Чтение и анализ стихотворения Послания «Кривцову» (1817)

I. Размышление над темой.

Учитель. Что такое философия? Что изучает эта наука? Какие вопросы мы называем философскими?

Вечные философские вопросы

1) о смысле человеческой жизни

2) о добре и зле

3) о назначении поэта и поэзии

4) о смерти и бессмертии

5) о вере и безверии

6) о красоте и уродстве

7) о взаимоотношениях человека и природы и др.

У.:Какие из этих вопросов рассматривал А.С.Пушкин в своей лирике?

Как менялось представление Пушкина о смысле жизни, о главных жизненных ценностях на разных этапах жизни и творчества поэта?

Нет полноценной личности без глубины самосознания. Каждый человек стремится осмыслить окружающий мир, постичь, как и во имя чего живут и умирают люди. Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности — центральные вопросы русской литературы. “Проклятыми вопросами” назвал их Федор Михайлович Достоевский, один из глубочайших философов нашей литературы. Проклятыми — ибо не найти на них однозначного, ясного ответа, ибо всегда они мучили и будут мучить людей. И это — залог бессмертия человечества, потому что вечная жизнь духа — в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания.

Творчество Пушкина чарует, наверное, прежде всего гармонией, тем, что поэт удивительно полноценно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и блистательно отразил в своей поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного, гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и творческих сил взрослого человека. По сути, пушкинское творчество — отражение духовного пути Человека; со всеми взлетами и падениями, с заблуждениями, самообманом — и их преодолением, с вечным стремлением к самопознанию и познанию мира.

II. Анализ стихотворений по группам (предварительная домашняя работа)

Творческий отчёт 1-й группы

Позиция молодости
1) Чтение и анализ стихотворения «Пирующие студенты» (1814)

• Юность не может не узнать себя в восхитительном эпикурействе ранней пушкинской лирики: жить надо сегодняшним днём, стремясь возможно более полно исчерпать все радости, которые он нам несёт, ибо кто знает, что нам несёт завтра. Упоительное ощущение своей молодости, силы, здоровья и желание сполна насладиться ими торжествуют в каждой строчке стихотворения 1814 года “Пирующие студенты”:

Друзья! досужный час настал;

Все тихо, все в покое;

Скорее скатерть и бокал!

Сюда, вино матое!

Шипи, шампанское, в стекле.

Друзья! почто же с Кантом

Сенека, Тацит на стаде,

Фольянт над фолиантом?

Под стол холодных мудрецов,

Мы полем овладеем;

Под стол ученых дураков!

Без них мы пить умеем.

Из всех философов пирующие студенты выбирают Эпикура, бросившего в века девиз: “Живи сегодняшним днем!”

Чтение и анализ стихотворения Послания «Кривцову» (1817)

• Жизнь ценна, лишь пока мы молоды, пока гибки наши тела, пока души полны огня и желаний. Ставится знак равенства между юностью и жизнью.

Не пугай нас, милый друг,

Гроба близким новосельем:

Право, нам таким бездельем

Заниматься недосуг.

Пусть остылой жизни чашу

Тянет медленно другой;

Мы ж утратим юность нашу

Вместе с жизнью дорогой.

Так ставится знак равенства между юностью и жизнью.

Подведение итогов юношеского восприятия мира.

Эволюция жизненной позиции лирического героя

• Наслаждение жизнью в беспечных пирушках

• Смысл жизни

в творчестве,

в гармонии с миром,

в свободе


3) Чтение и анализ стихотворения «Мне вас не жаль, года весны моей» (1820)

В 1820 г. Пушкин подводит итоговую черту, по-новому осмыслит минувшую пору ранней юности – и простится с ней.

Попробуем проанализировать стихотворение. С чем расстается без сожаления лирический герой и о чем он все же жалеет? “Не жаль”, казалось бы, всех примет юности: “мечты, любви напрасной” и “таинства ночей”, “неверные друзья”, “венки пиров”, “изменницы младые”... Все, что составляло смысл жизни до сих пор — веселье, любовь, пиры, — утратило в его глазах свою ценность, оставлено без сожаления.

Но где же вы, минуты умиленья,

Младых надежд, сердечной тишины?

Где прежний жар и слезы вдохновенья?..

Придите вновь, года моей весны!

Жаль не времени, потраченного бездумно, но самого бездумья, уже невозможного. Такова цена опыта.

Творческий отчёт 2-й группы

«Взросление». Творческий перелом. Духовный кризис.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Творческий отчёт 3-й группы

1) Чтение и анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных» 1829г.

