Связь систем управления качеством с системами управления окружающей средой на основе стандартов ИСО

В 1993 г. в рамках ИСО был создан ТК-207 «Управление ох­раной окружающей среды» (Environmental management), кото­рый в 1996 г. принял комплекс стандартов ИСО серии 14000 для построения эффективной системы управления окружающей сре­дой и менеджмента экологическими аспектами деятельности предприятий. Основополагающим стандартом серии ИСО 14000 является стандарт ИСО 14001:1996 «Системы управления окру­жающей средой. Требования и руководство по применению». В семействе стандартов данной серии отражены следующие аспек­ты в области управления окружающей средой:

термины и определения;

системы экологического менеджмента;

экологический аудит и исследования в области экологии;

оценка продукции на различных стадиях жизненного цикла;

экологическая маркировка продукции;

Работа в области совместимости стандартов серий ИСО 9000 и ИСО 14000 ведется по следующим основным направлениям:

единство терминологии стандартов;

совместимость систем управления качеством и охраной
окружающей среды в рамках одной организации;

проведение совместных проверок и аудита систем качест­ва и окружающей среды.

Системы управления на основе стандартов серии ИСО 14000 требуют пересмотра функционирования всех объектов предпри­ятия, так или иначе связанных с воздействием на окружающую среду. Поэтому разработка и внедрение таких систем во многом перекликается с элементами построения системы управления качеством. В справочном Приложении А к стандарту ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) приводится соответствие элементов данного стандарта элементам стандарта ИСО 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98). Следует выделить такие основные группы элементов:

политика организации в области управления качеством
(охраны окружающей среды);

цели, задачи, планирование деятельности организации;

измерение, анализ и улучшение;

корректирующие и предупреждающие воздействия;

анализ со стороны руководства;

структура и ответственность;

мониторинг и измерение;

постоянное улучшение.

Все перечисленные аспекты необходимы при внедрении как системы управления качеством, так и системы управления ок­ружающей средой. Обе системы призваны улучшать имидж ор­ганизации, ориентировать ее деятельность на потребителя, сни­жать полную себестоимость ее товаров и услуг, обеспечивать устойчивые конкурентные преимущества на рыночном про­странстве. Ежегодно тысячи предприятий во всем мире получа­ют сертификаты на внедрение международных стандартов ИСО серии 14000. На сегодняшний день популярность стандартов ИСО 14000 не уступает востребованности стандартов ИСО се­рии 9000. При этом следует принять во внимание, что ИСО 9000 существуют с 1987 г., а ИСО 14000 — сравнительно моло­дая группа стандартов и принята только в 1996 г.

7 Международные стандарты и направления развития всеобщего управления качеством (TQM).

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.

Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации. Научно-техническое сотрудничество в области стандартизации направлено на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации. В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику.

Цели международной стандартизации:

1. сближение уровня качества продукции, изготавливаемой в различных странах;

2. обеспечение взаимозаменяемости элементов сложной продукции;

3. содействие международной торговле;

4. содействие взаимному обмену научно-технической информацией и ускорение научно-технического прогресса.

Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) — общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов.

Всеобщее управление качеством — это система управления, основанная на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции и услуг. TQM определяется как сосредоточенный на качестве, сфокусированный на заказчике, основанный на фактах, управляемый командный процесс. TQM направлен на планомерное достижение стратегической цели организации через непрерывное улучшение работы. Принципы TQM также известны как «всеобщее улучшение качества», «качество мирового уровня», «непрерывное улучшение качества», «всеобщее качество услуг» и «всеобщее качество управления».

Современные версии стандартов качества содержат не только качественные, но и количественные критерии оценки уровня продукции в виде законодательно установленных единых международных требований, обязательных к исполнению как исполнителю, так и заказчику. Они снимают многие спорные вопросы по согласованию цены, прибыли, менеджменту качества, создают объективные численные показатели оценки предлагаемой продукции во время проведения тендеров и др. Принципы TQM становятся фундаментом построения бизнес-планов и перспективных направлений развития предприятия, создания устойчивых коллективов, заинтересованных в процветании фирмы, в которой заняты исполнители.

В перспективе следует ожидать, что принципы TQM по мере выполнения требований менеджмента качества захватят все предприятие в направлении создания интегрированной системы менеджмента по всем направлениям управления объектом. Следует подчеркнуть, что в основе реализации принципов TQM лежит личный вклад и заинтересованность каждого члена трудового коллектива.

Успешное применение TQM возможно, если до каждого исполнителя довести методы решения проблем, показать его место в осуществлении намеченного, возможность стабильного существования. Это требует создания системы повышения квалификации всех уровней исполнителей.

Наши рекомендации