Характеристика оздоровительных центров отелей, как важнейшего элемента в системе гостиничного продукта
Несомненно, оздоровительный центр в гостинице является одним из важнейших элементов системы во всей структуре предприятия размещения.
В оздоровительных центрах как правило есть все необходимое для отдыха и занятий спортом: бассейн, джакузи, сауна, солярий, тренажерный зал, бар, раздевалка, душевые, туалетные комнаты.
Размеры, конфигурации и глубина бассейнов в гостиницах бывают самыми разными. Так, самым длинным бассейном, занесенным в книгу рекордов Гиннеса, считается бассейн отеля "Хайатт Ридженси Керромар" в Пуэрто-Рико.[17] В распоряжении гостей находится бассейн длиной 541 м и площадью в 1,8 га. Бассейн включает пять соединяющихся "водяными горками" секций, окруженных зоной из 14 водопадов на фоне тропической растительности. В бассейне созданы искусственные волны. В рамках этого раздела речь будет идти не о подобных излишествах и крайностях, а об оздоровительных центрах с бассейнами, которыми располагает большинство бизнес-отелей со средней вместимостью.
Размер бассейна 12×6 м или чуть больше в здании отеля является вполне достаточным для восстановления сил и хорошего отдыха. Глубина варьируется и в среднем составляет 1,30 м. Голубая кафельная плитка в бассейне и особая подсветка придают воде привлекательную голубизну. Безопасные нескользящие ступени спускаются в прозрачную воду. В бассейне постоянно поддерживается комфортная температура воды (приблизительно +28°С), о которой посетителей бассейна информирует электронное табло. В зоне бассейна находится джакузи, которая вмещает одновременно несколько человек. Температура воды в джакузи +40°С.
Помещение бассейна в высококлассной гостинице отличается комфортом и уютом. Пол и стены в зоне бассейна обязательно должны быть
с подогревом, чтобы не было сильного температурного контраста после купания. Создать благоприятный мягкий климат субтропиков помогают соответствующим образом подобранные растения: пальма ховея, финиковая пальма, драцена, сциндапсус, филодендрон, монстера и многие другие, расположенные рядом с бассейном. Вокруг бассейна размещают удобные шезлонги. Они снабжены мягкими матрацами. Приятную атмосферу отдыха дополняет негромко звучащая, мелодичная музыка.
Большое внимание в гостиницах придают химическому составу воды. Вода постоянно подвергается очистке через многоступенчатую систему фильтров. Вода может очищаться с помощью специальных матерчатых, ультрафиолетовых, песчаных фильтров. Для обеззараживания воды также могут использоваться хлорсодержащие препараты, озонирующие установки и другие методы. Каждый день берутся пробы воды для того, чтобы не допустить появления болезнетворных микроорганизмов в воде. Строго по графику (несколько раз в году) бассейн и джакузи полностью освобождают от воды, проводят основательную чистку с дезинфекцией и заполняют свежей водой.
Рекомендуемая температура для посещения сауны +90°С. Клиенты по своему усмотрению могут менять температуру. Перед дверью в сауну размещают ковш для воды. Использование принесенных с собой ароматических средств запрещено. В саунах имеются: песочные часы, термометр и специальная кнопка вызова сотрудника на случай, если у гостей возникнут проблемы со здоровьем во время сеанса. Такая кнопка должна быть хорошо видна и легко доступна.
Солярий предназначен для получения ровного и красивого загара. Эта услуга очень востребована в гостиницах. В зависимости от типа модели солярия его включение происходит по-разному. Чаще всего – путем опускания жетонов в специальный приемник для жетонов, снабженный таймером.
Гость сообщает сотруднику оздоровительного центра о желаемом количестве времени пребывания в солярии. Опускается необходимое количество жетонов, после чего солярий автоматически включается с задержкой в 2 минуты, что позволяет клиенту подготовиться. Каждый жетон соответствует 4 минутам работы прибора. Количество использованных жетонов является суммой для оплаты счета. Пользоваться солярием следует с большой осторожностью, только получив предварительно консультацию сотрудника оздоровительного центра или врача. Для первого посещения солярия вполне достаточно 4–8 минут. В дальнейшем можно увеличить это время до 16–20 минут в соответствии с возрастом, общим самочувствием, типом кожи и т.д.
