Тест второстепенные члены предложения.
1 Выберите ошибочные утверждения. Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Дополнение может быть выражено прилагательным.
2) Дополнение может быть выражено любой частью речи.
3) Дополнение может быть выражено как существительным с предлогом, так и существительным без предлога.
4) Дополнение отвечает на вопросы всех падежей.
5) Дополнение не может быть выражено глаголом.
2 Выберите варианты ответов, в которых есть прямое дополнение.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Миша выпил воды.
2) Маргарита подошла к Мастеру.
3) Он не выполнил упражнения.
4) Дочь съела супа.
5) Я мою голову.
3 Соотнесите примеры с правилами. Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) Дополнение выражено неопределенным местоимением.
2) Дополнение выражено личным местоимением.
3) В предложении нет дополнения.
4) Дополнение выражено инфинитивом.
5) Дополнение выражено прилагательным, которое перешло в разряд существительных.
__ Доктор посоветовал ему больше отдыхать.
__ Я пришел к нему.
__ На кровати лежал больной человек.
__ Она уже читала что-то в его глазах.
__ На кровати лежал больной.
4 Выберите вариант, в котором дополнение выражено неделимыми словосочетаниями или фразеологизмами.Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Мы смотрели на девочку лет пяти, чумазую и сонную.
2) Каждому из нас предстоит посадить несколько саженцев.
3) Учись у них хорошему и только хорошему.
4) Александр, как всегда, погнался за двумя зайцами.
5) Напиши мне хорошее письмо.
5 Выберите правильное утверждение.Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Дополнение не является членом предложения, оно выражает грамматическое значение слова.
2) Дополнение ‒ второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
3) Дополнение ‒ главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что?
4) Дополнение ‒ второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое?
5) Дополнение ‒ второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда?
6 Выберите варианты ответов, в которых дополнение выражено существительным с предлогом.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Я добрый к детям.
2) Инга поняла события по-своему.
3) Много отдыхающих приехало в Ялту.
4) Учитель остался очень доволен работами.
5) Маша говорила о лете без конца.
7 Выберите вариант предложения, в котором нет дополнения. Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Деревья и травы, леса и поля безмолвствовали.
2) Дайте мне чаю и бублик!
3) Ольга давно задумывалась о будущем.
4) Доктор внимательно смотрел на строптивого пациента.
5) Ты хотел мне что-то сказать?
8 Выберите предложения, в которых есть определения. Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Дядя Сергей Николаевич начал меня учить чистописанию.
2) Желтая бабочка сидит на бруснике.
3) Мальчик бежал сломя голову.
4) Наступила дождливая, корявая, грязная осень.
5) Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой спускалась к берегу.
9 Выберите правильное утверждение. Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Второстепенные члены поясняют только сказуемое и грамматически от него зависят.
2) Второстепенные члены поясняют только подлежащее и грамматически от него зависят.
3) Второстепенные члены могут пояснять как главные, так и второстепенные члены предложения.
4) Второстепенные члены не поясняют другие члены предложения.
5) Второстепенные члены поясняют, уточняют, дополняют только главные члены предложения.
10 Выберите варианты ответов, в которых есть несогласованные определения, выраженные неделимым сочетанием.Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Наталья сшила юбку в клетку.
2) Юноша лет шестнадцати упорно плыл вперед.
3) Ее забота тронула всех окружающих.
4) Творческий труд преобразует природу и изменяет жизнь этого огромного края.
5) Мне уступил место в автобусе мужчина огромного роста.
11 Соотнесите предложения с характеристикой определений. Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) В предложении есть несогласованное определение, выраженное инфинитивом.
2) В предложении есть несогласованное определение, выраженное прилагательным в сравнительной степени.
3) В предложении есть несогласованное определение, выраженное наречием.
4) В предложении есть несогласованное определение, выраженное притяжательным местоимением.
5) В предложении есть несогласованное определение, выраженное существительным в косвенном падеже с предлогом.
