Стандартизация систем управления качеством
Качество продукции (услуги) не может быть обеспечено и гарантировано только контролем готовой продукции (услуги). Оно должно обеспечиваться на всех стадиях жизненного цикла продукции (услуги), начиная с изучения требований рынка, затем на стадии проектирования и разработки, при выборе поставщиков сырья и материалов, на всех стадиях производства. Утилизация отходов и повторное изучение требований рынка являются завершающим этапом. Это так называемая «петля качества».
Совокупность организационных и технических мер на предприятии, основанных на «петле качества», необходимых для обеспечения потребителю гарантий стабильного высокого качества продукции в соответствии с требованиями стандартов и контрактов, образует систему качества.
Согласно стратегии развития стандартизации Беларуси, нормативное обеспечение качества должно охватывать:
• стандартизацию методов управления качеством (статистические методы, планирование эксперимента, надежность, диагностирование, анализ видов и последствий отказов, анализ точности процессов и т.д.);
• стандартизацию в области обеспечения качества (системы менеджмента качества и управления окружающей средой, Национальная система сертификации, Система аккредитации и т.д.);
• стандартизацию требований к конкретной продукции. Это прежде всего продукция межотраслевого применения (крепежные изделия, подшипники, резинотехнические изделия и т.д.), а также разработка стандартов на методы контроля как обязательных требований к продукции, так и их потребительских свойств, в том числе для предотвращения фальсификации продукции.
В настоящее время в качестве модели при создании систем менеджмента качества на предприятиях широко используются международные стандарты ИСО серии 9000.
Главная цель международных стандартов ИСОсерии 9000 — установление единого подхода к договорным условиям по оценке систем обеспечения качеством, признанного во всем мире, и регламентация отношений между покупателем продук-
ции и ее поставщиком по вопросам обеспечения качества продукции. При этом должна обеспечиваться жесткая ориентация не требования потребителя с условием их удовлетворения. Система менеджментакачества, созданная в соответствии со стандартами ИСО 9000, должна удовлетворять требования к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности, системе организации производства, системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.
Международные стандарты ИСОсерии 9000 - основополагающий комплекс международных документов по качеству, охватывающий всевозможные области применения.
Международные стандарты ИСО серии 9000 определяют требования к системе качества, обеспечивающие конкурентоспособность и качество по конкретному виду продукции. Но самое главное, что эти стандарты отражают концентрированный мировой опыт по обеспечению качества, рассматривают широкий спектр вопросов по обеспечению качества (от маркетинга до утилизации продукции).
Эти стандарты являются исходным международным документом по требованиям к качеству в коммерческих сделках между предприятиями. Международные стандарты ИСО серии 9000 являются основой более 350 тыс. сертифицированных систем управления качеством на предприятиях государственного и j частного секторов в 150 странах.
Успех их применения обусловлен следующими факторами:
• стандарты содержат концепции и положения внутреннего руководства качеством и модели по внешнему его обеспечению, проверенные временем и опытом многочисленных процветающих фирм (предприятий);
• стандарты являются универсальным инструментом оценки систем качества второй и третьей сторонами;
• стандарты совершенствуются, развиваются, и их содержание (требования) удовлетворяет растущие потребности международного менеджмента качества.
Следует отметить, что требования международных стандартов ИСО серии 9000 являются рекомендуемыми, и их применение на предприятии — дело добровольное.
Однако, бесспорно, что применение этих стандартов и создание на предприятии системы качества, соответствующей всем требованиям современного менеджмента качества, приносит повышение конкурентоспособности и качества продукции, снижает затраты, увеличивает прибыль, повышает деловую активность. Также следует помнить, что Указ Президента Республи
ки Беларусь «О повышении конкурентоспособности отечествен нового производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей поставщиков и продавцов за качество продукции (работ и услуг)» от 20.05.1998 г., определяет, что основным направлением повышения качества и конкурентоспособности продукции является внедрение и эффективное функционирование системы качества, соответствующей требованиям международного стандарта ИСО серии 9000.
Вопросами обеспечения качества в ИСО занимается ТК 176 (Канада).