Современные модели соляриев дают возможность клиенту, будучи внутри аппарата, настроить по желанию вентиляцию, усилить или уменьшить мощность ламп над определенными частями тела и т.д. Технические показания работы солярия выведены на электронное табло, находящееся рядом с клиентом. Сеанс получения ультрафиолетовых лучей сопровождается приятной музыкой. Чтобы не повредить зрение, клиентам предлагается воспользоваться несколькими видами защитных очков. В распоряжение клиентам предоставляется специальный крем, полотенце. Использовать личные косметические средства в солярии не рекомендуется. Отключение солярия производится автоматически[18].
Тренажерный зал высококлассных отелей имеет в своем арсенале современные тренажеры для развития и укрепления практически всех групп мышц (мышц спины, живота, рук, ног, грудных и ягодичных мышц и т.д.). Для тренировки мышц необходимы также гантели: по 2, 4, 6, 8, 9, 10 кг. Большой популярностью у посетителей тренажерного зала пользуются беговые дорожки. Клиенты могут самостоятельно выбрать себе программу по ходьбе или бегу. Это касается скорости, наклона беговой дорожки и т.д. Тренажер имеет функцию определения ритма работы сердца во время занятий. Многим клиентам приходится по душе велотренажер. Между тренажерами в помещении спортивного зала высококлассной гостиницы всегда имеется достаточно места.
Часть гостей занимается исключительно гимнастикой, и в их распоряжение предоставляются скакалки, специальные напольные коврики. Не лишней будет установка в тренажерном (гимнастическом) зале специального балетного станка. Часто в отелях останавливаются артисты балета, участники хореографических коллективов. Есть и просто спортивные люди, которые любят поупражняться у такого станка для растяжки мышц.
Тренажерные залы имеют большие зеркала на всю площадь одной или нескольких стен, что зрительно расширяет пространство и позволяет контролировать занимающимся людям свои движения. Для удобства гостей в тренажерном зале имеются: телефон, спутниковое телевидение (несколько каналов на разных языках), видеомагнитофон, установка для питьевой воды, полочки и вешалки для одежды, кнопка экстренного вызова сотрудника. Громкость телевизора должна быть умеренной, чтобы не мешать другим посетителям оздоровительного центра.
После занятий спортом можно хорошо отдохнуть и насладиться приятной атмосферой в баре оздоровительного центра. Отличительной особенностью бара оздоровительного центра является то, что в его меню входят тщательно сбалансированные низкокалорийные блюда; легкие закуски; спортивные и энергетические напитки; большой ассортимент соков, включая свежевыжатые.
Ассортимент исключает алкогольные напитки. Не случайно такой бар часто называют витаминным или фитнес-баром. Гости могут заказать горячие напитки: несколько видов кофе, разнообразные сорта чая. Напитки, как правило, готовят и подают гостям сами сотрудники оздоровительного центра. Салаты и более сложные блюда по желанию гостей заказывают и доставляют через службу Room Service. Посетители оздоровительного центра отдают предпочтение здоровой пище. Прием пищи разрешен в холле бассейна, где группами стоят удобные столики со стульями; за стойкой бара и в зоне бассейна за столиками рядом с шезлонгами. Запрещается приносить еду и напитки с собой в оздоровительный центр.
Барная стойка выполняет одновременно и функцию бюро, и mini-Reception. За стойкой сотрудниками ведется необходимая документация, выдаются ключи от шкафчиков, раздевалок, здесь установлено компьютерное оборудование с кассой для расчетов с клиентами. Посещение оздоровительного центра для гостей, проживающих в отеле, бесплатное.
За дополнительную плату предоставляются для них только услуги массажиста, пользование солярием и заказ блюд и напитков в баре. Массаж проводится в комнате для массажа, кабинете врача или в номере. Как правило, гостям предлагается классический (общий) массаж. Для удобства проведения массажа в гостевой комнате необходим специальный портативный массажный стол, который приносит с собой сотрудник оздоровительного центра. Оплата за массаж производится согласно установленному тарифу. Как правило, эта услуга предоставляется только гостям, проживающим в отеле[19].
