциями, психологическими закономерностями функционирования малых групп, управления групповыми процессами, социально-психологическими закономерностями общения и межличностного взаимодействия, социально-психологическими факторами развития и формирования личности. В результате прохождения курса у студентов, будущих специалистов социальной сферы, закладываются основы знаний социальной психологии, формируется «видение» социально-психологических проблем и умение в определенной степени их решать.

Программа курса «Социальная психология» для студентов специальности «Социальная педагогика» Института социального образования Уральского государственного педагогического университета разработана в соответствии с образовательной профессиональной программой, с учетом требований Государственного образовательного стандарта 2007 г.

Цель курса – способствование формированию у студентов профессиональных компетенций, усвоению теоретических и практических основ функционирования социально-психологических явлений и овладению умениями и навыками прикладного социально-психологического исследования.

Задачи курсаобеспечивают студенту возможность:

- изучить специфику теоретического, методологического и технологического обеспечения социальной психологии;

- обозначить проблематику социально-психологических явлений и исследований;

- освоить умения и навыки анализировать и прогнозировать поведение членов малой и большой группы, самих групп;

- овладеть методами и способами социально-психологических исследований и воздействия на ситуацию социального взаимодействия и общения;

- получить практический опыт проектирования и реализации частных технологии изучения и оптимизации взаимодействии и общения в коллективах.

Программа для студентов очного отделения, специальность «Социальная педагогика» рассчитана на 350 часов, из них лекции – 110 часов, практические – 64 часов, самостоятельная работа – 176 часа. Для студентов заочного отделения, специальность «Социальная педагогика», программа рассчитана на 350 часов, из них лекции – 20, практические – 10, самостоятельная работа 320 часов.

В процессе изучения данного курса предусмотрены следующие виды контроля: текущий, рубежный и итоговый.

Программой курса предусмотрено освоение материала дисциплины в форме лекционных занятий, семинаров-практикумов, самостоятельных заданий, контрольных и практических работ (доклады и рефераты). На занятиях по социальной психологии целесообразно применять методыинтерактивного обучения: коллективного взаимодействия, проблемного обучения, проектного обучения, креативного и критического мышлении.

Обязательным условием допуска студента к экзамену является успешное выполнение им учебного плана, зафиксированное в ходе работы студента на практических и семинарских занятиях.

В процессе изучения данного курса предусмотрены следующие виды контроля: текущий, рубежный и итоговый.

Текущий контроль в 5 и 6 семестре представлен в форме самостоятельных работ, рефератов, небольших тестовых заданий для выявления степени усвоения компонентов знаний и умений студентов: владение понятиями, фактами, научной проблематикой, теориями, закономерностями, правилами, и социально-психологическими методам.

Рубежный контроль представлен зачетом в 5 семестре после изучения раздела № 1 «Теоретические основы социальной психологии». Цель – выявление предметной компетентности, объема усвоенного материала, степени освоения знаний, полученных при изучении данного курса.

Итоговый контроль представлен экзаменом в 6 семестре. Цель экзамена – выявление уровня владения научно-понятийным аппаратом изучаемой дисциплины, а также способности студентов осуществлять целенаправленный комплекс профессиональных компетенций, на базе полученных знаний, умений и навыков. Поэтому экзамен состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть представлена устным собеседованием по теоретическим вопросам курса, а практическая – социально-психологическим исследованием по проблеме, цель исследования – получение данных для разработки алгоритма действий по решению проблемы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование темы, раздела Всего трудоемкость Аудиторные часы  
Всего Лекции Практические Лабораторные Самостоятельная работа
1.
2. Раздел 1. Теоретические основы социальной психологии -
3. 1.1. Исторические и современные тенденции в социальной психологии.         -  
4. 1.2. Социально-психологическая характеристика личности         -  
5. 1.3. Основные категории социальной психологии       -  
6.   1.4. Психология групп. Малые группы и феномен большой группы         -  
7. Раздел 2. Основы прикладной социальной психологии -
  Всего -

Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование темы, раздела Всего трудоёмкость Аудиторные часы Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические Лабораторные
1.
2. Раздел 1. Теоретические основы социальной психологии -
3. 1.1. Исторические и современные тенденции в социальной психологии.         - -  
4. 1.2. Социально-психологическая характеристика личности         -  
5. 1.3. Основные категории социальной психологии       -  
6. 1.4. Психология групп. Малые группы и феномен большой группы         -  
7.   Раздел 2. Основы прикладной социальной психологии -
  Всего часов -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Теоретические основы социальной психологии.

Наши рекомендации