Развитие ориентировки в пространстве

У СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ОБУЧЕНИЕ ИХ

ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ

Задача физического воспитания — укрепить здоровье детей, способствовать их правильному физическому раз­витию, научить совершать различные важные для чело­века движения, выработать свободную и красивую осанку.

Физическое развитие слепых детей протекает свое­образно, так как связано с трудностью ориентировки в пространстве, усугубляющейся боязнью пространства. Поэтому в задачу физического воспитания слепых до­школьников как особый специфический раздел входит обучение ориентировке в доме, в комнате, на участке. Воспитываясь в дошкольной группе при школе слепых, дети практически сталкиваются с необходимостью ори­ентироваться во всем помещении школы-интерната. По­этому одна из первых задач воспитателя — обучение ориентировке в школе. Для этого нужно ознакомить детей с помещением школы-интерната, с расположени­ем комнат на всех этажах, научить спускаться и под­ниматься по лестнице, ориентируясь на мышечное чувство.

Обучение детей проcтранственной ориентировке на­чинается с того, что воспитатель рассказывает (и показывает) об игровой комнате, о комнате для занятии, спальне, столовой. Дети знакомятся с помещением, где будет проходить их жизнь, с расположением окон и дверей, с размещением мебели.

Нельзя останавливать ребенка, если он хочет «от­крывать» окружающий его мир, отправляясь в самостоя­тельное путешествие по помещению, в котором живет. Надо по возможности предоставить ему право самостоя­тельно преодолеть боязнь пространства, используя его любознательность и убирая сначала с его пути предме­ты, которые, могут причинить боль.

Навыки ориентировки в комнатах, в спортивном зале закрепляются в процессе повседневной жизни. Для того чтобы детям было легче ориентироваться в комна­те надо оставить в ней только необходимые вещи и не менять их расположения. Ребенок должен знать свое постоянное место за партой или столом, место в столо­вой, свою кровать в спальне и т. д.

Расположение игровой комнату, комнаты для заня­тий, спальни и соответствующего им санузла должно быть удобным, четким, ясным, простым, чтобы слепой дошкольник мог легко ориентироваться. Мебель нужно расставлять так, чтобы она не мешала свободному дви­жению детей. Окна должны открываться на улицу, чтобы ребенок, но мог натолкнуться на их створки.

Большую роль в появлении у детей желания обсле­довать помещение и познакомиться с ним играет мебель. У нее должна быть хорошо обработанная гладкая поверхность, вызывающая у детей приятные положитель­ные эмоции при осязании, по должно быть острых углов, выступов, чтобы дети не поранились при неосторожном обращении.

Индивидуальные шкафы для платья, пальто и дру­гая мебель могут быть отмечены определенным рельеф­ным знаком (квадратик, ромбик, ягода, цветок), легко определяемым при помощи осязания.

Многие дети с остаточным зрением используют цвет мебели для ориентировки и помещении, поэтому окраска предметов может быть и двух- и трехцветной. Хорошо и легко выдвигающиеся ящики шкафов для игрушек, наглядных пособий и счетного материала также вызывают у детей стремление к обследованию, возбуждают любознательность и интерес к окружающим предметам.

Слепому ребенку важно чувствовать себя уверенно и легко в привычной обстановке, поэтому для него каж­дая вещь должна иметь ориентир, т. е. признак, по которому она легко узнается. В качестве ориентиров выступают существенные признаки предметов. Однако они являются ориентирами или опознавательными признаками предметов только тогда, когда те незнакомы ребенку. В знакомых же предметах ориентиром стано­вится несущественный признак, а наиболее четко выдающийся и наиболее легко доступный осязанию. Выделение ориентиров предполагает предварительную работу по обследованию и знакомству с окружающей обстановкой.

Для облегчения этой работы в различных местах комнаты — на стуле, на дверце шкафа — можно ввести дополнительные ориентиры (даже чуждые данному предмету признаки, например рельефный ромбик на створке шкафа), сигнализирующие об индивидуальном качестве предмета, о нахождении его в определенном месте. До­полнительные ориентиры на мебели, на стенках по­могают детям быстро освоиться в помещении, активно действовать, не боясь неожиданностей.

Для развития ориентировки слепых детей очень важ­но, чтобы от искусственных ориентиров они постепенно переходили к естественным, свойственным самим ве­щам. Чтобы с течением времени для детей становились ориентирами признаки, свойственные не одной вещи, а группе вещей, предметов и явлений,— «обобщенные ориентиры» (звуки, поверхность пола, земли, тротуара и т.д.), зная которые слепой мог бы чувствовать себя свободно в любом незнакомом ему месте. Этому в дошкольном возрасте следует уделить особое внимание.

