Классификация показателей качества продукции
Классификация – основа научного познания. Показатели качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления. Каждая продукция обладает своей номенклатурой показателей, которая зависит от назначения продукции, условий её производства и эксплуатации и многих других факторов. Показатель качества может выражаться в различных физических единицах измерения (например, секунда, метр, кв.метр, куб.метр, км/ч, грамм, вольт, ватт, и др.), условных единицах измерения (балл, FLOPS, и др.), а также быть безразмерным. В виде технических требований показатели входят в состав технического задания на разрабатываемую продукцию и технических условий.
Общая характеристика показателей качества окончательно формируется на этапе проектирования продукции (изделия, товара) На этапе производства эти показатели находят своё воплощение. А на этапе эксплуатации (потребления) показатели становятся индивидуальной характеристикой продукции, выделяют её из других видов продукции (товара), составляют её потребительские свойства и, следовательно, делают привлекательной и конкурентоспособной.
Существуют:
1) главные показатели, отражающие наиболее существенные потребительские свойства объекта, определённых условий производства и эксплуатации
2) обязательные показатели. Это касается безопасности, когда минимально приемлемый уровень требований устанавливают нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, такие как Госгортехнадзор, Роспотребнадзор и другие. Если продукция предназначается для реализации отдельным гражданам, то она должна удовлетворять дополнительным требованиям, устанавливаемыми Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
К показателям качества предъявляются следующие требования:
1) простота определения, измерения и контроля (см. раздел «Метрология»);
2) наглядность отображения свойств объекта или технологического процесса;
3) соответствие рассматриваемым свойствам (контроль, диагностика, управление);
4) хорошая чувствительность к изменению этих свойств;
5) устойчивость к случайным помехам (инвариантность систем контроля и диагностики).
Премии качества. Качество, надежность и рабочие характеристики изделий — это требования, которые должны занять доминирующее положение среди факторов, дающих возможность получить премию.
Премия Деминга – автор «японского чуда» - введена в 1951 г. и оценивает состояние дел на предприятии по 48 показателям, объединенным в 10 групп:
1) проведение политики в области качества;
2) организация и управление деятельностью предприятием;
3) сбор, обработка и интерпретация информации о качестве;
4) обучение и распространение знаний в области качества;
5) анализ проблем качества;
6) стандартизация;
7) контроль качества;
8) обеспечение качества;
9) результаты;
10) планы.
Эта система ориентирована на оценку стандартизации, статистических способов оценки, стабильности технологических процессов.
Премия Болдриджа (введена в 1987 г.) оценивает состояние деятельности предприятия по 32 показателям, сгруппированным в семь направлений:
1) руководство качеством;
2) анализ и информация;
3) стратегическое планирование качеством;
4) использование человеческих ресурсов;
5) обеспечение качества продукции и услуг;
6) достигнутые результаты в области качества;
7) удовлетворение требований потребителей.
Премия Болдриджа основное внимание обращает на наличие системы стратегического планирования, достижение планового уровня качества. Вручается премия Президентом США во второй четверг ноября — Всемирный день качества.
Европейская система премии качества появилась в 1992 г. и соединила в себе опыт ранее внедренных систем оценки. В ней оцениваются:
1) роль руководства;
2) управление персоналом;
3) политика и стратегия;
4) наличие и использование ресурсов;
5) процессы;
6) удовлетворенность потребителей;
7) удовлетворенность персонала;
8) воздействие на общество;
9) результаты бизнеса.
Отличительной чертой Европейской премии является акцент на степень удовлетворенности в результатах деятельности предприятия.
Российская премия качества введена в 1997 г. и оценивает:
1. Роль руководства в организации работ.
2. Планирование в области качества.
3. Исследование потенциала персонала, который обеспечивает функционирование системы качества, поэтому данный раздел оказывается достаточно обширным. В нем оцениваются методы оценки персонала, процедуры найма, согласованность кадровой политики и политики по качеству. Эффективность работы с персоналом обеспечивается соответствующими системами обучения, согласованностью, индивидуальных и групповых целей, увязкой системы материального и морального поощрения с участием в работе по повышению качества. Оценка уровня социальной поддержки базируется на оценке условий удобств и обслуживания, сложившейся общественной активности, уровня медицинского обеспечения, осведомленности персонала в вопросах безопасности труда, защиты окружающей среды, здравоохранения.
4. Рациональное использование ресурсов. В составе оцениваемых ресурсов выделяют финансы, информацию, закупаемые материалы, имущество, интеллектуальные возможности. По каждому виду ресурсов оценивают полноту учета, рациональность использования, потери, увязку с повышением качества, оптимальность принимаемых решений при управлении, непрерывность контроля, новизну.
5. Управление технологическими процессами. Особая значимость технологии для качества продукции обусловливает выделение этого раздела. В нем оценивают наличие регламентированных требований к процессам, наличие и качество технологических инструкций, оптимальность используемых технологических режимов, процедуры контроля за технологией, динамику процесса обновления приемов работы, степень владения персоналом современными приемами технологического управления.
6. Удовлетворенность потребителей.
7. Удовлетворенность персонала работой в организации.
8. Влияние организации на общество.
9. Результаты работы организации.
Все показатели делят на две группы, условно называемые «цена» и «качество». Первая группа объединяет экономические требования, вторая - технические. При решении практических задач это облегчает использование методов оптимизации и выбор целевой функции.