Первая версия международных стандартов ИСО серии 9000 была утверждена в 1987 г. и представляла собой комплекс из пяти основополагающих стандартов по качеству:
1) ИСО 9000—87 (части 1—4). Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению;
2) ИСО 9001—87. Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке;
3) ИСО 9002—87. Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже;
4) ИСО 9003—87. Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях;
5) ИСО 9004—87 (части 1—3). Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания.
В то же время в дополнение к ИСО серии 9000 был разработан стандарт терминов и определений в области качества — ИСО 8402.
В 1994 г. эти стандарты были уточнены, однако сохранилась прежняя основа, в том числе цели в области качества и способы их достижения. При этом число стандартов было доведено до 25 (некоторым новым присвоены номера, начиная с 10000). Из всего семейства стандартов 1994 г. только ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 предназначались для целей сертификации, их требования являлись обязательными для выполнения, как и ИСО 10012. Требования, гарантирующие качество измерительного инструмента. Остальные носили характер руководящих указаний или рекомендаций.
Таким образом, стандарты ИСО 9001-9003 представляли собой набор требований к системам, применяемым организациями для демонстрации своих возможностей по обеспечению качества, заявленного в контрактах, а также для внешней оценки этой способности. Стандарты группы ИСО 9004 были представ лены в виде руководящих указаний для внутреннего использования. Документы, разработанные ИСО, были признаны во
многих странах мира, и к 2000 г. около 350 тыс. предприятий получили сертификаты на свои системы качества.
По прошествии некоторого времени выяснилось, что системы качества, разработанные по стандартам ИСО версии 1994 г., имели некоторые существенные недостатки. Среди них следует отметить то, что система качества, представленная двадцатью элементами, способствовала росту барьеров между отдельными частями общего процесса производства. При таком подходе отсутствовала структура процесса, которая связывала элементы системы между собой и ориентировала каждый из них на достижение общей цели — на удовлетворенность потребителя.
Кроме того, системы качества по ИСО 9001:1994 предполагали лишь обеспечение заявленного качества, которое не обязательно совпадало с ожиданиями потребителей и могло оказаться невостребованным. Поэтому с системой качества по ИСО 9001:1994 можно было и не достичь успехов в бизнесе, постепенно продвигаясь к банкротству.
В 2000 г. были приняты новые стандарты семейства ИСО, признанные более перспективными. В это семейство вошли ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 и ИСО 19001.
Новая версия обладает следующими особенностями:
• стандарты являются менее предписывающими;
• более гибки в применении, имеется только один базовый стандарт;
• фундаментально изменена философия подхода к менеджменту качества, введен процессный подход;
• существующие требования к системе менеджмента качества изменились незначительно;
• появились несколько новых требований, которые окажут существенное влияние на пользователя;
• нет привычного деления на двадцать элементов, но они присутствуют в стандарте.
Основной особенностью новых стандартов ИСО 9000 является фундаментальное изменение подхода к менеджменту качества, когда он становится доминирующим в деятельности фирмы. т.е. реализуется правило «от качества продукции к качеству фирмы». Системной основой можно назвать следующие принципы:
• ориентация на потребителя;
• лидерство руководителя;
• вовлечение работников;
• процессный подход;
• системный подход к менеджменту;
. постоянное улучшение, или непрерывное совершенствование;
• принятие решении на основе фактов;
• взаимовыгодные отношения с поставщиком.
Ориентация на потребителя. В настоящее время при производстве необходимо учитывать интересы покупателя, так как только в условиях дефицита можно заставить клиента покупать то, что ему навязывают. Чтобы добиться успеха, приходится до начала разработки новой модели продукции идти к потенциальным потребителям и выяснять, что именно они хотели купить. И только после этого можно приступать к разработке продукции, стремясь мобилизовать современную технику и технологии, чтобы максимально приблизить продукцию к такой, какой ее желает видеть потребитель.
Основная ставка предприятия делается на маркетинговые исследования и анализ рынка. Это служит механизмом, запускающим производство. Начав его, необходимо как можно более точно знать, кто, когда и по какой цене купит продукцию. Иначе риск становится слишком велик. Даже это является достаточным основанием для того, чтобы изменить организационную структуру и систему отношений между людьми в процессе работы. Для любого предприятия важно приобретать постоянных клиентов, покупающих только у него и способствующих появлению новых клиентов. Очень важен вопрос, как добиться приверженности клиентов.
