III. Работа по теме урока. 1. Звуковой анализ слова «ключ»
1. Звуковой анализ слова «ключ».
– Отгадку найдем в звуковом анализе слова «ключ».
– «Прочитайте» слово «ключ», ведя указкой по схеме звукового состава слова.
– Произнесите слово «ключ» так, чтобы отчетливо был слышен первый звук. Назовите его. ([к].)
– Определите, какой это звук и какой фишкой его обозначить. (Согласный, глухой, синяя фишка.)
– Назовите его мягкую пару. (Звук [к’].)
– Произнесите слово «ключ» так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Назовите его. (Звук [л’].)
– Определите, какой звук и какой фишкой его обозначить. (Согласный, звонкий, зеленая фишка.)
– Назовите его твердую пару. (Звук [л].)
– Произнесите слово «ключ» так, чтобы отчетливо был слышен третий звук. Назовите его. ([у].)
– Определите, какой это звук. (Гласный.)
– Запомните: после мягких согласных звук [у] обозначается буквой ю.
– Замените фишку, обозначающую звук [у], на букву ю. (В таблице тоже необходимо заменить знак вопроса «?» на зеленую фишку.)
– Найдите четвертый звук в слове «ключ». Обозначьте мягкий согласный звук [ч’] фишкой зеленого цвета.
– Определите, сколько в слове «ключ» согласных звуков.
– Сколько твердых согласных?
– Сколько мягких согласных?
– На сколько твердых согласных меньше, чем мягких?
Самостоятельный анализ слова «утюг».
– Объясните, какие буквы понадобились для обозначения гласных звуков. Почему? (Буквы У, Ю.)
2. Работа в парах по учебнику (по схемам). Задание «Где в словах звук [у]?».
– Назовите слова, которые начинаются со звука [у].
– Назовите слова, которые заканчиваются звуком [у].
– Назовите слова, в которых звук [у] в середине слова.
Дифференцированная работа.
1-я группа (нечитающие дети).
– Разгадайте кроссворд.
2-я группа (читающие дети).
– Выполните звукобуквенный анализ слов из кроссворда, используя фишки и буквы.
4. Работа в тетради «Я учусь писать и читать».
1. Закрепление зрительного образа буквы Ю.
– Закрасьте красным карандашом те части рисунка, в которые вписана буква Ю.
2. Отработка правил обозначения гласных звуков буквами.
– Выполните звукобуквенный анализ слов «утюг», «ключ», «брюки», вписывая буквы в клеточки, помеченные знаком «перо».
– Назовите различия в словах «утюг» и «ключ».
– Что общего у слов «утюг» и «брюки»? (Количество гласных звуков – 2; первый и последний звуки – согласные.)
– Чем слово «брюки» отличается от слов «утюг» и «ключ»? (Количеством звуков, последний звук в слове – гласный.)
Тест.
1) Соедините рисунок и букву.
У Ю | ||
2) Впишите букву У или Ю.
Зеленая фишка | ? | |
Синяя фишка | ? |
3) Замените первый согласный звук в слове его мягкой парой и прочитайте новое слово. (Лук – люк.)
IV. Итог урока.
– С какой буквой познакомились на уроке?
– Какой звук обозначает буква ю в слове? (После мягких согласных – [у].)
Урок 17
БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА
(обозначение звуков [й’] и [у])
Цели: учить ориентироваться в звуковой структуре слова, проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; воспитывать чувство взаимоподдержки.
Ход урока
I. Повторение изученного. Игра «Живые буквы».
Учитель раздает карточки: двое учеников получают синюю и зеленую карточки (они «хозяева» домиков), другие дети («буквы») получают карточки с буквами – а, я, о, ё, у, ю.
– Была хорошая погода, все гласные вышли погулять.
Дети-«буквы» выходят из-за парт и гуляют по классу.
– Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. «Буквы» увидели домики и устремились к ним, но «хозяин» мог пустить в них только своих. Распределитесь, «буквы», каждый в свой домик. (В синий – а, о, у; в зеленый – я, ю, ё.)
Учитель приглашает другую группу детей, раздает им те же карточки.
– Вот опять выглянуло солнышко, буква А постучала в зеленый домик. Учитель обращается к «букве» А.
– Какую букву пригласишь на прогулку? Почему? (Букву Я, так как буквы А и Я обозначают звук [а] после согласных. Букву А пишем после твердых согласных звуков, букву Я – после мягких.)
Аналогичная работа проводится с остальными буквами, после чего учитель приглашает третью группу детей, раздает им те же карточки.
– Буквы стали играть в прятки. Сначала спрятались гласные, которые пишутся после твердого согласного.
Ученики-«буквы» (О, А, У) присели.
– Назовите эти гласные.
– Потом спрятались гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного. Назовите эти гласные. Чем они знамениты?
Учитель обращает внимание учеников на то, что буква Юв прятки не играла.
– Может ли буква Ю обозначать два звука? Сегодня мы продолжим разговор о букве Ю.
II. Работа по теме урока.
1. Звуковой анализ слова «юла».
– Отгадайте загадку.
Одинокий Ивашка – расписная рубашка,
Петь-плясать мастак, а стоять – никак.
(Юла.)
– «Прочитайте» слово «юла», ведя указкой по схеме звукового состава слова.
– Произнесите слово «юла» так, чтобы отчетливо был слышен первый звук. Назовите его. (Звук [й’].)
– Определите, какой это звук и фишкой какого цвета обозначить? (Согласный, звонкий, зеленая фишка.)
– Произнесите слово «юла» так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Назовите его. (Звук [у].)
– Определите, какой звук и какой фишкой его обозначить. (Гласный, красная фишка.)
– Произнесите слово «юла» так, чтобы отчетливо был слышен третий звук. Назовите его. ([л].)
– Определите, какой это звук. (Согласный, звонкий, синяя фишка.)
– Назовите его мягкую пару. (Звук [л’].)
– Найдите четвертый звук в слове «юла». (Гласный, красная фишка.)
– Сделайте вывод. (Звуки [й’], [у] в начале слова обозначаются буквой ю.)
– Замените фишки, обозначающие звуки [й’], [у], буквой ю.
– Определите количество звуков и букв в слове «юла». Для этого еще раз «прочитаем» слово по схеме.
Чтение стихотворения.
– Кто такой юнга? Найдите ответ в стихотворении. (Юнга – будущий матрос.)
– Выполните звукобуквенный анализ слова «юнга».
На доске – две модели слов: «юла» и «юнга».
– Какие одинаковые звуки есть в схемах этих слов? (Звуки [й’], [у], [а].)
– Какой буквой обозначен звук [а] в этих словах? (Буквой а.)