__ Их дом был пятым слева.
__ Дед старался выбрать внукам яблоки поспелее.
__ На завтрак ей непременно хотелось яйцо вкрутую.
__ Жажда жить была неутолима.
_ В кабинете он предпочел поставить стол из дуба.
12 Выберите вариант ответа, в котором есть согласованное определение, выраженное причастием. Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) На ранее диких берегах возникли аккуратные селения.
2) Сюда по Великому Северному морскому пути доставляют продукты и различные промышленные товары.
3) Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.
4) Законченное дело не вызывало у Анны никакого интереса.
5) Этот дом был ее мечтой с самого детства.
13 Выберите правильные формулировки.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) При прямом порядке слов согласованные определения стоят перед определяемым словом.
2) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который? скольких? сколькими? называется определением.
3) Определение всегда относится к слову, которое имеет предметное значение и выражает различные признаки этого слова.
4) Определение как второстепенный член обозначает время, место, причину действия предмета.
5) Определение выражается только именем прилагательным и причастием
14 Выберите варианты ответов, в которых есть согласованные определения.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Дикая красота Сибири поражает причудливостью.
2) Антон все смотрел и не мог насмотреться на цветущий сад.
3) Никакой тревоги он по этому поводу не ощущал.
4) Дама в соболях гордо восседала в карете.
5) Перед публикой предстал человек лет шестидесяти.
15 Соотнесите предложения с характеристикой определений.
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) В предложении есть согласованное определение, выраженное местоимением.
2) В предложении есть согласованное определение, выраженное порядковым числительным.
3) В предложении есть согласованное определение, выраженное количественным числительным.
4) В предложении есть согласованное определение, выраженное причастием.
5) В предложении есть согласованное определение, выраженное прилагательным.
__ Только воин один запомнился мне в этой безумной, жестокой войне.
__ Ольга была цветущей, брызжущей здоровьем женщиной.
__ Никите хотелось билеты только в первом ряду.
__ Сергей очень любил непоседливого сынишку.
__ Всякая мелочь постоянно выводила Пронина из себя.
16 Выберите варианты ответов, в которых есть обстоятельство, выраженное инфинитивом.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Отныне и воробей ‒ царская птица.
2) Мама прилегла отдохнуть.
3) Макар забегал только поесть да переодеться.
4) Зайди узнать новости о пропавших.
5) Быстро и страшно свершилось возмездие.
17 Выберите варианты ответов, где обстоятельство выражено одиночным деепричастием.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Он сел, задумавшись, и тяжело оперся о стол.
2) Ежиха лежала свернувшись.
3) Играя, он подбежал к хозяину.
4) Он резко повернул направо.
5) Наклонившись над водою, говорил он сам с собою.
18 Сопоставьте предложения с их характеристикой.
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) В предложении есть обстоятельство уступки.
2) В предложении есть обстоятельства места.
3) В предложении есть обстоятельство времени.
4) В предложении есть обстоятельство места и обстоятельство образа действия.
5) В предложении есть обстоятельство цели.
__ Пчелы кружили над цветами, собирая нектар.
__ Вопреки предсказаниям врачей, Анна пошла на поправку.
__ Саперы прибыли на место оперативно.
__ Вскоре грачи покинули насиженные места.
__ На рассвете мы прибыли.
19 Выберите варианты ответов, в которых есть обстоятельства времени.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Увидев хозяина, Каштанка очень обрадовалась.
2) Летом мы увидимся обязательно.
3) Она всегда поднималась ни свет ни заря.
4) До сих пор она ничего не знала о друге.
5) Несмотря на непогоду, мы шли все дальше.
20 Выберите предложения, в которых есть обстоятельство.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Мама очень любила прогуляться по окрестным лугам.
2) Заспешив на поезд, она ускорила сборы.
3) Мы были вынуждены заехать в город.
4) Мы взяли и собаку, и двух попугаев, и даже черепаху.
5) Ольга вышла прогуляться перед сном.
21 Выберите правильное определение.
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Обстоятельство ‒ второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
2) Обстоятельство ‒ второстепенный член предложения, который обозначает предмет.
