Оле., бато., стака., бидо., ле., те., вста.,океа., сто., тюле., дива. .
Подг.гр ФФН
Занятие № 21
Тема: «Звук и буква З»
Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука[ З].
2. Знакомство с понятием звонкий согласный.
3. Звуко-слоговой анализ слов зубы, тазы, Лиза, ваза;схемы слов.
4. Употребление предлогов за, из-за.
5. Знакомство с буквой З.
Оборудование: предметные картинки (зонт, тазы, коза, завод, замок, звёзды,
язык, знамя, знамёна, звонок, гнездо, зайка, ваза, мимоза, незабудки,
фазан), несколько картинок на звук [С], наборы для составления схем,
тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия
Оргмомент.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Знакомство с темой – игры «Четвёртый лишний», «Запомни, повтори»:
Гвоздика, гладиолус, незабудка, пион - незабудка
Медведь, волк, коза, ёж - коза
Кролик, корова, зайка, кошка - зайка
Зонт, плащ, костюм, платье - зонт
4. Произнесение, характеристика звука [З]: согласный, твёрдый, свистящий, звонкий.
Знакомство с буквой З: рассматривание, отыскивание, контур, печатание.
5. Воспроизведение слоговых рядов:
За-зо-зу-зы зна-зно-зну-зны азн-озн-узн-ызн и т.д.
6. Выделение звука [З] на слух и в произношении:
а) из ряда слогов: за, са, жа, ас, зо, жо, со, су, жу, зу, ыс, зна…;
б) из ряда слов: жук, суп, сук, зуб, везу, вяжу, весы, здоровье, лоза, зал, усы, ложка,
узы, ужи, зоопарк, ужин, забота, этажерка…;
в) отбор картинок на [З].
7. Деление слов на слоги.
Физкультминутка.
9. Звуко-слоговой анализ, составление схем слов, замена кружков изученными буквами:
а) Лиза – коллективно;
б) зубы, козы, тазы, ваза, Зина – самостоятельно.
10. Предлоги за, из-за:
а) выполнение инструкций с предлогами за, из-за;
б) составление предложения по демонстрации действия;
в) составление предложений из данных в начальной форме слов с предлогами за,
из-за:
зайка, куст, залезть, за –
зайка, куст, вылезать, из-за –
Зоя, сосна, за, стоять –
Зоя, сосна, выходить, из-за -
столик, дети, сидеть, за –
дети, столик, из-за, вставать –
незабудки, за, Лиза, дом, посадить –
Зоя, за, незабудки, беседка, посадить –
Зоя, коза, хлев, загонять, за–
Зайка, лист, капуста, сидеть, за –
Зайка, выглядывать, лист, капуста, из-за –
Лиза, из-за, бант, спина, зелёный, вынимать –
Пастись, лес, поляна, козлёнок, на, за –
г) выделение предлогов в предложении;
д) составление предложений с предлогами за, из-за по индивидуальным
картинкам.
11. Игры на развитие внимания и памяти: «Отгадай картинку», «Что изменилось?» (6
картинок на З).
12. Итог занятия:
- произнесение, характеристика звука;
- припоминание картинок на З.
Подг.гр ФФН
Занятие № 22
Тема: «Звуки [З]-[З’]»
Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков [З] – [З’].
2. Согласование прилагательных с существительными.
3. Родительный падеж множественного числа существительных
(закрепление).
4. Родственные слова (зима).
5. Звуко-слоговой анализ, схемы слов Зина, зима, зонт.
6. Упражнение в употреблении предлогов за, из-за – преобразование
деформированной фразы.
Оборудование: предметные картинки (магазин, змея, газета, земляника, музей,
гвоздика, гвозди, зима, козлёнок, зонт, зубы, коза, завод, замок, язык,
знамя, гнёзда, зайка, ваза, мимоза, обезьяна), куклы (предметные
картинки) Зоя и Зина, картинки с прилагательным зелёный, -ая, -ое, наборы
для составления схем, разрезные азбуки.
Ход занятия
1. Оргмомент (припоминание картинок на З).
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Произнесение, характеристика, сопоставление звуков [З] – [З’].
4. Различение звуков [З] – [З’]:
а) игра «Наоборот»: за-зя, зо-зе, зу-зю, зы-зи;
б) за, зо, зя, зи, зы, зе, зу, зю, зна, зни…;
в) корзина, зоопарк, бузина, кизил, заря, резина, берёза, заноза, зяблик, зебра, земля,
стрекоза, разиня, озеро…;
г) отбор картинок для Зиныи Зои(уносят на столы).
5. Упражнение в определении слогового состава слов.
6. Закрепление образования родительного падежа множественного числа
существительных – игра «Один-много» (составление предложений по
индивидуальным картинкам).
7. Звуко-слоговой анализ, составление схем слов (коллективно): зима, зонт.
Физкультминутка.
9. Знакомство с родственными словами – выделение их из контекста:
Наступила холодная зима. Люди надели тёплую зимнююодежду. Звери
попрятались на зимовье. Перелётные птицы улетели зимовать на юг. Остались
только зимующие: снегири, синицы, вороны, голуби, зимородки. Трудная зимовка
ожидает их суровой зимой. Особенно трудно зайке в зимнююстужу. Нет у него ни
запасов, ни тёплого дома. Разгребёт снег лапами, найдёт озимые, полакомится
свежей озимью.
Почему выделенные слова называются родственными?
10. Согласование прилагательных с существительными:
а) отбор картинок к признакам зелёный, зелёная, зелёное;
б) придумывание предметов к признакам:
зимний зимняя зимнее
День ночь утро
Вечер шапка небо
Ветер одежда пальто
Свитер погода платье
Холод спячка развлечение
Буран шуба яблоко
Шкаф стужа море
Воздух метель поле
в) придумывание предметов к признакам: заячий, заячья, заячье.
11. Упражнение в употреблении предлогов за, из-за – преобразование деформированной
фразы:
Зина, беседка, цветы, посадить, за –
Зина, беседка, кусты, посадить, за –
Коза, за, пастись, лес –
Зина, беседка, из-за, выходить –
Зоя, беседка, выглянуть, из-за –
Коза, стоять, куст, за –
Коза, куст, выглядывать, из-за –
Лиза, зонт, спина, из-за, вынуть .
12. Итог занятия:
- произнесение и сопоставление звуков;
- припоминание картинок на [З] – [З’]
Подг.гр ФФН
Занятие № 23
Тема: «Звуки [С] – [З]»
Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков [С] – [З].
2. Звонкие и глухие согласные. Правописание сомнительных согласных в
конце слова.
3. Закрепление употребления предлогов за, из-за.
4. Родственные слова (зима, заяц).
5. Закрепление навыка печатания слов.
Оборудование:предметные картинки (зонт, тазы, коза, завод, замок, звёзды,
язык, знамя, знамёна, звонок, гнездо, зайка, ваза, мимоза, незабудки,
фазан) и картинки на звук [С], Соня и Зоя, наборы для составления схем,
тетради, карандаши.
Ход занятия
Оргмомент.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Отгадывание по характеристике, произнесение, сопоставление звуков [С] – [З].
4. Сопоставление звонких и глухих согласных из звукового ряда:
а) выделение сначала звонких, затем глухих согласных из звукового ряда:
б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ…;
б) преобразование парных звонких-глухих согласных игра «Наоборот»:
Б-п в-ф д-т ж-ш г-к з-с
5. Различение звуков [С] – [З]:
а) на слух (с закрытыми глазами):
со, за, зо, со, су, зы, сы, зу, зна, озн, сны, зну…;