Чтение и анализ стихотворения В. Орлова
– Прочтите название стихотворения. («Кто кого?»)
– Кто автор? (В. Орлов.)
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами.
О-би-дел – обидел.
У-да-рил – ударил.
Дру-жи-ли – дружили.
Не по-де-ли-ли – не поделили.
Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми.
– О ком это стихотворение?
– Кто задает вопросы мальчикам?
– Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?
– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?
– Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.)
– Послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья».
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе... отстаём!
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
– Что-то, Вова, позабыл!
– И я забыл...
Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
– Я как стукну!
– Я как тресну!
– Он как даст!
– А я как дам!..
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеется:
– Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
– Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут в трудную минуту.)
Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок.
– Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.)
– Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.)
– Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.)
Работа в парах.
– Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики.)
– Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»).
– Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.)
– Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.)
– Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.)
– Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)
– Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.)
Дифференцированная работа по учебнику.
а)Задание для нечитающих детей (под руководством учителя):
– Прочитайте начала предложений и закончите их.
– Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв. (Моё.)
– В чьих именах есть звук [м] или [м’]? Произнесите, интонационно выделяя этот звук.
б) Задание для читающих детей (самостоятельная работа):
– Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос.
Проверка выполнения заданий.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?
– Какие звуки обозначает буква М?
– Всегда ли буква М обозначает мягкие согласные звуки? Какой еще звук обозначает буква М? (Твердый согласный.)
– Какой фишкой обозначим твердый согласный звук? (Синей.)
– Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)?
– Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук? (Зеленой.)
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
Дополнительный материал
(стихи, сочиненные учениками)
НЕЛЕГКИЙ ШАГ
Если ты повздорил с другом – не беда.
Нужно быть немножко мудрым иногда.
Первым трудно подойти и попросить:
«Очень я прошу меня простить!»
Друг, конечно, извинит, это так,
Пусть нелегкий этот шаг, но тогда –
Ваша дружба сохранится на века!
Котлова Женя
ВСЯКАЯ ССОРА КРАСНА ПРИМИРЕНИЕМ
(испытанный способ примирения)
Как хорошо иметь друзей:
С ними можно сходить в музей,
И в футбол поиграть, и в хоккей,
И задачу списать у друзей.
Но вдруг, из-за пустяка,
С другом поссорился я.
Целый день я с ним не дружу,
И обиженным я хожу…
Но наутро вдруг понимаю
То, что друга я обижаю.
Я сегодня к нему подойду
И прощения попрошу.
Жидков Данила
ПОДРУГИ
Наташа с Дашей помирились,
Их мизинчики скрестились,
Зацепившись друг за друга:
Ты – подруга, я – подруга!
Больше ссориться не будем
И игрушки отнимать,
Все обиды позабудем –
Вместе веселей играть!
Балычева Дарья
Урок 24
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Р, р
Цели: познакомить с буквой Р, р; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать фонематический слух.
Ход урока