Школьный тест умственного развития.
К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова.
Цель - диагностика умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста, контроль за процессами умственного развития в период школьного обучения.
Область применения: профконсультация, контроль обучения, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащегося.
Описание методики.6субтестов: осведомленность (два субтеста), аналогии, классификация, обобщение, числовые ряды. 2 эквивалентные формы - А и Б.
Строго: соблюдать инструкции, контроль времени (секундомера), не помогать.
Инструкция: "Вам будут предложены задания, предназначены для выявления вашего умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках. Вам понадобятся ручки и бланки, которые мы вам раздадим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается описание заданий и на примерах объясняется способ их решений. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу - по команде. Задания решать строго по порядку. Не задерживайтесь долго на одном задании, старайтесь работать быстро и без ошибок".
Бланки, заполнитьь графы ФИО, дата, класс, возраст.
16)Ориентационный тест Керни-Иерасика
Определение школьной зрелости – графический тест даёт предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.
для 6-7 лет, может применяться как в группе, так и индивидуально.
3 задания: 1 - рисование мужской фигуры по памяти, 2 - срисовывание письменных букв, 3 - срисовывание группы точек. Йерасек ввел дополнительное 4 задание, которое заключается в ответах на 20 вопросов
Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе
(1высший балл; 5низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по 3 –м заданиям. от 3 - 6 баллов - готовыми к школьному обучению
7-9 баллов – средний уровень развития готовности к школьному обучению.
9-11 баллов – требуют дополнительного исследования д/получения более объективных данных.
12-15 баллов – следует особо обратить внимание на эту группу детей, развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развитии личностных, мотивационных качеств. УО. Плохой результат - не достаточное основание о школьной незрелости с прогнозом плохой школьной успеваемости.
Цель:
- определение развития тонкой моторики руки, координации зрения, движений руки (необходимы для овладения письмом)
-определить интеллектуальное развитие ребенка (рисунок мужской фигуры по памяти)
- "срисовывание письменных букв" и "срисовывание группы точек" – на умение подражать образцу.
-отвлекаемость
- позволяет судить о развитии сенсомоторики
Инструкция:
Ребёнку (группе детей) предлагают бланк теста. На первой стороне бланка - данные о ребёнке, свободное место для рисования мужской фигуры, на обороте вверху образец письменных букв, а внизу - образец группы точек. А4, вертикальный, карандаш.
Инструкция к заданию №1:
«Здесь (показывают) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так как сможешь». «Рисуй, у тебя всё получится». Если хочет женщину, то ответить, что все рисуют мужчину и им тоже надо рисовать мужчину. Если начал рисовать женщину, разрешить дорисовать её, а затем попросить нарисовать рядом мужчину. Отказ - неблагополучие в семье ребёнка. Закончил? Перевернули лист.
Инструкция к заданию №2:
«Посмотри, здесь что-то написано. Ты ещё не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом напиши так же». Предлагается скопировать фразу: «Я ем суп», написанную письменными буквами. Если не поместит в строчку, можно написать выше или ниже. Детям, которые умеют питать письменный текст, предложить текст на иностранном.
Инструкция к заданию №3:
«Посмотри, здесь нарисованы точки
* * *
* * *
* * *
*
Попробуй рядом нарисовать точно так же».
Краткие записи о действиях: какой рукой рисует, перекладывает ли во время рисования карандаш из одной руки в другую, вертится, роняет ли карандаш, начал ли рисовать, несмотря на указания, в другом месте, обводит ли контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА:
Задание №1 – рисование мужской фигуры.
1 балл: фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Пропорции, соединенность, волосы на голове, уши, нос, рот, глаза, шея. Синтетический способ – слитность.
2 балла. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объёмные). Без шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
4 балла. Примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы одной линией каждая.
5 баллов. Отсутствует чёткое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.
Задание №2 – копирование слов, написанных письменными буквами.
1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец.
2 балла. Всё ещё разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
3 балла. Разбивка надписи мин. на 2 части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Написанное создаёт строку надписи.
5 баллов. Каракули.
Задание №3 – срисовывание группы точек.
1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки.
