Провести деление понятия по произвольно выбранному основанию: картина, животное.
Картина .
.
кинокартина изобразительная картина
Животное
ПервичноротыеВторичноротые
.
Хордовые Полухордовые .
6. Проверить правильность деления; в неправильном делении указать, какое правило нарушено:
1) Люди делятся на интровертов, экстравертов и болтливых.
В данном делении нарушено правило соразмерности деления и правило несовместимости членов деления.
2) Собаки делятся на породистых и непородистых.
Данное деление выполнено правильно
7. Дать определение следующим понятиям: цена, теория.
· Цена – это кол-во денег (услуг или товаров), за которые покупатель согласен купить единицу товара или услуги, а продавец продать их.
· Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления.
8. Установить правильность следующих определений; в неправильном определении указать, какое правило нарушено:
· Автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения.
Данное определение нарушает правило ясности и точности.
· Чайник – это посуда.
Данное определение нарушает правило точности.
9. В приведённых суждениях найти S, P, связку и кванторное слово, если оно есть; указать качество и количество суждений; привести схемы суждений:
· Все философы – серьёзные люди.
Кванторное слово: Все
S: философы
Связка: -
Р: серьезные люди
Данное суждение является общим по количеству и утвердительным по качеству. По объединенной классификации суждений оно относится к общеутвердительным и обозначается латинской буквой «А».
Схема: Все (S)суть (Р).
· Некоторые лебеди не являются белыми.
Кванторное слово: некоторые
S: лебеди
Связка: не являются
P: белыми
Данное суждение является частным по количеству и отрицательным по качеству. По объединенной классификации суждений оно относится к частноотрицательным и обозначается латинской буквой «О».
Схема: Некоторые (S) не суть (P).
10. Определить вид суждения, распределённость S и P. Выразить отношение между S и P при помощи круговых схем:
· Среди студентов встречаются талантливые музыканты.
Это частноутвердительное суждение (I).
S – «студентов»,
P – «талантливые музыканты».
· Ваша версия не подтверждается фактами
Это частноотрицательное суждение (O).
S – «версия»,
P – «фактами».
[B1]
11.[B2] Установить вид сложного суждения, указать его составные части, записать суждение с помощью символов:
· Нельзя сказать, что его выступление было интересным или информативным.[B3]
12. Определить в каком из суждений нарушен закон достаточного основания:
· Лекция не состоялась, так как преподаватель заболел.
В этом суждении не нарушен закон достаточного основания, так как по ТК РФ каждый работник имеет право на больничный.
· Данная книга неинтересная, потому что в ней нет картинок.
В данном суждении нарушен закон достаточного основания, так как в первую очередь книга является печатной или рукописной продукцией, которая предназначена для чтения.
13. Выяснить могут ли быть одновременно истинными следующие суждения:
· «Все шахматисты являются спортсменами» и «Некоторые шахматисты являются спортсменами».
Эти суждения не могут быть одновременно истинными, так как одно из них ложное, поскольку шахматы являются спортом.
· «Ни один музей не работает по вторникам» и «Все музеи работают по вторникам».
Эти суждения не могут быть одновременно истинными, так как они находятся в отношении противоречия. А два противоречащих суждения не могут быть одновременно истинными или одновременно ложными.
14. Выяснить могут ли быть одновременно ложными следующие суждения:
· «Некоторые города являются мегаполисами» и «Некоторые города не являются мегаполисами».
Эти суждения не могут быть одновременно ложными, так как оба имеют достаточные основания, что бы быть истинными.
· «Ни одна медуза не является ядовитой» и «Некоторые медузы не являются ядовитыми».
Эти суждения не могут быть одновременно ложными, так как нарушают закон не противоречия друг другу.
15. Сделать полный разбор силлогизма: указать заключение, большую посылку, меньшую посылку, больший термин, средний термин, меньший термин, фигуру силлогизма и модус:
· Все следователи имеют юридическое образование.
Некоторые следователи работают в прокуратуре.
Некоторые работающие в прокуратуре имеют юридическое образование
· Все люди хотят быть счастливыми.
Петров – человек
Петров хочет быть счастливым
[B1]Сделать круги
[B2]
[B3]ОТВЕТИТЬ