Во-первых, не ограничиваться удовлетворением формальных требований клиента, зафиксированных в договоре, технических условиях или иных документах, а пытаться предугадать его желания и стараться удовлетворить их. Во-вторых, к каждому потенциальному клиенту необходимо применять индивидуальный подход. Это приводит к отказу от принципов массового производства. Речь идет не об уменьшении, а скорее 06 Увеличении его объемов благодаря расширению спроса. Это,
по сути, новый вид производства.
Рачительное производство радикально меняет организацию всей производственной или обслуживающей системы, делая ее более планомерной, чем у традиционных предприятии. Это ведет к существенной экономии всех видов ресурсов и, в частности, энергосбережения. Именно здесь можно ожидать объединения стандартов ИСО серий 9000 и 14000.
Новой лозунгами жизни должны стать:"Потребитель-
король», Потребитель - главное действующее лицо в нашем бизнесе".
Пои реализации данных лозунгов на предприятии важным является анализ удовлетворенности потребителя качеством продукции (услуги). Существует значительное количество методой сбора данных Выбор какого-либо из них зависит от материальных временных и других ресурсов. Наиболее распространенными методами являются: письменное анкетирование; личное анкетирование потребителя; наблюдение за потребителем; слушание потребителя и др.
Даже если организация считает, что она полностью выполнила все требования потребителей (считающих иначе), то организация должна воспринимать это как реальность и предпринимать соответствующие действия.
Один из лучших способов привлечения потребителя, создания новых рынков сбыта и увеличения объемов реализации — создание чувства «восхищения» по поводу предлагаемого товара. В конце концов, нет ничего удивительного в том, чтобы сделать и выпустить на рынок товар, потребность в котором потребители полностью осознают. Именно эмоциональная привязанность к товару, удивление и восхищение запоминаются потребителем. Вообще потребители запоминают производителя только в двух случаях: если он поставил им очень плохой или очень хороший товар. Средний, ожидаемый, уровень качества не оставляет у них особого впечатления.
Иначе говоря, производитель должен научиться действовать и думать как потребитель и самостоятельно предвосхищать его потребности, угадывая, что он хочет, что бы ему понравилось и что удивило. Только так можно совершить прорыв на новые рынки. И это притом, что средний потребитель очень плохо понимает, чего он хочет. И если даже сегодня потребитель знает, чего он хочет, то завтра все может существенно измениться. Однако иного пути у производителя нет.
Потребности потребителя подразделяются на ожидаемые, желаемые, восхищаемые.
Ожидаемые потребности. Удовлетворение этих потребностей считается очевидным, обязательным. Это то, без чего никто не обратит на товар внимания (например, всеми ожидается наличие чистых полотенец в гостинице). Однако повысить степень удовлетворения работая только над ожидаемыми потребностями» не удается (например, увеличивая количество чистых полотенец в номере гостиницы), и производители» не делает потребителя более довольным. Удовлетворение данных потребностей означает, что производитель остается в бизнесе, если ожидаемые потребности не удовлетворяются, то потребитель уходит.
Желаемые потребности. Чем лучше удовлетворены эти потребности, тем больше доволен потребитель (например чем меньше времени посетитель ждет при регистрации в отеле тем больше удовлетворяются именно желаемые потребности. Идеальное положение — нулевое время ожидания).
Восхищаемые потребности. Удовлетворение таких потребностей восхищает потребителя, приятно его удивляет. Это происходит потому, что он не ожидает от производителя такого понимания собственных желаний. Примером является пульт дистанционного управления. В свое время никто не комплектовал им телевизоры, соответственно, он не требовался. Но когда он появился, потребители были приятно удивлены и восхищены.
Лидерство руководителя. Это неотъемлемый элемент системы менеджмента качества (СМК) и пусковой механизм этой системы.
Никакое серьезное дело не будет выполнено с наибольшим эффектом, если люди, которые его возглавляют, не возьмут на себя лидерские функции. Мало быть начальником, надо еще стать лидером.