2 балла. Число и расположение точек соответствует образцу. Можно не учитывать отклонение не более трёх точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
3 балла. Рисунок в целом соответствуют образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.
4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но состоит из точек. Размеры образца и количество точек не учитываются.
5 баллов. Каракули.
РАБОТА С ВЕРБАЛЬНЫМ СУБТЕСТОМ
Ответ на каждый вопрос! Индивидуально!
Инструкция к вербальному субтесту:
«Сейчас я буду задавать тебе вопросы о самых различных вещах, с которыми ты знаком, и поэтому сможешь мне о них рассказать. Слушай вопрос первый.»
Вопрос зачитываются 1 раз. НЕ допускать наводящих вопросов, исправлять, если ребёнок отвечает неправильно, дополнительно побуждать к более полному ответу.
Вербальный субтест.
Количественные результаты задания распределяются по 5 группам:
1 группа – плюс 24 и более (готовы к ШО)
2 группа – плюс 14 до 23 (готовы к ШО)
3 группа - от 0 до 13 (готовы к ШО)
4 группа - от -1 до -10
5 группа - менее -11
По классификации положительными считаются первые три группы.
17)«Матрицы Равена»
«Шкала прогрессивных матриц» 1936 Джоном Равеном (совместно с Л. Пенроузом). Цель- диагностика уровня интеллектуального развития, оценка способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления).
Взрослый (14 - 65) и детский вариант. Время ограничено 20 мин.
Стимульный материал 60 таблиц (5 серий). Задания нарастающей трудности.
Обработка результатов
Правильное решение - 1 балл, сумма баллов по всем табл. и сериям.
Полученный общий показатель - индекс интеллекта, умственной производительности.
Показатели сравнивают со среднестатистическим.
Качественный анализ результатов теста Равена.
В серии А - принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Задание - дополнение недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов.
Серия В принцип аналогии между парами фигур.
Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Фигуры в пределах одной матрицы усложняются, происходит их развитие.
Серия D принцип перегруппировки фигур в матрице. Испытуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Е принцип разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.
Сферы применения теста
1. Научные исследования, направленные на оценку умственных способностей испытуемых из разных этнических и культурных групп, изучение генетических, воспитательных и образовательных причин интеллектуальных различий.
2. Профессиональная деятельность, помощь в обнаружении наиболее эффективных администраторов, бизнесменов, предпринимателей, управляющих, кураторов и организаторов.
3. Образование и учебные занятия, для прогнозирования будущих успехов детей и взрослых, независимо от их социального и этнического происхождения.
4. В клинике, для оценки и выявления нейропсихологических поражений, а также для контроля результатов, полученных при применении разнородных измерений интеллектуальной способности.
18)Методика Векслера
Тест Векслера
Диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.
11 отдельных субтестов - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест 10 - 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий.
Вербальные субтесты выявляют общую осведомленность, понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д.
Невербальные субтесты: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур.
Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки.
Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение "вербального и невербального" интеллекта, анализируют выполнение каждого задания.
Результаты позволяют оценить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как могут компенсироваться.
Низкий количественный балл – определенные нарушения. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для формы нервно-психической патологии.
Модификации
Используются 3 варианта теста Д. Векслера:
- тест WAIS - для тестирования взрослых (от 16 - 64 лет);
- тест WISC - для тестирования детей и подростков (от 6,5 - 16,5 лет);
- тест WPPSI - для детей от 4 - 6,5 лет. В России адаптированы первые два варианта теста, которые мы будем рассматривать в дальнейшем.
Вербальная шкала
1. Субетест "Общая осведомленность" - 29 вопросов. Диагностирует уровень простых знаний.
2. Субтест "Понимание": 14 заданий на понимание смысла выражений. Оценивается способность к суждениям.
3. Субетест "Арифметика" - 14 задач арифметики начальной школы. Задачи решаются устно. Диагностируется легкость оперирования числовым материалом. Оценивается правильность, затраченное время. Диагностирует уровень оперирования числовым материалом, но и произвольную концентрацию внимания. Результаты его выполнения зависят от профессии и уровня образования и мало изменяются при старении.