И здесь нужна постоянная помощь воспитателя, обра­щающего внимание ребенка на все признаки, по кото­рым можно узнать человека или предмет и ориентиро­ваться в пространстве. Слепой может узнать по звуку голоса и звуку шагов, где он находится. Маленького слепого следует научить прислушиваться к тому, как звучит его голос или шаги в пустом помещении, в зале, где много народу, на улице и т. д. Водосток с его шумящей водой и звенящий телеграфный столб — все надо использовать для ориентировки. Следует привлекать для ориентировки температурные ощущения, осязание ступ­ни и обоняние. Большое место в жизни слепого ребенка занимает ориентировка среди людей, узнавание своих товарищей и воспитателей по голосу. Для упражнений в этом виде ориентировки с успехом используются игры: «Узнай по голосу», «Рыбаки и рыбки», «Ловишки»

Постепенно во время прогулок необходимо переходить к обследованию двора, здания школы, различных построек на дворе и к самостоятельной ориентировке на участке. Первые упражнения по обследованию наружного контура здания проводятся руками или палкой. Дети медленно обходят здание, обследуют вес выступы и стены, входы и выходы, окна, потом — растительность на участке и дополнительные постройки.

Очень важно научить слепого ребенка реагировать на звуковые сигналы и стараться быстро выполнить задание. Например, по тому или иному сигналу воспи­тателя быстро побежать по залу, быстро сделать круг, перебежать на противоположную сторону площадки, не начинать движения, не выслушав воспитателя, и быстро затормозить свои движения, когда воспитатель этого требует.

Упражнения в ориентировке, занятия по гимнастике и подвижные игры следует проводить в сопровождении музыки, так как это помогает детям упорядочить дви­жения, согласовывать свои движения с движениями то­варищей, подчиняя их ритму музыки. Игра с озвучен­ным мячом, тамбурином, треугольником, колокольчи­ком вырабатывает свойственные слепым приемы ориен­тировки в пространстве. Этому в дошкольном детстве необходимо отвести много времени.

Слепой дошкольник, как и любой ребенок, стремится к движению, к деятельности. Однако первые препятст­вия при движении в пространстве при неумелом или недостаточном руководстве движениями приводят к то­му, что ребенок начинает бояться пространства. Этому часто способствуют и родители, которые еще больше боятся за ребенка и потому ограждают его движения, внушают, что он может упасть и разбиться. В резуль­тате дети стремятся поменьше двигаться, побольше си­деть. Такая малоподвижная жизнь приводит к появле­нию у них навязчивых стереотипных движений рук, головы, в которых реализуется естественное стремление ребенка к движению. Всех этих отрицательных послед­ствий слепоты можно избежать, если вовремя начать

развивать движения слепого ребенка.

В работе по развитию движений воспитатель опирается на мышечное чувство слепого ребенка, учит использовать мышечное чувство при ориентировке в прост­ранстве и для координации движений. Дети должны научиться контролировать свои движения, оценивая и координируя их не зрением, а тем же исполнительным органом. Отсутствие зрительного подражания затрудняет обучение движениям. Воспитатель может опираться в лишь на личный двигательный опыт ребенка. А его, как правило, у слепых дошкольников очень мало. Поэтому важная задача физического развития слепых детей — создание у них двигательного опыта. Необходимо обучить ребенка основным движениям для того, чтобы он овладел движениями своего тела. Рассчитывать на естественное развитие движений слепого нельзя.

Ограниченный двигательный опыт слепого ребенка, недостаточно дифференцированные движения, неустой­чивость эмоциональных проявлений, слабое торможе­ние, а самое главное — отсутствие зрительного контроля за движениями — все это требует от воспитателя свое­образных приемов и способов обучения, слепых дви­жениям. Обучение детей движениям направлено, прежде всего, на формирование навыков основных жизненно важ­ных движений, необходимых слепым детям в их повсе­дневной жизни. Слепой дошкольник должен уметь хо­дить, бегать, прыгать, подниматься и спускаться по лестнице. Нужно стремиться не только к тому, чтобы слепые дети овладели движениями, нужно добиться, чтобы эти движения стали согласованными, ловкими, свободными, чтобы дети могли двигаться самостоятель­но в разнообразных условиях.

Легкость, красота, координированность движений у слепого ребенка вырабатываются в результате системы логических мероприятий по развитию движений, проводящихся на специальных занятиях, во время ежедневной утренней гимнастики и на прогулке.

