Школьный тест умственного развития (ШТУР).

ШТУР предназначен для диагностики умственного развития подростков – учащихся 7-9 классов. Авторами теста являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Тест состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б. два первых теста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии. Четвертый – логические классификации. Пятый – логические обобщения. Шестой – нахождение правила построения ряда. Тест является групповым и предполагает ограничение времени на выполнение каждого субтеста.

Пример 1: Субтест № 1 А

(фрагмент).

1. Начальные буквы имени и отчества называются …?

А) вензель; б) инициалы; в) автограф; г) индекс; д) анаграмма.

2. Гуманный – это … ?

а) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г) агрессивный; д) пренебрежительный.

3. Система взглядов на природу и общество есть … ?

а) мечта; б) оценка; в) мировоззрение; г) кругозор; д) иллюзия.

4. Одинаковыми по смыслу являются слова «демократия» и … ?

а) анархия; б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы.

5. Наука о выведении лучших сортов растений и пород животных называется … ?

а) бионика; б) химия; в) селекция; г) ботаника; д) физиология.

6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада – это … ?

а) абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.

Краткая графическая запись состояния обученности и обучаемости конкретного ученика, применимая при фронтальной экспресс - диагностике

(по А.К.Марковой)

Ф.И._____________________класс________________уч. год_________

Знания

Полный запас знаний, близкий к школьной программе Запас знаний ограничен
Владеет понятиями, терминами, законами, теорией Владеет только конкретными знаниями о фактах
Знания понимает, умеет переформулировать своими словами Знания воспроизводит дословно и буквально
Знания гибко переносятся и применяются в новых услових Знания лежат «мертвым грузом» без применения

Умение учиться (учебная деятельность)

Понимает смысл учебных заданий и сам ставит учебные задачи Не ставит сам учебных задач и ориентируется на готовые задачи от учителя
Владеет учебными действиями (изменения, сравнения, моделирования иного материала) Сам активных действий с материалом не выполняет и заучивает готовые формулировки правил
Умеет находить несколько способов решения задачи и сопоставлять их Ограничивается выполнением одного способа решения для получения правильного ответа
Выполняет учебные действия быстро в свернутом виде Нуждается в развернутом и постепенном выполнении всех действий и операций
Умеет приемами самоконтроля проверить себя в середине работы и до неё Умеет себя проверить только после окончания работы
Адекватно оценивает свои возможности в учебной работе Завышает или занижает свои возможности в учебной работе
Умеет оценить свою учебную работу по частям, увидеть свои плюсы и минусы Может оценить свою работу только в целом и приблизительно
Выполняет учебные и контрольные действия в уме Нуждается в опоре на наглядность (рисунки, схемы)


Возможности дальнейшего обучения

(обучаемость и умственное развитие)

В новых условиях активно осуществляет ориентировку В новых условиях пассивен
Готов к принятию дозированной помощи взрослого и продвигается в решении после этой помощи Помощь взрослого не помогает (мало помогает)
Ставит самостоятельные задачи самообучения Самостоятельно задач не ставит, ориентируется только на задачи извне
Проявляет познавательную инициативу, выходит за пределы обязательных заданий Инициативу не проявляет
Осознает ход и смысл решения (есть рефлексия в учебной деятельности) Способы решения не осознает (низкий уровень рефлексии)
Умеет переходить самостоятельно от одного этапа работы к другому (есть самоорганизация, произвольность) Не умеет без указания взрослого переходить к другим этапам работы, низкий уровень самоорганизации
Работает экономично в быстром темпе; работоспособен, вынослив Медлителен, быстро истощается, устает


Наши рекомендации