3) Обстоятельство не является членом предложения, так как обозначает признак действия или признак другого признака.
4) Обстоятельство ‒ второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак другого признака.
5) Обстоятельство ‒ второстепенный член предложения, который обозначает действие предмета.
22 Соотнесите примеры предложений с их характеристикой.
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) Обстоятельство выражено инфинитивом.
2) Обстоятельство выражено существительным с предлогом.
3) Обстоятельство выражено деепричастным оборотом.
4) Обстоятельство выражено фразеологическим сочетанием.
5) В предложении нет обстоятельства.
__ Инга напряглась, услышав о цели приезда Маковецкого.
__ Александра зайдет узнать новости.
__ Мы поедем на море.
__ Уманцевы заехали и за Петровыми, и за Самгиными.
__ Ирина сидела ни шатко ни валко.
23 Укажите ложность или истинность утверждений.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ Обстоятельства времени не могут быть выражены наречием.
__ Обстоятельства всегда обособляются запятыми.
__ Обстоятельства обозначают признак действия или признак другого признака.
__ Обстоятельства уступки отвечают на вопросы вопреки чему? несмотря на что?
__ Обстоятельства образа действия отвечают на вопросы когда? с каких пор? До каких пор?
24 Выберите варианты ответов, в которых есть обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Оглянувшись, он замер.
2) Он вздрогнул, услышав знакомый зов, и помчался дальше.
3) Даша задумалась, опершись локтем на стол.
4) Мама шла сгорбившись.
5) Приглядывая за соседом, он постепенно многому научился.
25 Выберите варианты ответов, в которых есть приложения, выраженные именем собственным.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) На заводе "Кировец" выпускают качественную продукцию.
2) Журнал "Юность" всегда отличался своеобразием.
3) Слесарь-умелец передавал свой опыт ученикам.
4) Катер "Ракета" прибыл вовремя.
5) Врач Иванова начала прием.
26 Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) В предложении есть приложение, выраженное нарицательным существительным.
2) Приложение выражено именем собственным, обозначающим название предприятия.
3) В предложении есть приложение, выраженное именем собственным, обозначающим прозвище человека.
4) В предложении есть схожее с приложением сочетание, выражающее слово-термин.
5) В предложении есть схожее с приложением сочетание синонимов.
__ Храбрый воин-пехотинец сражался до конца.
__ Под ногами стелется травушка-муравушка зелененькая!
__ Диван-кровать занимал очень много места в спальне.
__ У Всеволода Большое Гнездо было много детей.
__ На заводе "Красное Сормово" много вакансий.
27 Выберите варианты ответов, где есть приложение, выраженное нарицательным существительным.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Солдат-пехотинец приближался к штабу.
2) Ковер-самолет очень помог сказочным героям.
3) Книга о Гарри Поттере очень заинтересовала меня.
4) Бухгалтер Алешина начала свой рабочий день.
5) Монах-аскет жил в пустоши далекой.
28 Выберите варианты ответов, в которых между приложением и определяемым словом ставится дефис.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Город Москва имеет историю, полную тайн и загадок.
2) Ночевала тучка золотая на груди утеса великана.
3) Студент сириец успешно выучил русский язык.
4) Собака Шарик ‒ наш лучший сторож.
5) По волнам плыл лебедь красавец.
29 Выберите вариант ответа, в котором нет приложения.
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) По волнам плыл лебедь-красавец.
2) Во зеленом во бору грибы-ягоды беру!
3) По полю боя бежал солдат-сапер.
4) Книга "Овод" чрезвычайно интересна.
5) Врач Иванова блестяще провела операцию.
30 Выберите варианты ответов, в которых есть приложения. Выберите несколько из 5 в.ответа:
1) На грядках доспевал табак-самосад.
2) Во многих городах установлен памятник воину-освободителю.
3) На грядках цвел душистый табак.
4) По волнам плыл лебедь-красавец.
5) По небу летел реактивный самолет.
31. В каком предложении есть прямое дополнение?
1) Налей мне чаю, пожалуйста!