Основная форма обучения детей движениям — занятия гимнастикой и подвижные игры, проводящиеся как на гимнастических занятиях, так и во время прогулок и в свободные часы. Занятия проводятся два раза в неделю в строго установленные дни и часы. Это способствует образованию у детей привычки заниматься гимнастикой, помогает формированию более прочных двигательных навыков. Очень важно вызвать у детей интерес к гимнастике. Наблюдения за развитием движений слепых детей дошкольного возраста показали, что их двигательные навыки неустойчивы. Чтобы укрепить эти навыки, нужно уметь вовремя поддержать интерес ребенка к упражнениям, которые он делает.

Особое внимание следует уделять детям с нераз­витыми, скованными движениями. Эти дети стремятся сохранить сидячее положение, не хотят включаться в общие упражнения, игры. Их движения угловаты, они ходят боком, шаркая ногами по полу.

Основываясь на движениях, которыми владеет ребенок, можно обучать его новым движениям. Незнакомые движения часто вызывают у детей нерешительность, бо­язнь. Они отказываются выполнять движения. Поэтому, прежде чем давать детям указания, как выполнить новое движение, следует предварительно сравнить его с теми, которые дети уже умеют делать, познакомить детей со снарядом (если движение производится с ним). Напри­мер, для подготовки хождения по бревну нужно, чтобы сначала дети холили по полу около положенной веревки, по узкой дорожке, положенной на полу, а уже потом и по бревну. Во время этих подготовительных упражнений необходимо обращать внимание слепых детей на то, как ставится нога при ходьбе по полу и по дорожке, обучать их ходить, ставя одну ногу перед носком другой.

Один из основных приемов обучения детей правиль­ному пополнению движений — четкое, ясное объясне­ние воспитателя и показ движения. Так, если нужно объяснить гимнастическое упражнение, воспитатель ста­новится в исходное положение, с которого начинается упражнение, и выполняет все движения, которые долж­ны сделать дети, объясняя, рассказывая и давая воз­можность детям «смотреть», т. е. ощупать каждое движе­ние. Затем воспитатель, став сзади ребенка, его руками, ногами и корпусом выполняет пассивно необходимые движения. Этот метод применяется лишь в самом начале работы. В дальнейшем многие упражнения выполняются по словесным описаниям, и лишь отдельные новые эле­менты приходится показывать на самом воспитаннике.

Показ обычно сопровождается развернутым описанием упражнений. Воспитатель говорит: «Руки вверх» — и одновременно поднимает руки ребенка. «Наклонили корпус, достали носки пальцами» — и опускает вниз руки ребенка, наклоняет его корпус. «Коленки держите пря­мыми»— придерживает коленки, чтобы они не сгибались, и т. д.

После такого показа упражнение выполняет вся группа. На каждом занятии и во время утренней гимнастики нужно работать индивидуально только с одним- двумя или тремя воспитанниками

развитие ориентировки в пространстве - student2.ru На следующих занятии индивидуальная работа проводится с другими воспитанниками. Дети начинают правильно выполнять упражнения после многократных показов и объяснений, в результате большого количества повторении.

Во время занятий особое внимание следует уделять осанке детей, поправляя ее, напоминая о необходи­мости прямо держать спину, не склонять голову к гру­ди (это особенно характерно для осанки слепых детей). Слепым дошкольникам очень трудно понять движение и усвоить его, опираясь лишь на мышечное чувство. Поэтому от воспитателя требуется терпение, настойчи­вость. Постепенно овладевая движениями своего тела, дети к концу года могут научиться делать многие уп­ражнения.

Огромную роль в расширении двигательного опыта слепых детей играет правильное оборудование площад­ки и зала соответствующими игрушками, пособиями и снарядами. Игры и снаряды не только вызывают у сле­пых детей интерес к обследованию, они облегчают
и овладение многими навыками. При обучении слепых ходьбе можно использовать карусель, вожжи. Дети начинают свободно ходить по дорожке, держась за карусель и медленно ее двигая.

Играя в лошадки, дети сначала ходят, дер­жась за вожжи обеими руками, одной рукой, а затем и самостоятельно, ориентируясь на звук колокольчика, хлопка и т. п. При этом особое внимание следует уделить движениям ног; необходимо научить детей под­нимать ноги при ходьбе, не шаркать ими по полу. Сначала дети слишком высоко поднимают ноги. Идя рядом с ребенком, касаясь ногой его ноги, можно показать, как это делать правильно.

