II. Повторение, словарно-орфографическая работа.
П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
Если вы правильно ответите на все вопросы, то узнаете новое словарное слово.
1) Отметьте словосочетание, в котором есть существительное мужского рода в предложном падеже:
ш) находился на берегу;
м) помочь другу;
н) стояли на окне.
2) Отметьте лишнее слово:
а) мышь; и) дочь; о) лось.
3) Отметьте слово, подходящее к схеме: корень + нулевое окончание:
р) весельчак; ф) дуб; с) читал.
4) В каком падеже употребляется слово коршун в словосочетании: злого коршуна клюет?
о) Родительный;
е) винительный;
а) именительный.
5) Каким членом предложения является слово поезд в предложении: Машинист остановил поезд.
р) Дополнением;
з) подлежащим;
д) сказуемым.
– Из полученных букв сложите слово.
– Какое слово у вас получилось? (Шофёр.)
– Запишите слово.
– Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
– Назовите морфологические признаки слова шофёр. (Существительное, единственное число, мужской род, второе склонение.)
– Просклоняйте данное слово.
III. Работа по теме урока.
1. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о (упр. 383).
2. К о л л е к т и в н о - и н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а (упр. 385).
– Разделите слова сначала по склонениям, потом по падежам.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Этот маленький хорёк –
Очень шустрый был зверёк.
Он с утра уже успел
Совершить немало дел:
По тропинке пробежаться,
И на дерево забраться,
И по веткам поскакать,
И от мишки убежать,
И в речной воде поплавать,
И поглубже понырять,
Шубку вычистить и лапки,
Рыбку к завтраку поймать.
Очень шустрый был зверёк,
Этот маленький хорёк.
IV. Закрепление изученного.
1. П р е д у п р е д и т е л ь н ы й д и к т а н т.
Неудачная охота
Охотник шел лесом на лыжах по следам кабана. Как только охотник подошел к опушке, его заметила с дерева сорока. Она громко застрекотала. В лесной чаще сорочий крик быстро подхватили другие птицы. И такой треск пошел, что охотник его издали услыхал. Со злости он повернул лыжи – и к дому. Какая уж тут охота! С таким криком разве можно подойти близко к зверю, к птице? (По Г. Скребицкому.)
2. В з а и м о п р о в е р к а.
3. З а д а н и е.
– Выпишите из текста однокоренные слова.
– Определите падеж существительных из первого и последнего предложений.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание:упражнение 384.
У р о к 122.
Склонение имен существительных
мужского рода на -й
Цель:учить правильно писать падежные окончания имен существительных мужского рода на -й.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока.
II. Повторение.
1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
2. С п и ш и т е з а г а д к у.
Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор. (Пылесос.)
– Разберите слово пылесос по составу.
– Определите склонение и падеж имен существительных, выделите их окончания.
III. Чистописание.
1. З а п и ш и т е, продолжив закономерность.
Лл а Лл б
2. П р о ч и т а й т е пословицу, объясните ее значение.
Минута час бережет.
– Запишите, подчеркните орфограммы.
– Определите склонение и падеж существительных.
– Разберите предложение по членам предложения.
– Каким членом предложения является существительное первого склонения в именительном падеже?
– Каким членом предложения является существительное второго склонения в винительном падеже?