2) Бабушка всегда беспокоится обо мне.
3) Вера в победу помогла команде.
4) Ночь незаметно ползла над лесом.
32. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?
1) Я начал заниматься по-настоящему только недавно.
2) Вы перестанете разговаривать на уроке?!
3) Мушкетёры всегда готовы помочь другу.
4) Капитан приказал поднять якорь.
33. Какое из несогласованных определений нельзя заменить синонимичным согласованным?
1) дверь на балкон
2) ткань в полоску
3) окно в сад
4) перчатки из кожи
34. Какое приложение пишется через дефис?
1) (тренер)Сёмин
2) (балет)«Жизель»
3) (студент)математик
4) (умница)дочка
35. Выпишите из данного предложения приложение. В преданиях рассказывается о Ермаке как о казаке-герое.
36. В каком предложении есть прямое дополнение?
1) По дереву лодки неугомонно стучал дождь.
2) Я так и не нашёл нужной тетради в своём столе.
3) Вокруг домика росли раскидистые липы.
4) Русские издавна славятся своим гостеприимством.
37. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?
1) Мы намерены представить вам новых исполнителей.
2) Я должен найти ключ к этой тайне!
3) Проводник попросил провожающих покинуть вагон.
4) Лыжники продолжали упорно тренироваться.
38. Какое из несогласованных определений нельзя заменить синонимичным согласованным?
1) свитер из шерсти
2) пиджак в клетку
3) ученик первого класса
4) платье цвета беж
39. Какое приложение пишется через дефис?
1) (товарищ)полковник
2) (река)Ока
3) (храбрецы)воины
4) (девушка)медсестра
40. Выпишите из данного предложения приложение. В басне «Обоз» Крылов коснулся стратегии и тактики Кутузова.
41. В каком предложении есть обстоятельство условия?
1) Все весело рассмеялись.
2) При желании всё можно сделать.
3) Дело чрезвычайно срочное.
4) Несмотря на оттепель, соревнования по биатлону не отменили.
42. В каком предложении есть обстоятельство цели?
1) Ты едешь в Оренбург служить под его начальством.
2) Через минуту попадья вышла ко мне в сени.
3) Я горько заплакал и громко произнёс имя моей любимой.
4) Маша была необыкновенно хороша в этот миг.
43. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?
1) Густой туман, точно вата лежал по всему лесу.
2) Для него работа как каторга.
3) Самолюбивый человек засыхает словно одинокое дерево.
4) Он вскочил, как ужаленный.
44. В каком предложении надо поставить только одну запятую?
1) За что же не боясь греха Кукушка хвалит Петуха?
2) Ко мне подпрыгивая подбежал маленький мальчик.
3) Охотник немного согревшись уснул.
4) Не обращая внимания на летавших возле нас пчёл мы подошли к пасечнику.
45. Найдите в данном предложении обстоятельство. Укажите его вид. Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошёл за моим долгом.
46. В каком предложении есть обстоятельство цели?
1) Вокруг не было ни души.
2) Впопыхах я оставил билет дома.
3) Ломоносов отправился в Москву учиться.
4) Вскоре прозвенел звонок.
47. В каком предложении есть обстоятельство причины?
1) В нашу гавань заходили корабли.
2) Утомившись от долгой дороги, я тотчас уснул.
3) Внизу, как муравьи, сновали люди.
4) На закате солнце кажется огромным красным шаром.
48. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?
1) Часы ползли медленно как улитка.
2) Глаза кошки, как два зелёных огонька.
3) Пруд был, как зеркало.
4) Мальчишки бежали как угорелые.
49. В каком предложении надо поставить только одну запятую?
1) Глубоко в ущелье как стальной клинок сверкала узкая река.
2) Старая берёза с трудом вбирая соки земли росла у калитки.
3) Проиграв первый гейм теннисист всё же выиграл партию.
4) Сделав большой круг я ни с чем вернулся обратно не найдя своих товарищей.
50. Укажите, чем в данном предложении выражено обстоятельство. Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.