Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты (УУД) |
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.). Цель этапа: Эмоциональный настрой к познавательной деятельности. | Приветствие. Мотивация учащихся на изучение данной темы, психологическая организация внимания. Они сильнее многих увлечений, В них места нет ни скуке, ни тоске, Ведь происходит столько приключений За пять минут на шахматной доске! Здесь короли, укрывшись в рокировке, Руководят сражением фигур. Слоны и кони, как на стометровке, Пытаются удрать от грозных тур. А пешки, превращаясь в королевы Из пехотинцев, рядовых солдат, К чужому королю пылая гневом, Ему вдруг объявляют шах и мат! Спасенья нет. Сражение сурово. Но шахматы ведь тем и хороши – Мы можем их опять расставить снова И насладиться ими от души! 4 слайд Определяют тему урока, учатся ставить цель. 5слайд Король любит гладкий, расчищенный путь: в любую он сторону может шагнуть, однако легко ты заметишь, дружок, что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле — вот шага длина, не очень проворен король-старина. Зато начеку королевская рать — должна короля она оберегать. Ведь если б король беззащитный погиб, фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: король всех главней, всех важней, нет в шахматном войске важнее вождей! Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя, Но если с учёбой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье. | Определяют свою готовность к уроку. Включаются в ритм урока. | Умение дать самооценку готовности к уроку |
II.Актуализация знаний (3мин.). Цель этапа: повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы. | А вы что знаете про шахматных королей? 6 слайд Что такое рокировка? 7 слайд Как делать рокировку? 8 слайд Какие правила рокировки вы знаете? 9 слайд | Ученики отвечают: -Королей всего два черный и белый. -Король самая важная фигура. -Без короля нет игры. -Королю можно поставить шах и мат. -Король может сделать рокировку. -Ход, при котором одновременно ходят две фигуры: король и ладья, называется – рокировка. -Единственный ход в шахматах, когда за один ход, ходят две фигуры. Ученики отвечают: -По правилам игры, рокировку начинают делать с короля. Король переставляется через одно поле на королевский или ферзевый фланг, а на поле, которое перепрыгнул король, ставится ладья. Ученики отвечают: 1. На полях, между королем и ладьей, нет ни одной фигуры 2. Король еще не ходил 3. Не ходила ладья, которая будет участвовать в рокировке. 4. Король не под шахом, если его атакуют, делать рокировку нельзя. Нужно его защищать. 5. Делая рокировку, король стает на битое поле или король перепрыгивает битое поле. Тогда ее делать нельзя. 6. Если, во время рокировки, ладья находится под боем или перепрыгивает битое поле, то это не мешает сделать рокировку. | Ориентироваться в своей системе знаний Находить и исправлять ошибки, оценивать. Свободно излагать свои мысли в устной форме. |
III. Введение в тему урока. (3 мин.). Цель этапа:Умение определять и формулировать тему и цель деятельности. | -На какие стадии делится вся шахматная партия? По времени. -Чтобы улучшить игру, вы должны сперва изучить эндшпиль /Хосе-Рауль Капабланка Кубинский чемпион мира по шахматам 10 слайд -Как вы думаете о чём мы сегодня будем разговаривать? -Вы правы. Мы начинаем изучать новый раздел «Основы эндшпиля». Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой? Из опыта игры. - Прочитайте тему занятия. 11 слайд, 12 слайд | Ученики предлагают свои ответы: Начало партии- дебют. Средина-Миттельшпиль. Конец-Эндшпиль. Мы будем говорить об эндшпиле. 1.познакомиться с основами эндшпиля; 2.узнаем виды эндшпиля; 3.поупражняемся в игре на стадии эндшпиля. Ученики читают. | Умение предполагать, рассуждать. Умение формулировать тему урока . |
