Раздел II. Теоретические основы социальной педагогики

Тема 4. «Социализация как социально-педагогическая проблема»

Основные понятия: социализация; субъект-субъектный и субъект-объектный подходы к исследованию процесса социализации.

Понятие социализации. Междисциплинарный характер изучения процесса социализации. Философский аспект понимания социализации как процесса интеграции человека в общество. Психологический аспект социализации: пространства существования личности – в самом индивиде, в межличностных отношениях, в других людях. Потребность и способность быть личностью. Образ “Я”. Ступени вхождения в социальную группу. Педагогический аспект социализации: оптимизация процесса социализации; оказание педагогической поддержки личности на основе концепции самопомощи.

Современные концепции социализации.

Субъект-объектный подход (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Субъект – субъектный подход (Ч.Х. Кули, У.И. Томас, Дж. Мид, Э.Эриксон).

Отражение названных подходов в современных теориях социализации личности (теория социального научения, бихевиоризма, символического интеракционизма, гуманистической психологии).

Отражение идеи социализации в трудах отечественных ученых: Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Б.Д. Парыгина, Г.М. Андреевой, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна; И.С. Кона, В.Г. Лисовского; А.В. Мудрика.

Тема 5. «Сущность процесса социализации »

Основные понятия: агенты социализации; механизмы социализации; стадии социализации; социализированность личности.

Соотношение понятий “развитие”, “воспитание”, “социализация”.

Сущность и содержание социализации. Возрастные этапы (стадии) социализации.

Человек в процессе социализации: как объект социализации: ожидания и требования социума; как субъект социализации: возрастные задачи; как жертва социализации.

Понятие факторов социализации и их типология.

Средства и агенты социализации.

Механизмы социализации: психологические, социально-психологические, социально-педагогические.

Составляющие процесса социализации.

Социализированность как результат социализации на определенном возрастном этапе. Различные трактовки социализированности. “Мобильный характер” социализированности в связи с изменениями в социальной жизни и судьбы человека. Характеристики личности, способствующие успешной социализации.

Тема 6. «Факторы социализации»

Основные понятия: факторы социализации; мегафакторы; макрофакторы; мезофакторы; микрофакторы.

Мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека.

Макрофакторы социализации. Страна как географически культурный фактор социализации. Этнические особенности и их роль в социализации. Общество как политолого-социологический фактор социализации личности. Общественные процессы на современном этапе. Государство как политолого-юридический фактор социализации личности.

Мезофакторы социализации. Специфика социализации личности в условиях регионального, сельского, городского социума. Влияние средств массовой коммуникации на формирование ценностей и установок личности. Понятие субкультуры; ее влияние на социализацию.

Микрофакторы социализации. Понятие микросоциума. Семья как ведущий институт социализации. Соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации как микрофакторы социализации личности.

Тема 7. «Социальное развитие несовершеннолетних

и система социально-педагогического сопровождения»

Основные понятия: социальное развитие несовершеннолетних; социально-педагогическое сопровождение.

Понятие жизнедеятельности человека. Сферы жизнедеятельности (общение, познание, деятельность, игра, спорт).

Понятие социального развития человека. Закономерности социального развития. Стадии и фазы социального развития несовершеннолетних. Потребности как ведущая жизненная сила социального развития.

Понятие и задачи социально-педагогического сопровождения социального развития. Этапы социально-педагогического сопровождения (диагностика, анализ, разработка рекомендаций, консультирование участников, выполнение рекомендаций, анализ выполнения рекомендаций и дальнейшего социального развития).

Учреждения, обеспечивающие сопровождение социального развития несовершеннолетних; их дифференциация по целям, глубине и специфике проблем, по ведомствам: образование, здравоохранение, социальной защиты и обеспечения, культуры и спорта.

Наши рекомендации