Чтение и анализ стихотворения «Ветхая избушка»

Выразительное чтение стихотворения учителем

Выяв­ление эмоционального восприятия учащимися

Понравилось ли стихотворение?

Что понравилось, показалось интересным?

Чтение стихотворения «про себя»

Ответы на вопросы:

• Кто и как наблюдает за ребятами? Прочитайте.

• Найдите строчки в стихотворении, в которых расска­зывается о детских забавах зимой.

• Как поэт называет детей в тексте?

• Какие чувства выражает Александр Блок в этих словах?

• Любит ли зиму сам поэт? Докажите текстом.

• Каким настроением проникнуто стихотворение?

Подготовка к выразитель­ному чтению

• Какие знаки препинания часто использует поэт.

• Прочитайте строчки, в которых использовано многото­чие. Какую роль оно играет, какое значение придаёт предло­жениям? (Недосказанности, недоговорённости.)

• А какие картины детских развлечений можно было бы сюда добавить?

• Попытайтесь определить настроение, которое помо­гают выразить восклицательные знаки. Передайте его при чтении.

• Прочитайте строчки, в которых использовано тире, с соответствующей паузой.

• Меняется ли настроение в первой и в последней стро­фах стихотворения по сравнению со строчками, где описаны зимние забавы детей? Как следует прочитать начало и ко­нец стихотворения? (Повествовательно.) Как вторую, тре­тью и четвёртую строфы?(Весело, радостно.)

Поочерёдное выразительное чтение стихотворения

Выбранные члены жюри (3-4 чело­века) оценивают выразительность чтения одноклассников.

Дополнительный материал к уроку

Стихотворение Александра Блока «Летний вечер»

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей — красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и луговые дали,

Навстречу ночи и луне.

• Определите картины, которые можно нарисовать к стихо­творению. Какие краски вы используете в рисунках?

• Определите настроение, которое передаёт автор в первой и второй строфах. Меняется ли оно в третьей строфе? Как?

• Прочитайте стихотворение выразительно.

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание: стихотворение «Ветхая избушка» наизусть

Литературное чтение

Тема: С. Есенин «Ты запой мне ту песню...»

Цели:активизация интереса к творчеству Сергея Есе­нина; выработка навыка выборочного, выразительного чте­ния; расширение словарного запаса, развитие речи; формирование поэтического вкуса; воспитание любви к родным и близким людям.

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Вступительное слово

— Сегодня вы познакомитесь с ещё одним стихотворением русского поэта Сергея Есенина. Во II классе мы читали и анализировали стихотворе­ние С. Есенина «Черёмуха», в III — «Поёт зима — аукает...»

— Перечитайте эти стихотворения.

Вводная беседа

— Детство Сер­гея Есенина прошло в России, в деревне Константиново, не­далеко от города Рязань. Он любил русскую природу, умел проникать в её тайны. В юности он уехал жить из деревни в город, но любовь к деревенской жизни, к русскому полю, к осенней берёзке, рябинке, к красоте и неповторимости каж­дой поры года и явлений природы поэт воспевал в своих стихотворениях. В деревне остались жить его родители и сестры. Он пишет им письма. Одно из стихотворений, напи­санных в форме письма поэта его сестре Шуре, вы сейчас послушаете.

4. Чтение и анализ стихотворения С. Есенин «Ты запой мне ту песню...»

Учитель выразительно читает стихотворение С. Есе­нина «Ты запой мне ту песню...» и выявляет первоначальное восприятие текста учащимися.

— Какие картины представи­лись вам?

— Какие чувства возникли?

Чтение стихотворения «цепочкой»

Расши­рение словарного запаса учащихся:в процессе чтения ученики обращаются к толковому словарю, предложенному в учебнике после текста.

Выясняем, что главный герой стихотворения — это сам поэт, пишущий письмо сестре:

• О чём просит Сергей Есенин свою сестру? ("Чтобы она спела песню, которую напевала мать. Эта песня дорога и мила поэту, волнует его, будит в нём воспоминание детских лет, напоминает о родимом доме, о дорогом человеке — ма­тери.)

• Что ещё вспоминает поэт? Какие картины деревенской жизни стоят у него перед глазами? (Это осенний сад и пе­чально опавшие листья рябин, это памятный образ матери, кормящей кур (будто фотография), это поэтические картины природы: утренние летние туманы и росы, золотые косы бе­резки, которая похожа на девушку, одетую в сарафан.)

Учащиеся читают эти строфы стихотворения и словесно описывают созданные поэтом картины.

— Каким вы представляете поэта в этом стихотворении? ("Любящим свою маленькую родину— деревню, в которой родился и рос, нежным к своим родным (матери и сестре), помнящим красоту деревенской приро­ды, тонко чувствующим её, наряжающим её в сказочные одежды.)

• Какие слова в тексте свидетельствуют о том, что поэта волнуют воспоминания? («Волнуй и тревожь», «слышу в го­лосе нежную дрожь», «что вовек я любил не один, я припом­ню», «полюбил у берёзки стан».)

• Какими чувствами проникнуто стихотворение? (Чув­ством грусти, печали, нежности.)

Определение учащимися тона чтения, мелодики, пауз в каждой строфе стихотво­рения и выразительное их чтение

Дополнительный материал к уроку

Сти­хотворение С. Есенина «Бабушкины сказки»

Бабушкины сказки

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идём, бредём домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идёт.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовёт.

Сказки все.

Пора в постели...

Но а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело, —

Говори да говори.

• Как вы думаете, кого подразумевает поэт под словом мы?

• Каким вам представляется будущий поэт?

• Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:стр. 123-124, выр. чтение

Литературное чтение

Наши рекомендации