IV. Открытие новых знаний. (4мин.). Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. V. Развитие умений – применение ранее изученных знаний. Игровая практика (9мин.). Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. VI. Стадия осмысления. (7мин.). Цель этапа: Привести новый материал, пройденный материал и игровую практику в единую систему для нахождения пути решения для поставленной задачи. VII. Повторения ранее изученного материала VIII.Рефлексия (2 мин.). Цель этапа: Умение анализировать свою деятельность и делать выводы IX.Подведение итогов и (1-2мин)Цель: оценка своих результатов, | -Эндшпиль окончание игры Правила эндшпиля: 13 слайд v Король сильная фигура. В эндшпиле превращается в атакующую фигуру. Используй короля. v В эндшпиле без ферзей, с малым количеством фигур король должен идти в центр доски. В пешечных окончаниях этому правилу нужно следовать безоговорочно. 14 слайд v Время в эндшпиле имеет большое значение. Судьба партии часто решается жертвой, дающей возможность провести пешку в ферзи, или тем обстоятельством, что ваша пешка проходит в ферзи на один ход раньше неприятельской. v 15 слайд v Когда у противника есть слон, обычно следует свои пешки ставить на поля цвета этого слона. Когда же у вас есть слон, то не зависимо от того есть ли слон у противника, пешки ставить на поля, противоположные по цвету вашему слону. v Продвижение пешек должно происходить, сомкнутым рядом. v 16 слайд v Активизация фигур – главный козырь в эндшпиле. Централизация и активность фигур будет приводить вас к успеху. Поскольку в эндшпиле фигур и пешек меньше, чем в середине игры, он легче поддаётся классификации и изучению. Для лучшей ориентации в многочисленных позициях эндшпиля, разработана классификация в зависимости от количества и качества имеющихся сил. Прочитайте, какие виды эндшпилей бывают 17 слайд 18 слайд Физминутка Сейчас мы с вами отработаем вид эндшпиля, который вы уже изучали, матование одинокого короля. Задача №1 Мат ферзем Матование ферзем одинокого короля противника является элементарной задачей. Одним ферзем мат дать нельзя. Матование осуществляется объединенными усилиями короля и ферзя. В центре доски заматовать короля противника не удается. Для этого его нужно оттеснить на край доски. Оттеснение быстрее всего осуществляется совместным воздействием короля и ферзя. Задача №2 Мат ладьей И здесь нужно сначала осуществить оттеснение короля черных на край доски. Это достигается только объединенными действиями короля и ладьи. Просмотр видео "Основы эндшпиля" 19 слайд 20 слайд Слайд 21 - Что сегодня для вас было интересным на уроке? - Что вам больше всего запомнилось? - Над чем нам надо поработать. Слайд 22 Итог урока. Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке. Ребята, спасибо за хорошую работу, за старание. Вы настоящие короли, т.к. в современном мире короли не те, чьи головы обрамляют короны, а те, чьи головы украшены знаниями. | Ученики внимательно слушают и запоминают. Ученики читают: Ферзь против ладьи, Ферзь против лёгкой фигуры, Ладья против лёгкой фигуры, Тяжело фигурные окончания, Ладейные окончания, Коневые окончания, Смешанные окончания, Слон против коня, Пешечные окончания, Оппозиция. Ученики, вытянув карточку шахматной задачи, решают ее. Примерное действие учеников. 1.Kb2 Kd5 2.Kc3 Ke5 3.Qg6 3...Kf4 4.Kd4 Kf3 5.Qg5 Kf2 6.Qg4 Ke1 7.Qg2 7...Kd1 8.Kd3 Kc1 9.Qc2# Ученики вытягивают вторую карточку. . Примерное действие учеников. 1.Kb2 Kd4 2.Kc2 Ke4 3.Kc3 Ke5 4.Kc4 Ke4 5.Re1+ Kf5 6.Kd4 Kf4 7.Rf1+ Kg5 8.Ke4 Kg6 9.Ke5 Kg5 10.Rg1+ Kh4 11.Kf5 Kh3 12.Kf4 Kh2 13.Rg3 Kh1 14.Kf3 Kh2 15.Kf2 Kh1 16.Rh3# Ученики слушают и анализируют. Повторяются знания о шахматной нотации. Дети оценивают работу на занятии. Отслеживают степень выполнения своей работы. Ученики подводят итог урока. Познакомились с основами эндшпиля. Узнали виды эндшпиля. Решали задачи. | Умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Извлекать информацию, представленную в разных видах. Искать пути решения задачи. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. Оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе. Анализировать, сравнивать, строить, логические рассуждения, делать выводы. Свободно излагать свои мысли в устной форме. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Работать в группе, участвовать в выработке решения. Высказывать предположения на основе наблюдений. Работать в парах, участвовать в выборе решения. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |