Тема: ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «АУ»

Задачи:

• познакомить детей со схемой звукового состава слова;

• научить произносить слова медленно, интонационно выде­ляя звук, который отмечается на схеме;

• упражнять детей в произношении слова в соответствии с движением указки по схеме;

• закреплять умение детей составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука;

• развивать тонкую моторику, координацию речи с движе­ниями.

Пособия: альбом «Это придумали мы сами», трафареты высотных домов (по количеству детей), тетради, цветные каран­даши.

Ход занятия

Дидактическая игра «Звуки улицы».

Задание детям: прислушайтесь или вспомните звуки ва­шей улицы. Какая она - шумная или тихая? Определите, что это за звуки.

Т-Т-Т (стучат колеса трамвая). Ж-Ж-Ж (заводят мотор автомобиля). Л-Л-Л (пролетел самолет). Шш-Шш (шуршит трава под ногами). В-В-В (ветерок свистит).

Игровое упражнение «Измерение слов».

Детям предлагают измерить слова:

лис - лисенок; кот - котенок; луч - лучистый; лев - львенок; мышь — мышонок.

Вывод: слова звучат, потому что они состоят из звуков. Если слово длинное, значит в нем много звуков. Короткое слово -мало звуков.

3. Беседа с детьми по вопросам:

- Кто из вас бывал в лесу?

- А кто когда-нибудь заблудился в лесу?

Есть одно слово, которое можно крикнуть в лесу, и все будут знать, что кто-то хочет проверить, есть ли рядом его друзья, не отстал ли он, не остался ли один. Что за слово? Кто из вас знает?

- «Ау» - короткое слово, но оно в лесу очень нужно. Многих людей из беды выручило, не дало заблудиться.

Игра «Эхо».

Условия игры: дети делятся на две группы, одна из них - де­ти, заблудившиеся в лесу, они громко кричат: «Ау!»; другая -«эхо», которое тихо вторит: «Ау».

Правила игры: нужно не просто громко или тихо произно­сить слово «ау», а тянуть в нем каждый звук, чтобы далеко было слышно.

5. Анализ слова «ау»:

а) Какой звук в слове первый? - А-а-а-а.

б) Какой же второй? - У-у-у-у.

в) Есть еще звуки в этом слове? (Нет.)

г) Сколько всего звуков в этом слове? (Два.)

д) Изобразим это слово на доске:

Задание детям (хором, индивидуально): педагог медленно ведет указкой из первой клеточки во вторую, а дети произносят тот звук, в какой клеточке находится указка педагога.

Физкультминутка

Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть.

Игровое упражнение «Чей рассказ лучше?».

Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рас­сказ, в котором большая часть слов должна начинаться с одного и того же звука, например со звука [п].

Образец рассказа: «Папа пришел домой, принес покупки. Потом пришел Павлик. Папа с Павликом пошли гулять по про­спекту Первомайскому. Они подошли к парку и услышали пес­ню. Это пели первоклассники.

(Придуманный рассказ воспитатель записывает в альбом «Это придумали мы сами». Позже дети иллюстрируют его своими рисунками.)

7. Игровое упражнение «Строим высотныйдом».

Обводка домов-трафаретов в тетради и штриховка «под кирпич».

Анализ занятия.

Занятие № 16 Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МАК»

3адачи:

• совершенствовать умение детей составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ;

• развивать творческое воображение, фантазию;

• познакомить детей со звуковым составом слова «мак»;

• побуждать детей произносить слова медленно, интонаци­онно выделяя звук, который отмечается на схеме;

• упражнять в «прочитывании» слова в соответствии с дви­жением указки по схеме;

• продолжать помогать детям осваивать ориентировку на листе бумаги;

• развивать микромоторику.

Пособия: набор картинок или иллюстраций, открыток (не менее 20 штук) предметного и сюжетного содержания; карточки для анализа трехзвукового слова, конверт с фишками двух цве­тов (красный и синий), тетради, цветные карандаши.

Ход занятия

Игра «Веселые картинки».

Картинки выкладываются друг за другом (по одной) в со­вершенно бессмысленном порядке, но при этом содержание (изображение) каждой последующей стараются связать с пре­дыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. После того как литературное произведение будет за­кончено, картинки собирают и хорошенько перемешивают. За­дача детей - последовательно и как можно точнее восстановить все произведение, придуманное по картинкам.

2. Звуковой анализ слова«мак».

На доске - картинка-схема с изображением цветка (мака). У детей на столах - карточки для анализа трехзвукового слова и конверты с фишками (кружочками синего и красного цветов).

1) Дети, что нарисовано на этой картинке? (Мак.)

2) Под маком нарисованы точно такие же клеточки с кру­жочками, как те, которые мы рисовали на доске для слова «ау».

Что это обозначает?

Тема: ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «АУ» - student2.ru Тема: ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «АУ» - student2.ru Тема: ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «АУ» - student2.ru

(Эти клеточки с кружочками обозначают, сколько звуков в слове «мак».)

3) Сколько звуков в слове «мак»? (Три.)

- Какой звук первый?

- Какой второй?

- Какой третий?

Мак - м-ааа-к - мак. (Каждый раз слова произносятся с вы­делением голосом нужного звука).

4) Произнесение слова в соответствии с движением указки воспитателя по схеме звукового состава слова.

Физкультминутка

Наши рекомендации