Работа в команде. Кружки качества. Команды по улучшению качества.
Существует большое количество вариантов и стилей работы в командах. Рассмотрим два крайних случая [1].
5.5.1. КРУЖКИ КАЧЕСТВА (ЯПОНСКИЙ СТИЛЬ РАБОТЫ В КОМАНДЕ)
Кружок качества – это группа работников, например, члены одной бригады, выполняющих одну и ту же работу, которые собираются для обсуждения проблем качества [1]:−добровольно;−регулярно, например, раз в неделю;−в обычное рабочее время;−под руководством своего менеджера, например, бригадира;−для идентификации, анализа и решения проблем, относящихсяких работе;−для выработки рекомендаций высшему руководству и менеджерам организации по вопросам улучшения качества.
На японском заводе есть бригада, которую возглавляет мастер или бригадир. И вот когда эти работники, выполняющие одну и ту же работу в этой бригаде, раз в неделю добровольно, в обычное рабочее время, под руководством своего мастера собираются, чтобы идентифицировать, анализировать, решать проблемы, относящиеся к их работе, и для того, чтобы выработать рекомендации руководству для повышения качества, то это называется японский стиль работы (кружки качества).
Почему такой вид работы в командах прижился в Японии?
На Западе считают, что это произошло потому, что у японцев очень сильный дух коллективизма. Для Японии характерно следующее. Если окончивший школу человек устраивается на работу в какуюлибо фирму, то велика вероятность, что он уйдет на пенсию именно из этой же фирмы. Для японцев характерна высокая преданность той фирме, где они работают, и они активно демонстрируют сотрудникам преданность фирме. Допустим, фирма дает 4 недели отпуска и туристическую путевку. Работники, отгуляв две недели в этой турпоездке, уже на третьей неделе выходят на работу, демонстрируя преданность фирме.
Вусловиях высокой преданности фирме, ее работники активно участвуют в работе таких кружков качества и очень заинтересованно обсуждают, что они могут сделать для улучшения качества.
Врезультате работы таких кружков вырабатывается большое количество рационализаторских предложений.
Что же такое рационализаторское предложение?
Это какое-либоновшество, которое на соседнем заводе работает уже 10 лет, но на этом заводе оно еще не применялось (это не должно быть изобретение, которое обладает мировой новизной). Важно, что это новшество будет представлять собой возможно мелкий шаг, но его использование улучшит работу в данном подразделении, т.е. результатом этой работы является выработка таких предложений, которые, быть может, не очень мощные, не очень сильные, но они дают какоелибо улучшение.
Японский стиль работы в кружках качества иногда называют [2] тактикой мелких шагов Кайзен (KAIZEN), графически проиллюстрированной на рис. 5.5.
При мелких улучшениях (на уровне рационализаторских предложений) эффект отдельного шага достаточно мал, но большая серия таких повсеместных и постоянных улучшений дает большие результаты в улучшении качества.
Серия малых | KAIZEN | |
улучшений | ||
Крупное
улучшение
KAIRYO
Рис. 5.5. Тактика KAIZEN и KAIRYO [2]
Система улучшения Кайзен характеризуется следующими результатами [2]:
−требуются большие усилия людей и незначительные инвестиции;−все вовлечены в систему улучшения;−необходимо большое число мелких шагов;−система выполнена как философский подход, соответствующий философии TQM.
5.5.2. КОМАНДЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА (ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ И АМЕРИКАНСКИЙ СТИЛЬ РАБОТЫ)
Почему в Западной Европе и Америке появился другой стиль работы?
Если в Японии высок дух коллективизма, то на Западе высок дух индивидуализма. Там ценится каждый человек отдельно как личность. И в этой ситуации перенести японский стиль работы в западные условия было практически невозможно. Люди не привыкли работать на фирму, а привыкли работать на себя, как на индивидуума, так как для них ценнее их личные успехи, чем успехи коллектива.
Для команд по улучшению качества характерно [1]:а) формируются для решения конкретной проблемы (в Японии кружок качества формируется не для того, чтобы решать конкретные проблемы; они просто собираются и каждый раз решают, какая проблема сейчас самая важная; а западноевропейский стиль другой: если команду создали, то ей определяют, какой проблемой необходимо заниматься);б) команды по улучшению качества формируются из представителей многих отделов со знаниями в различных областях (инженертехнолог, инженер-конструктор,дизайнер, экономист, специалист по статистике и инструментам улучшения качества, программист, инже-нер-электроник,профессиональный менеджер и т.п.);в) после решения проблемы команда распускается (японский кружок качества работает на протяжении десятилетий, а рассматриваемые команды обычно работают до 1 – 3 лет в зависимости от сложности проблемы).
Если люди из разных отделов поработали в одной команде и им удалось успешно решить поставленную проблему, можно быть уверенным, что между ними сложились дружественные отношения. Если даже они в будущем не будут работать в одной команде, то сложившиеся хорошие отношения между ними будут служить тому, чтобы уменьшить (разрушить) барьеры между подразделениями. В отличие от японского стиля (в японском кружке качества работают члены одной бригады, они с другими бригадами мало контактируют), западноевропейский стиль способствует разрушению и успешному преодолению барьеров между разными подразделениями.
Ключевые факторы для успеха работы в команде по улучшению качества [1]:−отбор команды и назначение лидера (успех будет зависеть от того, насколько правильно подобрали команду и насколько удачно назначен руководитель);−постановка задачи для команды (правильная формулировка задач);−правильный стиль работы (встреч);−обеспечение согласия в команде;−динамичность команды;−оценивание результатов работы.
Западноевропейский и американский стиль работы в команде называют [2] тактикой крупных шагов Кайрио (KAIRYO). Этот стиль (см. рис. 5.5) позволяет достигать крупных улучшений качества на уровне изобретений (обладающих мировой новизной) или, даже, на уровне открытий (например, переход от электронных ламп к полупроводникам, а затем – к интегральным схемам).
Система улучшений Кайрио характеризуется следующими результатами [2]:−не требуется больших усилий людей, а требуются большие инвестиции;−только несколько специалистов вовлечены в систему улучшения;−необходимо использовать лишь ограниченное количество технологий;−подход используется для решения только поставленной задачи. Японские кружки качества и работа в команде (западноевропейский и американский стиль) представляют собой два крайних случая. В действительности возможно использование большого количества промежуточных вариантов. Например, члены кружка качества бригады электромонтажников могут пригласить инженера-технологаиз отдела проектирования для получения консультаций по специальной проблеме, требующей университетских знаний или глубоких научных знаний. Аналогично, высококвалифицированные специалисты из команды, созданной для разработки автоматической системы контроля и управления качеством технологического процесса, при необходимости могут обратиться к рабочим, выполняющим этот технологический процесс, за разъяснениями с целью лучше понять особенности этого производственного процесса.