Право на единовременное пособие имеют женщины, вста­вшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки бе­ременности (до двенадцати недель)

Единовременное пособие предоставляется по месту наз­начения и выплаты пособия по беременности и родам при наличии справки из женской консультации или другого меди­цинского учреждения.

Право на единовременное пособие при рождении (усынов­лении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения (усыновления) двух и более детей единовременное пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка.

Пособие назначается и выплачивается по месту ра­боты (службы, учебы), а незанятым лицам - органом социаль­ной защиты населения по месту жительства ребенка.

Для назначения пособия необходимо представить: заяв­ление; справку органов загса о рождении ребенка; справку с места работы (службы, учебы) другого родителя о неполуче­нии пособия.

Незанятые граждане должны также приложить к заявле­нию выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заве­ренные в установленном порядке. Опекун должен предъявить выписку из решения органа местного управления об установ­лении опеки.

Право на пособие по беременности и родам имеют застра­хованные женщины:

• работающие по трудовому договору;

• уволенные в связи с ликвидацией предприятия в течение 12 месяцев, предшествовавших признанию их безработными;

• учащиеся с отрывом от производства;

• проходящие военную службу по контракту, службу в каче­стве рядового и начальствующего состава органов внутрен­них дел;

• работающие в воинских формированиях РФ, находящих­ся на территории иностранных государств, если это предус­мотрено международными договорами РФ.

Пособие по беременности и родам предоставляется за период отпуска продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (в случаях осло­жненных родов - 86, при рождении двух и более детей - 110 календарных дней).

У женщин, проживающих в зонах радиоактивного загряз­нения с правом на отселение, с льготным социально-экономи­ческим статусом и в населенных пунктах, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС и других техногенных катаст­роф, продолжительность дородового отпуска составляет 90 календарных дней.

При усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев по­собие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней (при усыновлении двух и более детей - 110 дней) со дня рож­дения ребенка.

Пособие назначается за число рабочих дней, приходящих­ся на период отпуска по беременности и родам. Средний за­работок для расчета пособия определяется в порядке, уста­новленном для исчисления пособия по временной нетрудос­пособности. Если отпуск по беременности и родам наступил в период временной приостановки работы, вынужденного от­пуска без сохранения заработной платы, работы на условиях неполного рабочего времени, пособие определяется из заработка до наступления указанного периода.

Пособие выплачивается по месту работы, службы, учебы. По последнему месту работы (службы) пособие назначается, если отпуск по беременности и родам наступил в течение месяца после увольнения в связи:

• с переводом мужа на работу в другую местность;

• переездом к месту жительства мужа;

• болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности;

• необходимостью ухода за больными членами семьи или инвалидом I группы.

Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организа­ции в течение 12 месяцев перед признанием их безработны­ми, пособие назначается и выплачивается органами социаль­ной защиты.

Пособие по беременности и родам предоставляется на основании: листка нетрудоспособности женщинам, работаю­щим по трудовому договору; заявления, выписки из трудовой книжки, листка нетрудоспособности - уволенным в связи с ликвидацией организации; справки - всем остальным женщи­нам, имеющим на него право.

Право на пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до дости­жения им 1,5 лет предоставляется не только матерям, но и отцам, усыновителям, бабушке, дедушке, другим родствен­никам, опекунам, фактически осуществляющим уход и подле­жащим государственному социальному страхованию.

Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприя­тия, пособие назначается при неполучении ими пособия по безработице.

Право на пособие сохраняется в случае работы лица, находящегося в отпуске на условиях неполного рабочего вре­мени или на дому, а также в случае получения стипендии при продолжении обучения.

Сезонным работникам пособие выплачивается до оконча­ния сезона.

Для оформления пособия необходимо представить следу­ющие документы: заявление; копия свидетельства о рожде­нии ребенка; уволенным - выписку из трудовой книжки (воен­ного билета), копию приказа об отпуске по уходу за ребенком, справку о неполучении пособия по безработице.

В случае увольнения с работы (за исключением увольне­ния в связи с ликвидацией работодателя) или окончания дне­вной формы обучения выплата ежемесячного пособия на пе­риод отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет прекращается со следующего дня.

Правовые, экономические и организационные основы ме­дицинского страхования определены Законом РФ от 28.06.1991 г. №1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". В соответствии с ним медицинское страхование осуществляется в двух видах - обязательном и добровольном.

Целью обязательного медицинского страхования (ОМС) является предоставление населению России равных возмож­ностей в получении бесплатной медицинской и лекарствен­ной помощи в пределах базовых Федеральной и территориа­льных программ ОМС, а также финансирование профилакти­ческих мероприятий.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) осуществ­ляется на основе программ добровольного медицинского стра­хования и обеспечивает гражданам получение медицинских услуг сверх установленных программами ОМС.

