Развитие ориентировки в схеме собственного тела
Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
Е.А.Виноградова
Пространственные представления у детей с общим недоразвитием речи характеризуется нарушениями в восприятии собственной схемы тела, в понимании и употреблений предлогов и наречий, означающих пространственные отношения, в восприятии целостного образа предмета, в ориентировке на плоскости. Важность и необходимость своевременного коррекционно-развивающего воздействия по устранению данных затруднений предполагает работу многих специалистов, в том числе и учителя-логопеда.
В процессе коррекции звукопроизношения в комплексе решаются задачи по развитию всех сторон речи, высших психических функций, моторики, в том числе и пространственных представлений.
Согласно научным исследованиям, существуют такие виды пространственной организации, как реально пространство, представления о пространстве и квазипространство. Исходя из этого можно выделить следующие направления по формированию пространственных представлений: ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в различных направлениях пространства; ориентировка в пространственном расположении предметов; ориентировка в схеме тела объекта, развернутого на 180 градусов; ориентировка на плоскости; речевое квазипространство ( логико-грамматические конструкции ).
В данной работе представлены игры по каждому направлению в развитии ориентировки в пространстве, с помощью которых можно успешно проводить коррекцию звукопроизношения. Игры подбираются с учетом индивидуальных и возрастных возможностей ребенка, а также с учетом этапа логопедической работы по формированию правильного произношения конкретного звука.
Развитие ориентировки в схеме собственного тела
«Попробуй выполнить»
- Подними игрушку правой ( левой ) рукой, когда услышишь заданный звук среди других звуков ( слог с заданным звуком ).
- Возьми выбранный предмет правой ( левой ) рукой, когда услышишь слово с заданным звуком.
- Помаши правой ( левой ) рукой, когда услышишь слова, которые начинаются с заданного звука ( или заканчиваются заданным звуком).
- Постучи правым ( левым ) кулаком, когда услышишь слова с заданным звуком в середине.
- Топни левой ногой и произнеси звук [c] (слог), топни правой ногой и произнеси звук [c] (слог).
- Подержи правой рукой правое ухо (похлопай левой рукой по левой коленке; дотянись правой рукой до левой пятки; почеши правой рукой левый локоть; постучи правым локтем по правому боку и т.д.) и повтори слоги.
«Играем вместе» (варианты игры на разные звуки)
- Подними вверх уши зайки, если слово произнесено правильно, и опусти их вниз, если неправильно ( например: суба, фуба, шуба).
- Подними левую руку куклы, когда услышишь слова со звуком [л], правую – со звуком [р].
- Пусть мишка потопает левой лапой, когда ты услышишь слово со звуком [с], правой – со звуком [ш].
Развитие ориентировки в различных направлениях
«Слушай и выполняй»
- Делай шаг вперед, если услышишь заданный звук, и шаг назад, если услышишь другие звуки. Подними голову вверх ( опусти голову вниз ), когда услышишь слог ( слово ) с заданным звуком.
- Вытягивай руки вперед, когда услышишь не похожее по звучанию слово: пень – пень-день-пень.
- Спрячь мяч за спину, когда услышишь правильное название слова: нонета – момета – тамета – монета.
«Головой крути, звук произноси»
- Наклони голову вперед и произнеси короткий звук, затем – назад и произнеси длинный звук. Плавно опусти голову сверху вниз и пропой звук, начиная громко и заканчивая тихо. Покрути головой слева направо, справа налево и пропой звук.
«Шагай и называй»
- Сделай два шага вперед (шаг влево, шаг назад, три шага вправо и т.д.) и повтори слоги (назови картинки, подбери признаки к названным словам, составь предложения по картинкам).
- Выполняй наоборот: не вперед, а назад, не влево, а вправо.
«Куда смотрят цыплята?»
- Расскажи, куда смотрит каждый цыпленок. Что видит цыпленок наверху (внизу, позади, спереди)?