Когда дети научатся ходить друг за другом, можно обучать их ходить парами, перестраиваясь в колонну по одну. Очень долго обычно не удается научить детей становиться в круг. Для обучения этому используется круг, сделанный из проволоки, затем из шнура, который в дальнейшем убирается. После нескольких упражнений дети овладевают навыком построения в круг из любого положения.

Можно обучить детей становиться в круг и на осно­ве построения в пары. Воспитатель говорит: «Встаньте парами» опустите руки вниз, повернитесь лицом друг к другу и раздвиньте руки в стороны, возьмитесь за руки своих соседей и отходите до тех пор, пока держат руки. Получился большой ровный круг».

Прежде чем приступить к обучению сложным дви­жениям, необходимо проверить, насколько дети овла­дели простыми движениями, входящими в сложные, и могут ли свободно объединять их, применять в изме­нившихся условиях. Для этого необходимо отрабаты­вать отдельные движения, входящие в такие сложные упражнения, как прыжки, лазание, метание. Многие из движений, необходимых для выполнения упражне­ния, особенно движений ног, делаются сначала сидя. Дети легко понимают упражнения и ставят ноги в нуж­ное положение, а это легче перенести в положение стоя.

Метанию в цель можно обучать детей зимой во вре­мя игры в снежки, а летом — в играх с мячом. Очень любят дети бросать в речку камушки, бросать в цель мешочки с песком. Для того чтобы дети знали, попали они в цель или нет, и действовали увереннее, воспита­тель ставит в качестве цели жестяной лист, попадание в который вызывает звук; плеск воды также свидетельствует о том, что камень брошен правильно. При обу­чении метанию в цель воспитатель показывает, как ста­новиться в правильную позу для броска, как взять снежок, мяч, камушек, размахнуться и бросить. Сна­чала все эти движения производит воспитатель рука­ми воспитанника, а затем ребенок действует самостоя­тельно.

При лазании на стенку важно обратить внимание на то, как нужно чередовать движения рук и ног. Сна­чала ноги детей переставляет воспитатель, затем делает упражнение вместе с ребенком, и, наконец, ребенок выполняет упражнение сам. В конце года воспитанник может забираться на стенку самостоятельно без помо­щи воспитателя, правильно чередуя руки и ноги.

Трудно научить слепого ребенка правильно прыгать, эластично приземляться, прыгать с разбега. Первыми упражнениями в прыжках, которыми овладевает слепой ребенок, должны быть прыжки на месте: он учится перепрыгивать через шнур, выпрыгивать из обруча, дер­жась за руку воспитателя, а затем и самостоятельно. Когда дети усваивают эти приемы, можно перейти к играм, в которых нужно перепрыгивать через «речку», «канавку», «прячась от волка» или играя в игру «Не замочи ноги» и т. д.

При обучении движениям необходимо давать детям отдельные упражнения в форме конкретных заданий. Например, воспитатель говорит: «Оля, пролезай в обруч», «Обруч не задевай», «Вова, пройди с мешочком по бревну, но руками мешок не держи, иди спокойно, уверенно, ты можешь хорошо пройти! Когда почувствуешь, что бревно кончается, приостановись, мягко подпрыгни, чуть присядь я выпрямись». Конкретные задания при выполнении движений помогают детям лучше осознать поставленную перед ними задачу и действовать более целеустремленно. Повторение, притом многократное дает возможность овладеть движениями: дети начинают выполнять их более свободно, без лишнего напряжения, повышается осознан­ность их движений. С каждым разом ребенок приобре­тает новые умения, новые качества, но пояснения вос­питателя полезны и при повторении.

Два занятия в неделю не обеспечивают закрепления правильных навыков движений. Для более прочного усвоения движений детьми широко используются прогулки, во время которых проводятся подвижные игры с определенными правилами. Игра занимает большое место в жизни слепого ребенка, поэтому следует использовать все подвижные игры, способствующие об­учению слепых детей основным движениям. Игры вы­зывают у детей положительные эмоции и повышают ин­терес к гимнастическим упражнениям. Если, например, на занятиях дети учатся залезать на гимнастическую стенку, то при проведении подвижной игры «Медведь и пчелы» у них закрепляется это умение. В подвижных играх дети действуют более самостоятельно, применяют ранее полученные ими умения в более сложных обстоя­тельствах. Например, быстро залезть вверх по гимнасти­ческой стенке, чтобы не догнали, и т. д. Все это можно закрепить во время проведения ежедневных прогулок, когда организуются подвижные игры. Направляя актив­ность детей, воспитатель принимает участие в игре. В дальнейшем дети охотно играют в эти игры самостоятельно.