В предмет права социального обеспечения входят только от­ношения, складывающиеся в результате осуществления ОМС.

Федеральная (базовая) программа ОМС - Программа госу­дарственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи утверждена постановлением Правите­льства РФ от 28.07.2005г. № 461.

Гарантированный перечень видов медицинской помощи включает:

• скорую медицинскую помощь при травмах и острых забо­леваниях, угрожающих жизни;

• лечение в амбулаторных условиях, включая профилактику заболеваний (прививки, диспансеризация и пр.);

• стационарную помощь.

Все виды скорой медицинской помощи, а также стационар­ная помощь больным с острыми заболеваниями предостав­ляются независимо от места проживания и прописки, беспла­тно за счет средств бюджетов соответствующих территорий.

На основе Федеральной программы высшие органы управ­ления субъектов РФ утверждают территориальные програм­мы ОМС, которые не могут ухудшать условия оказания меди­цинской помощи по сравнению с Федеральной программой.

Субъектами ОМС являются: застрахованный, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Застрахованные лица имеют право на:

• выбор страховой медицинской организации;

• выбор медицинского учреждения в соответствии с догово­рами ОМС и ДМС;

• получение медицинских услуг на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства;

• получение медицинских услуг в соответствии с качеством и объемом, установленным государственной программой;

• предъявление иска страхователю, страховой медицинс­кой организации, медицинскому учреждению, в том числе и на материальное возмещение ущерба, независимо от того, предусмотрено это договором или нет и др.

Страхователями выступают как юридические, так и физи­ческие лица, вносящие часть ЕСН в качестве взносов в фон­ды ОМС. Плательщиками являются:

• для неработающего населения - высшие органы государ­ственного управления субъектов РФ и местная администрация;

• для наемных работников - работодатели;

• индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы и т.п.

При недостатке в местном бюджете средств для оплаты медицинской помощи, оказанной неработающим лицам, вы­деляются дотации в порядке, установленном Правительством РФ.

За отказ организаций от регистрации в качестве платель­щиков ЕСН, сокрытие или занижение сумм, с которых он дол­жен вноситься, нарушение сроков перечисления применяются финансовые санкции в виде штрафа и (или) пени, уплата ко­торых не освобождает страхователя от выполнения обязате­льств по уплате ЕСН.

Страхователи имеют право:

• на выбор страховой медицинской организации;

• на осуществление контроля за выполнением договора ОМС. Страхователи обязаны:

• заключить договоры ОМС;

• платить ЕСН;

• принимать меры по устранению воздействия неблагопри­ятных производственных факторов на здоровье граждан;

• предоставлять страховой медицинской организации ин­формацию о состоянии здоровья контингента, подлежащего страхованию и др.

Страховые медицинские организации - это юридические лица любых форм собственности, имеющие соответствую­щую лицензию. Они не входят в систему здравоохранения.

Страховая медицинская организация имеет право:

• на выбор медицинского учреждения для оказания меди­цинской помощи по договорам медицинского страхования;

• на участие в аккредитации медицинских учреждений;

• на участие в определении тарифов на медицинские услуги;

• на предъявление иска к медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физи­ческого и морального вреда, причиненного застрахованному по их вине и др.

Страховая медицинская организация обязана:

• осуществлять деятельность по ОМС на некоммерческой основе;

• заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание застрахованным медицинской помощи по ОМС;

• выдавать застрахованному или страхователю медицинс­кие полисы;

• контролировать объем, качество и сроки оказания меди­цинской помощи;

• защищать интересы застрахованных;

•для обеспечения устойчивости своей деятельности соз­дать резервные фонды и др.

К медицинским учреждениям относятся лечебно-профи­лактические, научно-исследовательские институты и другие организации, оказывающие медицинскую помощь.

Все медицинские учреждения должны иметь лицензию и пройти аккредитацию.

Индивидуальные предприниматели также могут занимать­ся медицинской деятельностью при наличии лицензии.

Все отношения субъектов ОМС оформляются договорами:

• между территориальным фондом ОМС (или его филиа­лом) и страховщиком о финансировании медицинской помо­щи в рамках ОМС;

• между страховщиком и медицинским учреждением;

• между страхователем и страховщиком об организации и финансировании медицинской помощи определенного объе­ма и качества по программе ОМС.

Указанные договоры характеризуются рядом специфичес­ких признаков. Во-первых, свобода волеизъявления сторон при определении их условий ограничена законодательством и типовой формой, утвержденной Правительством РФ. Сторо­ны не могут по своему усмотрению изменить содержание ти­повой формы, т.е. сократить или увеличить перечень бесплат­ных для потребителя (застрахованного лица) услуг, размеры тарифов на медицинские услуги, требования к качеству меди­цинской помощи и т.п.