Лидерство высшего руководства, его обязательства и активное вовлечение в работу персонала являются решающими при разработке и поддержании в рабочем состоянии результативной и эффективной СМК с целью достижения выгоды для всех заинтересованных сторон.
Система управления организацией, создание и использование системы менеджмента качества — области деятельности, не способные выжить без лидерства. Более того, лидерские функции нельзя делегировать иначе, чем вместе со всеми остальными должностными обязанностями.
Руководитель, который не может или не хочет стать лидером, ведет свою организацию к катастрофе — это только вопрос времени.
Ответственность руководства в области качества должна быть четко определена (требование стандарта).
Проблема лидерства тесно связана с проблемой власти. А власть обычно подразумевает силу. В новых экономических Условиях прямое применение силы вообще не ведет к достижению той цели, ради которой она применяется. Сила вызывает сопротивление, на преодоление которого расходуется энергия, время и другие ресурсы, столь необходимые для удовлетворения потребителей, укрепления рыночных позиций, создания новой продукции и услуг.
Вовлечение работников. Чем больше люди, работающие в организации, действуют ей во благо, тем более светлые пер-
спективы открываются перед ней. Конечно, на поведение персонала существенно влияют культура организации и стиль лидерства, но определяется ситуация прежде всего отношениями «лидер — команда». Организация представляется скорее как система взаимодействующих команд, нежели жесткая иерархическая вертикаль. Первый шаг к налаживанию отношений в команде - делегирование полномочий. Замечено, что решения и действия тем эффективнее, чем ближе к источнику информации расположен механизм принятия решений. Делегирование полномочий основано на доверии, а доверие — один из самых важных элементов творческого климата, способствующего аффективной работе на жестких рынках. Вовлеченность команды усиливается при использовании принципов парсипативного управления, т.е. при предоставлении всем членам команды реальной возможности участвовать в управлении — в выработке и реализации управленческих решений.
Процессный подход. Разработчики обсуждаемой системы принципов полагают, что все виды действий, совершаемых в некоторой организации, необходимо рассматривать как процессы. Под процессами понимают логически упорядоченную последовательность этапов, преобразующих входы в выходы. В некотором смысле такое понимание процессов близко к представлению об алгоритмах. Дело в том, что в жизни организаций большую роль играют информационные технологии (ИТ), которые базируются на языке алгоритмов. Предлагаются следующие шаги для создания и формирования процессного подхода:
• выявить (задать) полную систему процессов, требуемых для менеджмента качества;
• установить последовательность, взаимосвязь и взаимодействия в этой системе процессов;
• определить ключевые процессы с позиций стратегических целей и планов;
• найти сотрудника, готового взять на себя ответственность за выбранный процесс, и наделить его соответствующими полномочиями, сделать владельцем, собственником процесса;
• определить заказчика или потребителя процесса и описать выход процесса, т.е. требования к качеству результатов его функционирования;
• определить поставщиков процесса и требования к элементам входа процесса, т.е. к ресурсам;
• установить критерии эффективного менеджмента данного процесса и выбрать для них метрологические обеспеченные измерители;
спланировать процессы измерения показателей качества эффективности процесса;
. описать процесс в виде блок-схемы или схемы потоков с учетом системы менеджмента процесса.
В ИСО 9000:2000 дается следующее определение процесса-«Процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействую их видов деятельности, преобразующих входы в выходы»
Суть процессного подхода заключается в том, что выполнение каждой работы рассматривается как процесс, а функционирование организации — как цепочка взаимосвязанных процессов, необходимых для выпуска продукции либо оказания услуги.
Выход процесса обладает ценностью для потребителя. Когда говорят о процессном подходе, прежде всего имеют в виду то, что управление процессом каждой из входящих в него работ происходит с применением особых методических приемов. В соответствии с положениями ИСО 9000:2000 для каждого процесса должны быть определены требования к его входным и выходным данным, технология (процедура) преобразования входа в выход, порядок управления процессом, его владелец (руководитель) и потребитель.