4. Нахождение сходства: 13 заданий. Обобщить 2 предмета, выявить, что между ними сходно. Диагностируется понятийное мышление. Способности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированю. Оценки ухудшаются при старении.
5. Субетест "Запоминание цифр" - 1 часть - ряды от 3 до 9 цифр. Должен прослушать цифры и устно их воспроизвести. Направлен на определение объема кратковременной памяти и уровня активного внимания. Неспособность воспроизвести 4 цифры в прямом порядке - слабоумие.Прямое воспроизведение при старении ухудшается незначительно, обратное - несколько значительней.часть - ряды от 2 до 8 цифр. Должен воспроизвести
ряд обратным порядком.
6. Субетест "Словарный запас" - 42 понятия. Вербальный опыт, умения определять понятия. Испытуемый должен объяснить значение слова. Усложняется: распространенные, средней сложности, абстрактно-теоретические понятия. Результаты наиболее устойчивы к воздействию различных факторов (интуиция, общее состояние испытуемого, болезнь и пр.). Используют как "точки отсчета" при анализе.
Вербальная шкала коррелирует с культурой и академической успеваемостью клиента. Результаты зависят от языковой культуры испытуемого.
Оценки по субтестам "Осведомленность", "Понятливость" и "Словарный запас" = общая интеллигентность,практически не изменяются с возрастом.
Скорость накопления вербальных знаний определяет успешность и уровень образования.
Невербальная шкала
"шкала действий" 5 субтестов - диагност. знания и способность индивида к моторно - перцептивному взаимод-ю с объектами окр. мира, зависящую от опыта деятельности.
7. Субтест "Шифровка"кодовые замены. Под каждой цифрой (всего 100) соответствующий символ за 1,5 минуты. Приведен ключ: под каждой из 9 цифр соответствующий символ. Диагностируется зрительно - моторная скорость, свойства внимания, восприятия, координации. Результаты выполнения ухудшаются после 40.
8. "Недостающие детали"- 21 карточка, картинки с отсутствующей деталью. Диагностирует зрительную наблюдательность и способность выявлять существенные признаки. На 1 задачу - 20 сек.
9. "Конструирование блоков" ("Кубики Косса") - 40 заданий. Набор карточек с краснобелыми чертежами и набор красно - белых кубиков. Глядя на образец, собрать из кубиков чертеж. Диагностируются двигательная координация и визуальный синтез. Оценивается точность и время решения.
10. "Последовательные картинки" - 8 серий картинок. Каждая серия - сюжет. Картинки предъявляются в определенной неправильной последовательности. Задача – расположить правильно. Диагностируются способности организации целого из частей, понимания ситуации. Оценка определяется правильностью и временем.
11. "Сборка объекта" ("Складывание фигур") - 4 задания. Собрать фигуру хорошо знакомого предмета из отдельных деталей ("человек", "профиль", "рука", "слон"). Способность к синтезу целого из деталей. Оценка - времени и правильности сборки.
Сборка+Коса+Шифровка = развитая сенсомоторная координация
"Недостающие детали" и "Последовательные картинки" не зависят от развития моторики, определяются когнитивными способностями. Хорошие результаты - опыт восприятия окружающей среды и приобщенность к культуре.
Тестирование производится по адаптивному алгоритму.
1ые задания вербальных субтестов (+ "Кубики Косса") - для лиц, подозреваемых в УО.
Если испытуемый, не подозреваемый в УО, не выполняет задания основной серии, то предъявляются первые задания.
Обработка и интерпретация результатов на 3 уровнях:
1) подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербального и невербального интеллектов,
2) анализ профиля оценок выполнения субтестов испытуемыми на основе подсчета соответствующих коэффициентов,
3) качественная интерпретация индивидуального профиля с привлечением данных наблюдения за поведением испытуемого в ходе обследования и прочей диагностической информации.
Стандартный вариант обработки - подсчет "сырых" оценок по каждому субтесту. "Сырые баллы" по таблицам переводятся в стандартные и отображаются в виде профиля. Сырые оценки вербальной + невербальной части = показатели общего, вербального и невербального IQ.