Во-вторых, субъекты ОМС не могут отказать друг другу в заключении договоров ОМС. За необоснованный отказ в заключении договора ОМС страховая медицинская организа­ция может быть лишена лицензии по решению суда. Террито­риальный фонд или его филиал не имеют права отказать страховой медицинской организации в заключении договора на финансирование медицинской помощи, если она обеспе­чивает реализацию Территориальной программы ОМС в пол­ном объеме.

Страховые медицинские организации не имеют права ис­пользовать средства, предназначенные на реализацию прог­рамм ОМС, для коммерческой деятельности, они несут ответ­ственность перед фондами ОМС за оплату медицинской по­мощи по ОМС.

Вторым видом договоров является договор между стра­ховщиком и медицинским учреждением, неотъемлемой час­тью которого служит перечень медицинских услуг, предусмот­ренных программой ОМС.

Оценка качества оказанной медицинской помощи произво­дится страховой медицинской организацией в соответствии с Порядком оценки качества медицинской помощи, утвержда­емой органом управления здравоохранением субъекта РФ.

Качество медицинских услуг должно соответствовать ме­дико-экономическим стандартам по каждой форме заболевания.

Каждый застрахованный гражданин получает страховой медицинский полис, что свидетельствует о заключении в от­ношении него договора ОМС между страховой медицинской компанией и государственным или муниципальным медицин­ским учреждением. На детей до 16 лет полис получает один из родителей или представитель при предъявлении паспорта и свидетельства о рождении ребенка. Военнослужащим и приравненным к ним категориям, состоящим на учете в ве­домственных лечебных учреждениях, полисы не выдаются. Беженцы и вынужденные переселенцы получают временные полисы на срок регистрации, указанный в удостоверении, выданном органами миграционной службы.

При обращении за медицинской помощью застрахованный обязан предъявить полис. При отсутствии полиса необходимо указать страховую медицинскую организацию, выдавшую по­лис. Полис действителен на всей территории РФ, а также на территориях других государств, с которыми РФ имеет между­народные соглашения.

Если застрахованный получил медицинскую помощь за пределами субъекта РФ, на территории которого выдан полис, то медицинское учреждение предъявляет счет за оказанные услуги территориальному фонду ОМС с указанием реквизитов полиса пациента. Затем этот счет направляется для возмеще­ния расходов фонду по месту выдачи полиса.

Если в период действия договора, страхователь утратит права юридического лица в связи с реорганизацией или лик­видацией, права и обязанности по договору ОМС переходят к его правопреемнику.

Медицинские учреждения несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании помощи застрахованному лицу. При нарушении условий договора страховая медицинская организация впра­ве частично или полностью не возмещать затраты по оказа­нию медицинских услуг.

Страховая медицинская организация несет материальную ответственность за невыполнение условий договора ОМС.

Споры по медицинскому страхованию разрешаются суда­ми в пределах их компетенции. При рассмотрении исков о возмещении вреда, причиненного здоровью застрахованного лица в случае некачественного оказания бесплатной меди­цинской помощи, как правило, требуется проведение экспер­тизы. В соответствии со ст.79 ГПК РФ она осуществляется только судебно-экспертными учреждениями.

Неотъемлемым элементом государственной системы со­циального обеспечения в РФ является социальное обслужи­вание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, ко­торое включает различные виды социальных услуг, направ­ленных на удовлетворение их потребностей.

Правовую базу, необходимую для осуществления социаль­ного обслуживания, составляют Федеральные законы:

• № 195 "Об основах социального обслуживания населения в РФ" от 10.12.1995г.,

• № 122 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.1995г.,

• № 181 "О социальной защите инвалидов" от 24.11.1995г. и другие нормативные акты.

Социальное обслуживание представляет собой деятель­ность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-пе­дагогических, социально-правовых услуг и материальной по­мощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникно­вения могут быть самые различные обстоятельства: инвалид­ность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.

Право на социальное обслуживание имеют граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установле­но международными договорами РФ.

Законодательство предусматривает следующие виды со­циального обслуживания:

• материальная помощь;

• социальное обслуживание на дому;

• стационарное социальное обслуживание;

• временный приют;

•дневное пребывание в учреждениях социального обслу­живания;

• консультативная помощь;

• реабилитационные услуги.

В государственных учреждениях социальные услуги пре­доставляются бесплатно:

1) лицам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имею­щим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если их среднедушевой доход ниже величины прожиточ­ного минимума, установленного в субъекте РФ, где они проживают;

2) лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в свя­зи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, вооруженными и межэтническими конфликтами;

3) несовершеннолетним детям.

Платные социальные услуги оказываются государствен­ными социальными службами в порядке, установленном ор­ганами государственной власти субъектов РФ. Негосудар­ственные социальные учреждения предоставляют социаль­ные услуги на платной основе в порядке, утвержденном ими самостоятельно.