Опыт многих предприятий показал, что вертикальная организационная структура не в полной мере обеспечивает конкурентоспособность. Подразделения и службы при вертикальной организационной структуре слабо связаны между собой, так как находятся как бы в условиях конкуренции. Разобщенность и решение задач без четкого согласования их с целями организации не обеспечивают эффективную работу такой структуры, несмотря на наличие высококвалифицированных специалистов. Напротив, объединение подразделений и служб процессами обеспечивает:
• ориентирование подразделений и служб на достижение конечного результата, определяемого общей целью, оптимизацию процесса в целом, а не деятельность отдельной службы, на оценку вклада в общее дело каждого из подразделений, наибольшую суммарную эффективность;
• измеримость процесса числовыми характеристиками выпускаемой продукции, такими как себестоимость, длительность цикла, производительность, уровень качества и удовлетворенность потребителей;
• обозримость всех сфер деятельности и их согласованность;
• Управление организацией: сокращается путь передачи управляющих действий и информации как по вертикали, так и по
горизонтали:
• объединение людей и улучшение коллективной (командной) работы, мотивацию деятельности;
• более четкое восприятие организацией изменяющихся требований потребителей (основные процессы ориентированы на потребителя, они начинаются с запросов и заканчиваются ими).
Важным признаком процесса является то, что он ориентирован на конкретного потребителя.
Создавая систему менеджмента качества, необходимо устанавливать последовательность и взаимодействие процессов.
Не существует ни каталога, ни перечня процессов, которые должны быть документированы. Каждая организация определяет, какие из них следует документировать на основании требований потребителя, законодательства, характера деятельности организации и ее корпоративной стратегии.
При определении процессов, подлежащих документированию, организация должна учитывать следующие факторы:
• влияние на качество;
• риск неудовлетворенности потребителя;
• требования, установленные законодательством;
• экономический риск.
Поддержание и постоянное улучшение возможностей процесса могут быть достигнуты применением концепции РВСА на всех уровнях внутри организации. Это равным образом относится и к стратегическим процессам высокого уровня, таким как планирование или пересмотр системы менеджмента качества, а также к простым оперативным действиям, выполняемым как часть процессов по выпуску продукции.
ИСО 9000:2000 поясняет, что цикл РВСА применяется к процессам следующим образом (рис. 7.1):
• «планируй» — установление целей и процессов, необходимых для получения результатов, в соответствии с требованиями потребителя и политикой организации;
• «выполняй» — проведение процессов;
• «проверяй» — проведение контроля и измерение процессов и продукции в соответствии с политикой, целями я требованиями к продукции;
• «воздействуй» — проведение мероприятий по постоянному совершенствованию протекания процессов.
Системный подход к менеджменту. Одно дело — описывать какой-нибудь бизнес-процесс, но совсем другое — представить целую организацию как систему взаимосвязанных и взаимодействующих динамичных процессов. Но именно это и предполагает описываемый принцип. Прежде всего рассматривается командный подход к управлению, разрушающий барьеры между подразделениями.
Кроме того, системный взгляд требует координации всех аспектов деятельности организации. Прежде всего все это ведет к увязыванию между собой задач, возникающих в рамках концепции качества, с миссией организации, ее видением, стратегическими целями, политикой и т.д.
Таким образом, системный подход к менеджменту — такой подход, когда высший менеджмент занимается:
• разработкой миссии организации, доведением ее до сведения сотрудников, получением обратной связи, консенсуса;
• разработкой видения;
• разработкой стратегических целей и планированием;
• анализом рынка и построением организационной культуры;
• разработкой бюджета (бизнес-планирование), политики руководства в области качества, направленной на балансировку заинтересованных сторон, и предотвращением конфликтных ситуаций.
Постоянное улучшение, или непрерывное совершенствование. Систематически улучшая процессы, можно получить возможность постепенно снижать цены, причем не за счет снижения доходов или демпинга, а благодаря быстро растущему зазору между себестоимостью и ценой. Такое снижение цены ведет к расширению рыночной ниши, а это, в свою очередь, приводит к уменьшению себестоимости за счет эффекта масштаба. Следующий шаг — совершенствование работы команды прежде всего путем систематического обучения и создания доброжелательной атмосферы. Это область третьего принципа — вовлечение персонала. Далее следует улучшение «среды обитания», рабочего места, рабочей зоны. Важнейшим моментом является обучение, выполняющее сразу несколько ключевых функций, среди которых: придание работе творческого характера; сплочение команды; повышение квалификации сотрудни-
ков; снижение потерь от неэффективных, нерациональных, неквалифицированных действий.