Не следует забывать том, чтобы дети слишком не возбуждались, нужно оберегать нервную систему ребенка от сверхсильных раздражений.

Большое место в обучении детей движениям зани­мают имитационные приемы. Дети изображают то хит­рую, осторожную лисицу, приближающуюся к добы­че, то медведя, идущего медленной переваливающийся походкой, то зайцев, подпрыгивающих и резвящихся на поляне, то кошку, тихо-тихо подбирающуюся к мышке.

Показывая движения животных, нужно вызвать у слепого ребенка представление об этих животных, под­черкнуть наиболее типичное в их движениях. «Мышки бегают тихо-тихо,— говорим мы,— их совсем не слышно», и дети стараются ходить тихо на носочках (медведь широко шагает, и дети, сохраняя равновесие, стараются шагать широко, переваливаясь с боку на бок). Эту ра­боту следует проводить с музыкальным сопровождением, значительно облегчающим объяснение ритма и характера различных животных.

Правильному выполнению движений в значительной степени способствует оценка воспитателя. Оценку нужно давать с учетом подготовленности ребенка. Поощряя ребенка, нужна, не бояться указать на его ошибку. Сле­дует помочь ему тут же ее исправить. Если кто-нибудь из детей усвоил, например, прыжки, учим его спрыгивать с бревна, подбадривая: «Смотрите, дети, как Павлик старается научиться спрыгивать». С Толей догоняем Юру и в это время говорим: «Беги, Толя, еще быстрее, догоним Юру, ты тоже умеешь хорошо бегать». Мила совсем не умела залезать на гимнастическую стенку. Сначала воспитатель показал, как нужно залезать, затем, поддерживая ее, переставлял ей руки и ноги, подбадривая, уверял, что она также хорошо научится лазать, как и другие. Если девочка сначала боялась даже подойти к стенке, то, научившись лазать сама, стала показывать детям, как надо это делать.
В процессе обучения основным движениям нужно учитывать индивидуальные особенности характера и поведения детей. Они по-разному ведут себя во время занятий гимнастикой. Одни быстро и правильно отзываются на сигналы воспитателя, замирают в той или иной по первому знаку; при чередовании сигналов не смешивают их, а быстро и уверенно на них реагируют. Другие — плохо согласуют свои движения с требовани­ями воспитателя, например, продолжают беспорядочно бегать после сигнала воспитателя об остановке движе­ния, хотя и слышат этот сигнал. Таким детям нужно решить еще побегать и выполнить то же упражнение, но уже вместе с воспитателем. Обращаясь к детям, воспитатель говорит: «Мы с Любой будем вместе бегать, определите, когда мы остановимся». Зная, что все сле­дят за ее движениями, Люба старается выполнить задание, чутко прислушиваясь, ожидая сигнала и согласуя свои движения с движениями воспитателя. Есть и такие дети, которые из-за отсутствия двигательных навыков держатся в стороне, стараются быть меченными. Они никогда не включаются в игру самостоятельно, и воспитатель назначает им роли. Сначала им нужна помощь: например, воспитатель помогает им попасть в зайца в игре «Охотники и зайцы» (зайцы держат в руках погремушки, звонки, колоколь­чики), подбадривает. Похвала воспитателя дает детям уверенность в своих силах, и они начинают активно уча­ствовать в игре. Неуравновешенные приобретают вы­держку, становятся спокойнее, тихие и робкие более активно участвуют в занятиях и игр.

Индивидуальный подход в процессе обучения слепых детей не означает, что воспитатель на занятиях занима­ется с одним ребенком. Работая с группой детей, воспи­татель выбирает приемы, помогающие каждому из детей организовать свое поведение в соответствии с требова­ниями коллектива, учит сдерживать свои желания, если они не согласуются с общими.

Систематическое развитие движений оказывает боль­шое влияние на повседневную жизнь детей. Они быстрее и свободнее справляются с поручениями и заданиями воспитателя, быстро одеваются и раздеваются, точнее, ориентируются в помещении и во дворе, что облегчает им ориентировку в новых условиях школы при поступле­нии в I класс.

Обучая слепых детей основным движениям, следует всегда помнить, что нужно использовать разнообразные формы и методы обучения; при планировании занятий подбирать материал в порядке нарастающей трудности; широко применять повторение игр и упражнений, так как
повторение способствует выработке правильных навыков движений.

Методические приемы должны подбираться в соответ­ствии с той целью, которую поставил перед собой воспи­татель при проведении занятий с учетом индивидуальных возможностей и опыта детей.

ГЛАВА III

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наши рекомендации