Классификация IQ-показателей по Векслеру:
- 130 баллов и выше – очень высокий IQ – у 2,2% населения
- 120-129 баллов – высокий IQ – у 6,7% населения
- 110-119 баллов – хорошая норма – у 16,1%
- 90-109 баллов – средний IQ – у 50% населения
- 80-89 баллов – плохая норма – у 16,1%
- 70-79 баллов – пограничная зона – у 6,7% населения
- 69 баллов и ниже – умственный дефект – у 2,2%
19) «Пиктограммы» Лурия
Для исследования испытуемых с образованием не менее 7 классов.
Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.
Симул: карандаш и бумагу. Подготовить 12—16 слов и выражений для запоминаний. Примерный набор слов: Веселый праздникТяжёлая работаРазвитиеВкусный ужинСмелый поступокБолезньСчастьеРазлукаЯдовитый вопросДружбаТемная ночьПечальСправедливостьСомнениеТеплый ветерОбманБогатствоГолодный ребенок
Инструкция: “Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. Можно рисовать все, что угодно, лишь бы рисунок помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка никакой роли не играет”. Вот, например, я вам задаю первое выражение. Проверяем понял ли.
Заданные выражения | Рисунки и объяснения больного | Восприятие спустя час |
При истолковании результатов
1. Обобщение
2. Адекватности ассоциаций.
3. Критерий запоминания.
Особенности
Органики
· НЕпонимание смысла задания (понимают, что надо нарисовать, но не связывают рисунки со словом). Рисунки плохо дифференцируются, рисуют, что умеют.
· Отсутствие геометрических и грамматических символов, удачных оригинальных образов.
· Снижение числа метафорических образов
· Стереотипия - прямые персеверации. Персеверации - главным отличительным признаком органического расстройства от низкого уровня интеллекта и недостаточного образования
· Недостаточная дифференциация изображений
· Снижение продуктивности опосредованного запоминания
Шизофрения
· Недостаточное или искаженное понимание смысла задания. Больные могут осмыслить лишь один элемент инструкции. Больные с параноидным и галлюцинаторно-параноидным синдромом – идеи связанные с бредом
· Снижение числа атрибутивных, адекватных, стандартных образов
· Атипичная стереотипия, не выражающейся в повторении человеческих фигур. Персеверации не типичные, перенос одного элемента во рисунки
· Употребление букв, часто вычурное. Деформирует буквы пытаясь им придать форму конкретного изображения. Не помогают воспроизведению слов
· Атипическое расположение рисунков
· Выхолощенность, микрография
20)Корректурная проба (Бурдона, методикаПьерона-Рузера)
Цель - Исследование способностей концентрации внимания и его устойчивости. Выявляет колебания внимания по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора. Применялась в клинике для выявления утомляемости, упражняемости, колебаний внимания. 10, 5 или 3 минуты.
Стимул: бланки, мягкий карандаш, секундомер, хорошее освещение и тишина.
Инструкция. Необходимо зачеркнуть одну или две буквы в Таблице №1. При этом через каждые 30-60 сек, по указанию психолога, ставится отметка (вертикальная черта) на просматриваемой строке и продолжается работа до конца страницы. Регистрируется время, количество ошибок и темп выполнения задания.
Таблица №1
В норме за 8-11 мин. Допускается до 10 ошибок. Распределение ошибок в первой и второй половине равномерно.
При проведении опыта следует учитывать состояние зрения тестируемого; при недостаточном или некорригированном очками зрении результаты исследования нельзя сравнивать с данными исследования других больных. Нецелесообразно также проводить эту пробу с малограмотными больными.
Проверка по «ключу» - бланк, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обведены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строке.
Показателей ее скорости и точности – быстро, но с ошибками, медленно, но без. Попытки сочетать показатели скорости и точности в одну величину малоэффекивны.
Графики, где совмещены две кривые: изменение скорости работы (по количеству знаков, просмотренных в единицу времени) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы) > позволяет выявитьутомляемость больных (снижение скорости и точности), врабатываемость (повышение скорости, точности), сравнивания качества работы в разные дни и часы.
Отклонения: быстрый темп работы (+ неточность) при маниакальных и паралитических синдромах, а чрезвычайно медленный — при депрессии.