Принятие решений на основе фактов. Любой вид человеческой деятельности сопряжен с производством огромного множества данных. Они накапливаются иногда целенаправленно, иногда сами собой. При этом всегда существует острая проблема превращения этих данных в информацию, позволяющую осознать факты, важные для принятия разнообразных решений.
Прежде всего возникает проблема показателей, представляющих интерес для принятия решений. Некоторое время казалось, что для полной характеристики деятельности любого предприятия достаточно располагать его стандартными финансово-экономическими показателями. Однако в настоящее время существуют еще несколько не менее важных групп показателей:
• для удовлетворенности потребителей продукцией или услугами;
• характеристики внутренних бизнес-процессов;
• возможностей для обучения и роста персонала.
Совокупность трех множеств как раз и составляет сбалансированную систему показателей. Они соединяют миссию, видение и стратегию организации с оценками результатов текущей деятельности, позволяя тем самым принимать управленческие решения, направленные при необходимости на корректировку ситуации.
Для сбора, представления и первичной обработки данных, как правило, рекомендуется использовать статистические методы контроля.
Любое корректирующее или основополагающее решение принимается только на основе фактов. При этом необходимо от личать достоверные или надежные факты от ложных, сомни тельных фактов, или артефактов.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Традиционные отношения «поставщик—потребитель» были удобны Теперь настали иные времена, и появились новые лозунги Не стоит устраивать конкуренцию между поставщиками для снижения цен, так как можно потерять перспективных поставщиков. Поиск новых и налаживание отношений с ними требу ют опыта и времени. Лучше поддерживать постоянные отношения с поставщиками. Тогда появляется возможность управлять отношениями «поставщик—потребитель».
Эти принципы, по существу, являются правилами по управлению качеством с учетом его постоянного совершенствования.
Стандартизация системы качества стимулирует четкую организацию работы предприятия по ее улучшению, но при этом стандарты признают возможность нововведений, способствующих повышению качества продукции и совершенствованию самой системы.
В настоящее время в Республике Беларусь действуют государственные стандарты, идентичные стандартам ИСО версии 2000 г. К ним относятся:
СТБ ИСО 9000—2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь, устанавливающий терминологию для систем менеджмента качества (СНК) и описывающий основные положения СМК, заключающиеся в следующем:
• обосновании необходимости СМК, предназначенной для применения организациями, заинтересованными в повышении удовлетворенности потребителя;
• разработке и внедрении системы менеджмента качества как процесса;
• оценке процессов системы менеджмента качества;
• взаимосвязи между системой менеджмента качества, другими системами управления и моделями совершенства.
СТБ ИСО 9001—2001. Системы менеджмента качества. Требования, определяющий требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и обязательным требованиям. Направлен на повышение удовлетворенности потребителей. Данный стандарт имеет несколько особенностей: основан на новой философии подхода к менеджменту качества; содержит меньше обязательных требований к документированию и является более «гибким» в применении.
СТБ ИСО 9004—2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности, содержащий рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целями этого стандарта являются улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.
СТБ ИСО 9001—2001 и СТБ ИСО 9004—2001 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять независимо. Для удобства использования они имеют аналогичную структуру.
СТБ ИСО 19011. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) систем экологического ме-
неджмента»,содержащий руководящие указания по управлению программами аудита, проведению внутренних или внешних аудитов систем менеджмента качества и (или) систем экологического менеджмента, а также по компетентности и оценке аудиторов.
Таким образом, в стандартах ИСО 9000 версии 2000 г. особое внимание уделяется запросам потребителя, распределению ответственности, а также снижению рисков и получению преимуществ на рынке. Опыт организаций Беларуси, успешно внедривших системы менеджмента качества на основе данных стандартов, показал эффективность системы. В большинстве случаев внедрение СМК привело к увеличению конкурентоспособности продукции и в конечном итоге - к увеличению прибыли.
Принципиально новым в стандартах ИСО серии 9000 2000 г. является:
• применение процессного подхода в управлении организацией;
• акцент на постоянное и непрерывное улучшение.