Что касается посещения оздоровительного центра клиентами, не проживающими в отеле, существует разная политика гостиниц на этот счет. Руководство одних отелей категорически против посетителей "со стороны" в оздоровительных центрах своих отелей. Руководство других отелей не видит в этом ничего страшного и рассматривает оздоровительный центр как центр прибыли, вносящий ощутимый вклад в процесс получения прибыли отелем. В этом случае для клиентов, не проживающих в отеле, за пользование оздоровительным центром устанавливают плату по прейскуранту. Часть отелей идет еще дальше и предлагает всем желающим воспользоваться услугами оздоровительного центра, приобретя клубную карту (абонемент) на его посещение[20].
Существуют самые разные варианты клубных карт:
¾ по продолжительности посещения оздоровительного центра по определенным дням (на квартал, на полгода, на год);
¾ по количеству посетителей (индивидуальная карта, рассчитанная на двух человек, семейная карта и т.д.);
¾ по времени посещения (в утреннее, дневное, вечернее время);
¾ в зависимости от дней педели (клубная карта выходного дня, клубная карта буднего дня) и т.д.
Владельцы клубных карт в отличие от людей, посещающих оздоровительный центр эпизодически, имеют, как правило, некоторые льготы. Самой важной и привлекательной льготой, конечно же, является скидка на услуги оздоровительного центра. Количество клиентов, посещающих оздоровительный центр по клубным картам, должно быть оптимальным, чтобы не создавать перегруженности и неудобства для основных клиентов (проживающих в отеле).
В помещении оздоровительного центра располагаются стеллажи для полотенец, предметов индивидуального пользования. В оздоровительном центре предусмотрены отдельные помещения для мужчин и женщин, в которых имеются: туалеты, душевые, раздевалки с фенами и сушилками для купальников.
Обслуживание клиентов в оздоровительных центрах большинства отелей осуществляется ежедневно с 7 до 23 часов, без перерыва. Сотрудники оздоровительного центра призваны создавать приятную атмосферу для отдыха, заботиться о гостях. В оздоровительном центре высококлассного отеля в любую смену работают два и более человека. Они прерывают свою работу на отдых и прием пищи поочередно.
Очень удобно, если в гостинице есть отдельный лифт, на котором гости с жилых этажей могут попадать непосредственно в оздоровительный центр. В этом случае гости могут не опасаться быть увиденными в халате и тапочках или спортивной одежде другими клиентами отеля.
Как правило, перед входом в оздоровительный центр вывешены правила поведения при посещении оздоровительного центра. В целях поддержания высокого уровня чистоты клиентов просят пользоваться одноразовыми тапочками, которые в достаточном количестве имеются в оздоровительном центре. Помимо этого гостям предоставляются банные халаты и средства личной гигиены.
В помещение оздоровительного центра высококлассного отеля можно попасть путем проведения магнитной картой по считывающему устройству замка на двери. Клиенты, проживающие в отеле, получают ключ от шкафчика для переодевания в обмен на магнитный ключ-карту от номера. Сотрудник помещает его в конверт, на котором помечает помер комнаты клиента и номер выданного ключа от шкафчика.
При уходе из оздоровительного центра происходит обмен в обратном порядке. Та же процедура происходит и с клубной картой, предъявляемой посетителями, не проживающими в отеле. Только вместо номера комнаты, будет указан номер клубной карты. Сотрудники оздоровительного центра должны четко владеть информацией о том, кто находится в данный момент в оздоровительном центре. Это необходимо знать для правильного выставления счетов па оплату услуг оздоровительного центра, а также в случае срочного вызова клиента по телефону или передачи другой важной информации для него.
Дети до 16 лет могут посещать оздоровительный центр только со взрослыми. Перед тем как пользоваться бассейном, клиентам рекомендуется принять душ. Гостям с длинными волосами желательно завязать или заколоть их наверху.
В бассейне запрещено пользоваться надувными матрацами, резиновыми лодками и другими предметами для игр в воде. В целях безопасности запрещено нырять с бортика в бассейн и джакузи. В бассейне и джакузи требуется быть в купальнике или плавках. Нельзя ставить стаканы, фужеры, тарелки на край бассейна или джакузи. Оздоровительный центр является местом отдыха. Здесь нежелательно громко разговаривать, пользоваться мобильным телефоном. В случае преднамеренной и доказанной порчи клиентами имущества оздоровительного центра с них взимается соответствующая сумма за материальный ущерб[21].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что одним из важнейших элементов в системе гостиничного продукта является оздоровительный центр.