Промежуточные же показатели скорости работы не всегда имеют клиническое значение - могут зависеть от индивидуальных особенностей больного, от его привычных личностных установок.
Точность – заинтересованность, состояние общей психической работоспособности, степень устойчивости и утомляемости его внимания.
Распределение ошибок по минутам. При общем снижении работоспособности число ошибок равномерное или нарастает к концу работы по мере утомления; при функциональных расстройствах психической деятельности - неравномерное распределение ошибок: на фоне безошибочной работы - скопления ошибок, пропуски. Можно применять повторно. Чувствительна, отражает изменения психического состояния === оценка изменений состояния под влиянием фармакологических воздействий, терапии, трудовой нагрузки, настроения.
Методика Пьерона-Рузера
Цель- проверка уровня концентрации внимания у ребенка, способен ли к обучению. Определить параметры внимания: устойчивость, переключение и распределение - оценить нейродинамические особенности (темп работы, степень утомления и пресыщения).
Тест - несколько минут. При детской неусидчивости - максимально точный результат. Возраст 5-8 лет. Задание - элементарных и считается первой ступенью в психологическом исследовании параметров внимания у детей. Тест не требует специального оборудования. Заранее подготовить бланк, простой карандаш и секундомер. На бланке 4 вида геометрических фигур в таблице 10 х 10.
указания: построчно заполнить фигуры соответствующими значками (плюс, минус, точка). Четвертая фигура остается пустой. На выполнение 60 секунд.
«Проставь значки» рассчитана на детей разного уровня подготовки.
Малышам или детям с психологическими нарушениями количество фигур уменьшают на 5-7 строк, начертание + и - заменяют горизонтальной и вертикальной чертами.
К общему бланку прилагается наглядный образец для синхронного развития визуальной и аудиальной памяти. Секундомер для определения завершения теста и фиксации количества заполненных фигур за отмеренный временной интервал. Иногда на выполнение требуется больше положенной минуты. Проследить!!! с какого момента начинает заполнять фигуры по памяти, не опираясь на образец. Индивидуальное и групповое (5-7 человек). При групповом не удается отследить моменты включения памяти в процесс заполнения фигур.
Анализ:-установить причины, которые обусловили результаты - готовность ребенка выполнить инструкцию, настройку на быструю расстановку знаков в геометрических фигурах, внутреннюю ориентацию на безошибочное выполнение теста.
Показатели концентрации могут оказаться ниже – из-за желания показать свои способности, стремления к максимальному результату - чувство конкуренции > волнением и поспешностью.
- учитывать состояние утомления, остроту зрения, наличие болезни.
==== Причины снижения концентрации внимания.
Алгоритм показателей:
Способность ребенка соблюдать инструкцию (порядок выполнения действий). Целенаправленность заполнения тестового бланка.
Параметры внимания (распределение, переключение, устойчивость).
Ошибки в тесте не всегда указывают на характер распределения внимания, иногда они говорят об особенностях зрительного гнозиса (способность распознавания предметов, цветов, знаков, фигур и т. д.).
Индекс правильности (подсчет правильно заполненных фигур / к их общему числу).
Темп заполнения теста (число фигур за 30-60 секунд).
Количество ошибок за регистрируемые временные интервалы.
Динамика и распределение количества ошибок (в начале, конце, слева и справа).
Мотивация деятельности (соревнование, игра, личное достижение).
21)Проекция как психологический феномен. Общая хар-ка проективных техник
Проективные методики — один из методов психодиагностики - группа методик, для диагностики личности, характерен в большей мере целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных её черт.
Цели
- Д/изучения неосознаваемых форм психической деятельности
- создавались для клинических целей, используются в клинике неврозов
- выявление индивидуальных, “уникальных” способов адаптации личности к социальному окружению и самому себе
- специально подобранная батарея методик способна ответить на такие важные вопросы, как стиль взаимоотношения личности с другими людьми (конформность, лидерство, авторитарность, демократизм и т. д.); ее ведущие мотивы и пути их реализации, степень гармоничности или конфликтности аффективной сферы, средства разрешения внутренних и внешних конфликтов; самооценка, мера ее осознанности, адекватности, гибкости.