Любая деятельность или действие, которая получает входящие элементы и преобразует их в выходящие, может быть рассмотрена как процесс. Деятельность и действия, относящиеся к продукту и (или) услуге, являются процессами.
Для функционирования организаций необходимо, чтобы они определяли и управляли целым рядом взаимосвязанных процессов. Часто выход одного процесса будет являться входом другого (рис. 7.2).
Систематическая идентификация и управление различными процессами, реализуемыми внутри организации, и в особен-
ности взаимосвязь между такими процессами, рассматриваются как подход, основанный на процессах, или процессный подход.
В стандартах ИСО серии 9000 (ред. 2000 г.) применен процессный подход для управления организацией и ее процессами как способ быстрого выявления и реализации возможностей.
Модель процессного подхода по ИСО 9000, представленная на рис. 7.3, не отражает процессы детально. Вместе с тем все требования к системе менеджмента качества по достижению соответствия продукта и (или) услуги могут быть размещены в самой модели. Поэтому приведенная модель является моделью законченной системы процессов менеджмента качества. Взаимосвязь между процессами показана на рис. 7.3.
В качестве примера процессов создания продукта и (или) оказания услуг модель подчеркивает тот факт, что заказчики и другие заинтересованные стороны играют важную роль в процессе установления «входных» требований- После этого по отношению ко всем процессам, необходимым для создания продукции и (или) оказания необходимой услуги, применяется управление процессом и проводится проверка «выхода». Измерения степени удовлетворенности заказчика и других заинтересованных сторон используются в качестве обратной связи для оценки и признания того, что требования заказчика были выполнены.
Стандарт предусматривает четыре группы процессов, связанных с системой менеджмента качества.
1) управленческой деятельности руководства,
2) обеспечения ресурсами; Я
3) жизненного цикла продукции;
4) измерения, анализа и улучшения.
Следует отметить, что выделенные группы процессов не являются обособленными, а тесно связаны в системе менеджмента качества. Причем каждый отдельный процесс, выделенный на производстве, включает все четыре группы процессов.
Для разработки системы менеджмента качества в новой редакции стандарта используется единая модель системы качества (ИСО 9001—2000) для организаций всех видов. В соответствии с требованиями ИСО 9001-2000 подход к созданию СМК на любом предприятии должен включать несколько ступеней:
• установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
• разработку политики и целей организации в области качества;
• установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;
• установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими;
• разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
• определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
• разработку и применение процессов для постоянного улучшения СМК.
Как видно, важным этапом создания системы менеджмента качества на предприятии является оформление высшим руководством политики качества.
Политика в области качества дает четкое представление целях и задачах в области качества фирмы и представляет официальное отношение руководителей предприятия к качеству
Политика в области качества предоставляет возможности работникам предприятия, поставщикам и потребителям получить четкое представление об официальном отношении руководителей предприятия к качеству.
Кроме того, политика в области качества является составной частью философии фирмы, ее долговременной стратегии на рынке и носит приоритетный характер по отношению к коммерческой, технической и социальной политике.
Под политикой качества стандарт подразумевает цели и
обязательства предприятия по обеспечению качества. К тому же он требует документального оформления этой политики Она должна соответствовать организационным целям предприятия или фирмы, требованиям и запросам потребителей, Кроме того, руководитель должен обеспечить ее проведение и поддержку на всех уровнях.
Политика в области качества организации должна быть час ью ее общих политик и согласовываться с другими политика ми управления. Должно быть гарантировано понимание с включение в политику качества потребностей заказчика и других заинтересованных сторон.
При установлении политики в области качества организация должна:
• оценить ожидаемый уровень удовлетворения заказчика с учетом конкуренции на своей доле рынка;
• принять во внимание баланс между удовлетворяемыми потребностями заинтересованных сторон и вкладом каждой за-
интересованной стороны в достижении целей организации; • оценить риски при решении организационных задач;
• оценить благоприятные возможности и необходимости для постоянного улучшения;
• идентифицировать необходимые ресурсы и способности поставщиков и партнеров.
Вступившая в силу политика качества должна:
• соответствовать видению будущего организации;
• делать понятными организационные задачи и потребности заинтересо