Право социального обеспечения регулирует только те от­ношения, которые возникают в связи с предоставлением бес­платных или частично-платных услуг. Условия предоставления платных услуг регламентируются нормами гражданского права.

Право инвалидов на протезно-ортопедическую помощь закреплено в Основах законодательства РФ об охране здо­ровья граждан от 22.07.1993 г. (ст. 27) и в Федеральном законе от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в РФ" (ст. 28). Постановлением Правительства РФ от 12.12.2004 г. № 771 утверждены Правила обеспечения в 2005 г. инвалидов техни­ческими средствами реабилитации, протезно-ортопедически­ми изделиями за счет средств федерального бюджета.

Федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, установлен распоряжением Правительства РФ от 24.10.2004 г. № 1343-р.

Заявление о предоставлении или замене инвалиду техни­ческого средства реабилитации, а ветерану - протеза, протез­но-ортопедического изделия подается в исполнительный ор­ган Фонда социального страхования РФ (ФСС) по месту жите­льства. При подаче заявления представляется паспорт и ин­дивидуальная программа реабилитации.

Это заявление должно быть рассмотрено в 15-дневный срок со дня подачи. Орган ФСС уведомляет инвалида (вете­рана) о постановке на учет по обеспечению техническим сред­ством реабилитации, протезом, протезно-ортопедическим из­делием и высылает направление на получение (изготовление) необходимого средства (изделия) в организации, отобранной на конкурсной основе.

Выданные бесплатно изделия не подлежат отчуждению третьим лицам, в том числе продаже или дарению.

Если техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, а также если он приобрел его за свой счет, то выплачивается компенсация в размере факти­чески понесенных расходов, но не более стоимости того из­делия, которым должен быть обеспечен инвалид по индиви­дуальной программе реабилитации.

Решение о выплате компенсации принимается органом ФСС на основании заявления и документов, подтверждающих фактические расходы. Выплата производится путем почтово­го перевода или перечисления средств на лицевой банковс­кий счет этих лиц (по их желанию).

Отказ инвалида (ветерана) от получения технического сре­дства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, а также приобретение изделия, не рекомендованно­го индивидуальной программой реабилитации, не дают права на получение компенсации.

Ремонт выданных средств реабилитации, протезов, проте­зно-ортопедических изделий, осуществляется бесплатно на основании поданных заявлений.

Замена технических средств реабилитации производится по решению органа ФСС по истечении срока пользования ими, при невозможности их ремонта или при внесении учреж­дением медико-социальной экспертизы изменений в индиви­дуальную программу реабилитации. Замена осуществляется при условии сдачи старых.

Технические средства реабилитации, протезы, протезно-ортопедические изделия, приобретенные самостоятельно по цене, превышающей размер полученной компенсации, в слу­чае их замены остаются в собственности инвалида (ветерана).

Сроки пользования техническими средствами реабилита­ции, протезами, протезно-ортопедическими изделиями до их замены устанавливаются Минзравсоцразвития РФ.

Первичное и сложное протезирование проводится в ле­чебно-профилактических учреждениях или стационарах про­тезно-ортопедических предприятий.

Расходы на проезд инвалида и сопровождающего лица к месту нахождения протезно-ортопедического предприятия, а также на проживание (в случае изготовления протезов в амбулаторных условиях), возмещаются протезно-ортопеди­ческим предприятием за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете органа ФСС при предъявлении документов.

Оплата расходов на проживание производится не более чем за 7 дней в одну поездку. По решению органа ФСС при проживании в отдаленном от протезно-ортопедического предприятия районе оплата может производиться не более чем за 14 дней при условии изготовления протеза в течение одной поездки.

Финансирование расходов на обеспечение инвалидов тех­ническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели ФСС РФ, а инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреж­дениях, - за счет средств, выделяемых из федерального бюдже­та на содержание учреждений и органов, исполняющих наказания.

Условия предоставления ритуальных услуг регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 8 "О погребении и похоронном деле".

Погребение- это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, а также санитарными требованиями. Погребение может осуществляться путем предания тела уме­ршего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоро­нение в воду).

Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами, стенами скорби, крематориями.

В число гарантированных бесплатных услуг входят офор­мление документов, предоставление и доставка гроба и других обрядовых предметов, перевозка тела на кладбище или в крематорий, погребение.

Стоимость услуг по указанному гарантированному переч­ню возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в 10-дневный срок за счет средств:

• ПФР - на погребение не работавших пенсионеров;

• ФСС РФ - на погребение работавших лиц или их детей;

• бюджетов - на погребение не работавших лиц.

Субъекты РФ утверждают сметы расходов на гарантирован­ные услуги по погребению.

Наши рекомендации