клиническая психология – диагностика дезадаптивных личностей
1) (ПМ) в диагностике индивид. когнитивного стиля восприятия и мышления.
2) ПМ для диагностики структурно-функциональной организации образа я (чувства самоидентичности) и репрезентативной системы коммуникативных навыков.
3) ПМ в диагностике индивидуальных регуляторных систем совладания с кризисными и стрессовыми состояниями (уровневой организации защитных и копинговых стратегий).
4) В исследовании терапевтического процесса: определении индивидуальной стратегии психологической помощи с учетом личностных (ограничений), ресурсов, оценки потенциальной личностной динамики и эффективности психотерапии.
Методика Гольдштейна (адап. Зейгарник) «Классификация предметов»
Предложен К.Гольдштейном, видоизменен Л.С.Выготским и Б.В.Зейгарник.
Стимульный материал
Колода - 68 карточек с изображением предметов и живых существ.
Группы: Люди, Животные, Птицы, Рыбы, Насекомые, Овощи, Фрукты, Грибы, Деревья, Цветы, Измерительные приборы, Школьные принадлежности, Транспорт, Мебель, Одежда, Посуда.Перетасовать колоду!
Инструкция:
1 этап – Глухой: «Разложите эти карточки по группам - что к чему подходит» Фиксируем, как пытался ориентироваться, понял/не понял. Объединяет по сортам/рядом то, что рядом (одежду и шкаф). Ждем 15-20 карточек, оцениваем составленные группы
2 этап - «Уточню условие задания. Нужно объединять карточки в группы на основании общего признака, и назвать каждую группу одним словом».
3 этап - Классификация. «Раньше Вы соединяли карточку с карточкой, а теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп осталось всего три». 3 группы «Живая природа», «Растения», «Неодушевленные предметы» - способен к сложному обобщению.
Особенности мышления, обнаруженные в процессе исследования:
- слабая критичность к своим действиям и решениям,
- низкий уровень обобщающих операций,
- склонность к конкретному или ситуативному мышлению, элементы его разноплановости (интеллектуально-мнестическое снижение по органическому алкогольному типу – моряк/пароход; не доходят до 3 этапа задания, эксперимент прекращается раньше)
- опора на несущественные признаки (латентность - шизофрения, птица+ самолет+пчела - «летающие»)
- соскальзывание на яркие, чувственные, необычные признаки,
- склонность к излишней детализации,
- инертность мышления,
- непоследовательность суждений при раскладывании изображений (мотивационное звено мышления – шизофрения – деревья, инструменты, животные, красные – не исправляется, если указывают)
- при объяснении причин объединения предметов в одну группу, особенности при подборе обобщающего слова,
- контраст между способностью собрать группу и неумением ее обозначить.
23) «Заучивание 10 слов» Лурия
Д/оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания, позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.
Никакого специального оборудования не требуется, необходима тишина
Слова простые, разнообразные. Читать медленно, четко. Протокол (бланк)
Инструкция:
1"Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу, повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке. Понятно?"
Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем он продолжает инструкцию (второй этап).
2. Инструкция
Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без инструкций. "Еще раз".
Фиксировать лишние слова, разговоры не допускать. Просим воспроизвести запомнившиеся слова спустя 50-60 минут
По протоколу - "кривая запоминания". Ох - номера повторения, Оу — число правильно воспроизведенных слов.
Кривая запоминания.
У здоровых людей (взрослые, школьники) кривая запоминания: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 к третьему повторению воспроизводит 9 - 10 слов и при последующих повторениях удерживается. (4,4,5,3,5) - плохой памяти.
повторяющиеся "лишние" слова - при исследовании больных с органическими заболеваниями мозга, у больных шизофренией в период медикаментозной терапии.
много "лишних" слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании/ перед началом синдромов расстройств сознания.
"Кривая запоминания" указывет на:
-ослабление активного внимания
-выраженную утомляемость испытуемых
Снижается кол-во воспроизведенных слов - забывчивость и рассеянность - астения, истощаемость внимания.
Истощаемость, неустойчивость, колебания внимания - зигзагообразный характер.
Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя - о памяти - фиксации следов воспринятого.