I. Организационный момент. Объявление темы урока
− Почтальон Печкин принес телеграмму: «Дорогие ребята! Шлю вам горячий привет и пожелания отличного настроения. Ваш Эдуард Успенский».
− Кто же он, Эдуард Успенский, который передаёт нам свой горячий привет? (Это детский писатель и поэт. Он написал много интересных детских книг.)
− А какие книги написал Э. Успенский?
Дети называют произведения писателя. Учитель обращается к выставке книг Э. Успенского.
– Эдуард Николаевич Успенский– наш современник. Он работает во многих жанрах – сказочные, детективные, приключенческие, фантастические повести; учебники, комиксы, стихи, рассказы, сценарии мультфильмов.
− Успенский всё время учится. В 40 лет стал осваивать работу на компьютере двумя пальцами. А сейчас уже печатает всеми десятью. В 50 лет принялся учить английский язык. И теперь знает его так, что вместе с голландской писательницей Элс де Грюн написал книгу «Год хорошего ребёнка». А несколько лет назад начал учиться петь. До этого он не мог взять правильно ни одной ноты! Он прекрасно умеет разговаривать с животными. Рядом с ним постоянно живут две кошки, собака и попугай. Сейчас Э. Успенский изучает историю, написал книгу о Лжедмитрии. Чему он ещё будет учиться? Никто не знает. Эдуард Николаевич так много успевает. Может быть, потому, что фамилия у него такая – Успенский!
− Я хочу предложить вашему вниманию стихотворение, которое мне очень нравится.
II. Работа по теме урока.
1. Чтение стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…».
− Понравилось вам стихотворение?
− Почему мальчик мечтал стать девочкой?
− Как, по вашему мнению, надо читать это стихотворение?
Выборочное чтение текста. Работа по вопросам учебника.
− Что можно посоветовать герою стихотворения?
− Как можете охарактеризовать одним словом это стихотворение? (Оно юмористическое.)
− Вы правы, Э. Успенский написал много веселых, озорных, но в то же время поучительных стихотворений о ребятах, таких же, как вы.
Работа по карточкам.
Карточка 1.
· Прочитайте отрывок сказки, вспомните её название:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лягушка бежит,
У дверей остановилась и кричит.
Проверка работы:
− Как называется сказка? («Теремок».)
− Вспомните, как называли себя звери в этой сказке? (Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок –серый бочок, Медведь – люблю реветь.)
Карточка 2.
· Прочитайте отрывок сказки, вспомните её название:
«–Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
– Да как-нибудь!
Влез и этот − семеро стало, да так тесно, что того гляди, разорвётся».
Проверка работы:
− Как называется сказка? («Рукавичка».)
4. Чтение украинской народной сказки «Рукавичка».
− Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка»?
– Кого из героев нет в сказке «Теремок»? (Кабана-клыкана.)
− Давайте сравним, как называли себя звери в этих сказках.
Мышка-норушка Мышка-поскребушка
Лягушка-квакушка Лягушка-поскакушка (попрыгушка)
Зайчик-побегайчик Зайчик-побегайчик
Лисичка-сестричка Лисичка-сестричка
Волчок – серый бочок Волчок – серый бочок
Медведь – люблю реветь Медведюшко-батюшко
− Можно сказать, что и русский, и украинский народ очень наблюдательны и внимательны, так как подметили особенности поведения зверей. Про мышку можно сказать и то, что она «норушка», и то, что она «поскребушка». Почему? (Живёт в норке и скребётся.)
− Про лягушку можно сказать «квакушка» и «поскакушка» («попрыгушка»). Почему? (Потому что она и квакает, и скачет (прыгает).)
Аналогичная работа проводится с остальными героями сказки.
− Хорошо ли, что все звери собрались вместе? Как они жили? Почему?
– Плохо ли деду без рукавички?
5. Выборочное чтение сказки «Рукавичка».
− Найдите в тексте и прочитайте:
• Кто пришел первым и поселился в рукавичке?
• Как просился в рукавичку кабан?
• Кто пришел за мышкой?
• Почему дед вернулся в лес?
• Кто сломал «домик» зверей?
6. Игра «Покажи героя сказки».
− Я буду называть героя сказки, а вы должны будете изобразить его с помощью движений. Надеюсь, музыка вам поможет.
Моделирование.
− Изобразим героев сказки с помощью овалов, а потом расскажем сказку по модели.
• Рукавичку изобразим квадратом.
• Животных – овалами разной величины.
− Кто из животных самый маленький? (Мышка.) Она будет самым маленьким овалом.
− Кто побольше? (Лягушка.) Ее обозначим овалом побольше и запомним, что это лягушка.
Аналогичная работа проводится с остальными героями сказки.