I. Организационный момент. Объявление темы урока

− Почтальон Печкин принес телеграмму: «Дорогие ребята! Шлю вам горячий привет и пожелания отличного настроения. Ваш Эдуард Успенский».

− Кто же он, Эдуард Успенский, который передаёт нам свой горячий привет? (Это детский писатель и поэт. Он написал много интересных детских книг.)

− А какие книги написал Э. Успенский?

Дети называют произведения писателя. Учитель обращается к выставке книг Э. Успенского.

– Эдуард Николаевич Успенский– наш современник. Он работает во многих жанрах – сказочные, детективные, приключенческие, фантастические повести; учебники, комиксы, стихи, рассказы, сценарии мультфильмов.

− Успенский всё время учится. В 40 лет стал осваивать работу на компьютере двумя пальцами. А сейчас уже печатает всеми десятью. В 50 лет принялся учить английский язык. И теперь знает его так, что вместе с голландской писательницей Элс де Грюн написал книгу «Год хорошего ребёнка». А несколько лет назад начал учиться петь. До этого он не мог взять правильно ни одной ноты! Он прекрасно умеет разговаривать с животными. Рядом с ним постоянно живут две кошки, собака и попугай. Сейчас Э. Успенский изучает историю, написал книгу о Лжедмитрии. Чему он ещё будет учиться? Никто не знает. Эдуард Николаевич так много успевает. Может быть, потому, что фамилия у него такая – Успенский!

− Я хочу предложить вашему вниманию стихотворение, которое мне очень нравится.

II. Работа по теме урока.

1. Чтение стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…».

− Понравилось вам стихотворение?

− Почему мальчик мечтал стать девочкой?

− Как, по вашему мнению, надо читать это стихотворение?

Выборочное чтение текста. Работа по вопросам учебника.

− Что можно посоветовать герою стихотворения?

− Как можете охарактеризовать одним словом это стихотворение? (Оно юмористическое.)

− Вы правы, Э. Успенский написал много веселых, озорных, но в то же время поучительных стихотворений о ребятах, таких же, как вы.

I. Организационный момент. Объявление темы урока - student2.ru

Работа по карточкам.

Карточка 1.

· Прочитайте отрывок сказки, вспомните её название:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Уж как по полю лягушка бежит,

У дверей остановилась и кричит.

Проверка работы:

− Как называется сказка? («Теремок».)

− Вспомните, как называли себя звери в этой сказке? (Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок –серый бочок, Медведь – люблю реветь.)

Карточка 2.

· Прочитайте отрывок сказки, вспомните её название:

«–Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

– Да как-нибудь!

Влез и этот − семеро стало, да так тесно, что того гляди, разорвётся».

Проверка работы:

− Как называется сказка? («Рукавичка».)

4. Чтение украинской народной сказки «Рукавичка».

− Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка»?

– Кого из героев нет в сказке «Теремок»? (Кабана-клыкана.)

− Давайте сравним, как называли себя звери в этих сказках.

Мышка-норушка Мышка-поскребушка

Лягушка-квакушка Лягушка-поскакушка (попрыгушка)

Зайчик-побегайчик Зайчик-побегайчик

Лисичка-сестричка Лисичка-сестричка

Волчок – серый бочок Волчок – серый бочок

Медведь – люблю реветь Медведюшко-батюшко

− Можно сказать, что и русский, и украинский народ очень наблюдательны и внимательны, так как подметили особенности поведения зверей. Про мышку можно сказать и то, что она «норушка», и то, что она «поскребушка». Почему? (Живёт в норке и скребётся.)

− Про лягушку можно сказать «квакушка» и «поскакушка» («попрыгушка»). Почему? (Потому что она и квакает, и скачет (прыгает).)

Аналогичная работа проводится с остальными героями сказки.

− Хорошо ли, что все звери собрались вместе? Как они жили? Почему?

– Плохо ли деду без рукавички?

5. Выборочное чтение сказки «Рукавичка».

− Найдите в тексте и прочитайте:

• Кто пришел первым и поселился в рукавичке?

• Как просился в рукавичку кабан?

• Кто пришел за мышкой?

• Почему дед вернулся в лес?

• Кто сломал «домик» зверей?

6. Игра «Покажи героя сказки».

− Я буду называть героя сказки, а вы должны будете изобразить его с помощью движений. Надеюсь, музыка вам поможет.

Моделирование.

− Изобразим героев сказки с помощью овалов, а потом расскажем сказку по модели.

• Рукавичку изобразим квадратом.

• Животных – овалами разной величины.

− Кто из животных самый маленький? (Мышка.) Она будет самым маленьким овалом.

− Кто побольше? (Лягушка.) Ее обозначим овалом побольше и запомним, что это лягушка.

Аналогичная работа проводится с остальными героями сказки.

Наши рекомендации