Раскройте понятие о простейших статистических методах обеспечения и анализа качества процессов. Порядок применения инструментов анализа качества.
Раскройте значение и порядок применения контрольных карт накопленных сумм (КУСУМ-карт). Виды контрольных КУСУМ-карт. Правила принятия решения при мониторинге и управлении процессом. Преимущества карты. Примеры построения и использования КУСУМ-карт.
19. Раскройте порядок проведения анализа форм и последствий отказов (FMEA-анализа) конструкции или процессов.
Раскройте порядок проектной разработки QFD-методологии.
«Управление процессами» (Б3.Б.9)
Раскройте понятия: система, элемент системы, связи в системе, структура системы, внешняя среда системы. Что понимается под элементом системы, раскройте, чем он характеризуется, и опишите его состояния и движения.
Управление - целенаправленное воздействие субъекта управления (управляющей системы) на объект управления (управляемую систему) для сохранения существующего между ними взаимодействия или перевода объекта управления в желаемое состояние.
Элементы системы управления:
На практике понятие «управление» уточняется в зависимости от задач, подлежащих решению и объектов, подвергаемых управляющему воздействию. Например, управление предприятием, управление качеством, управление персоналом, управление запасами, управление логистикой, управление конфигурацией, управление документацией и др. Любой из перечисленных объектов, подлежащих управлению, представляет собой систему или подсистему в системе управления.
Функционирование любого объекта управления по определению не может быть стихийным. Это значит, обязательно кто-то должен разработать порядок и правила управления, организовываться взаимодействие составных частей объекта, оценивать полученные результаты и своевременно корректировать текущее состояние объекта управления и прогнозировать его будущее. Конечно подобным «кто-то» может быть только субъект управления и это однозначно человек или группа людей, которые ранее назывались «управленцы», а сегодня называются иностранным словом «менеджеры».
В некоторых литературных источниках вместо субъекта управления применяется понятие «орган управления». Большого отклонения от истины в этом нет, ведь в органе управления работают люди, его кто-то возглавляет, это могут быть даже искусственные кибернетические системы, но исключить человека полностью из процесса управления сегодня еще не удается. В любом случае человек присутствует, и он несет персональную ответственность за результаты функционирования управляемого им объекта. Обезличивание ответственности всегда приводит к негативным последствиям, как для объекта управления, так и для органа управления.
Целенаправленно воздействовать на объект управления могут только силы, обладающие информацией об объекте, обеспеченные ресурсами и владеющие соответствующими технологиями. Воздействия на объект, в зависимости от стоящей цели или эффективности органа управления, позволяют удерживать объект управления в заданном состоянии, инициировать развивающие процессы или запускать разрушающие процессы. Отсюда и взаимосвязь процесса управления с функционированием объекта управления, а значит, она может быть измерена количественными или качественными параметрами.
Управление возможно только при условии получения информации субъектом управления от объекта управления, анализа состояния, оценки результатов, выработки решения, доведения задач до исполнителей и контроля результатов.
Субъекты управления, осознавая желаемое состояние, в котором должен постоянно находиться объект управления вырабатывает управленческие решения. При выработке управленческих решений они используют результаты мониторинга, данные об измеренных параметрах процессов и изменениях свойств продукции (услуги), прогнозирования состояний объектов и многие другие данные, поступающие по различным каналам и от различных источников информации. Выработанные управленческие решения являются обязательными для исполнения объектом управления, при этом осуществляются управленческие действия называемые «направление», «регулирование», «корректирование». На практике субъекты управления для продвижения решений воздействуют на объект управления доступными им методами.