• В стихотворении отражено некое приближение к гармонии, пониманию высшего замысла. Жизнь представляется бесконечной в движении по кольцу – от безумной, не осознающей себя юности через муки поисков смысла жизни – к смерти, к «гробовому входу», вокруг которого уже шумит новая молодость. Вечная жизнь – в этой смене поколений, истина – в осознании:

Тебе я место уступаю:

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Болдинская осень (1830)

1830 г. – это прежде всего Болдинская осень.
2) Чтение и анализ стихотворения «Бесы»

• Злая сила, окружающая человека, мучающая его, открылась пушкинскому Путнику с неожиданной стороны: это не всесильный Демон, искушающий провидение, - это бесы, они ущербны, они мучают путника – но и сами мучаются: их «гонят», они «жалобно поют». Путник оказывается недостижим для бесов, потому что, уловив в бесовском вое жалобу, в бесконечном их кружении – тоску, до собственного сердечного надрыва их жалеет. Ибо человечность всегда победит зло; бесовской круговерти внешнего мира человек может противопоставить только внутреннюю гармонию.

_____________________________________________________________________________

У.: Что такое элегия?

Эле́гия (др.-греч. ἐλεγεία) — жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Евгения Баратынского).

1. Каковы композиционные особенности стихотворения? В каких отношениях находятся его части?

2. Какие черты реализма отражены в «Элегии»?

3. Каким чувством окрашены воспоминания поэта о юности? Чем объясняется печаль его воспоминаний?

4. Почему желание "мыслить и страдать" является жизненным стимулом для лирического "я"?

5. Какие жизненные события он считает для себя наслажденьями? Почему? Как это связано с биографией Пушкина периода Болдинской осени?

• В «Элегии» Пушкин создаёт свою «формулу жизни»:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Вот - цель и смысл жизни. Жизнь – не веселье, ибо

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Жизнь – труд, работа, бесконечная работа мысли и духа. Только тогда возможны минуты истинного счастья:

Словарная работа.

а) Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского.

б) пиит – поэт.

в) “всяк сущий” - существующий.

г) тунгус – народность Восточной Сибири.

д) муза – богиня поэзии, вдохновение.

I – я строфа

- Начинается стихотворение со слов “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Что значит “нерукотворный”?

- Какие ассоциации возникают при слове “нерукотворный”?

Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку.

- Какое ещё значение несет эпитет “нерукотворный”?

Священный, возвышенный.

- Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом?

Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.

II – я строфа

- Где будет жить душа поэта после смерти?

В поэзии.

• Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина (“доколь Славянов род вселена будет чтить”).

- К кому обращена поэзия Пушкина?

“…доколь в подлунном мире…” – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству.

- Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина?

Пока “жив будет хоть один пиит”, пока людям будет нужна поэзия.

- Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика?

Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами.

III – я строфа

- Почему Пушкин употребил старинное название “Русь”, а не Россия, “язык”, а не народ?

Россия – определенное государство с границами, понятие “Русь” значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт.

IV – я строфа

- Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин? “… истину царям с улыбкой говорить”.

- В чем Пушкин видит предназначение поэта?

Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству.

- Каково назначение поэзии?

Помогать человеку стать человеком с большой буквы.

• Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа

V – я строфа

- “Веленью Божию, о муза будь послушна”. Как вы понимаете значение этих слов?

Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то.

- Каким должен быть поэт?

Отважным – “обиды не страшась”; бескорыстным – “не требуя венца”; равнодушным к похвале и клевете – “хвалу и клевету приемли равнодушно”,

- Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: “В чем предназначение поэта?”

Итог.

- Перечитаем еще раз первую и последнюю строфу. “Я” - это кто? Поэт. Почему он творит?

Это веление Бога. Сомкнулись первая и последняя строфа.

- Почему памятник нерукотворный – создание высшей воли?

• Пушкин считал, что поэтический талант – это божий дар, поэт – творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное – суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия - бескорыстное служение людям.

• За два месяца до смерти Пушкин создаёт стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», где сформулировано кредо поэта, подведены итоги жизни и обретена гармония:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит –

Жив будет хоть один пиит.

I. Размышление над темой.

Учитель. Что такое философия? Что изучает эта наука? Какие вопросы мы называем философскими?

Вечные философские вопросы

1) о смысле человеческой жизни

2) о добре и зле

3) о назначении поэта и поэзии

4) о смерти и бессмертии

5) о вере и безверии

6) о красоте и уродстве

7) о взаимоотношениях человека и природы и др.

У.:Какие из этих вопросов рассматривал А.С.Пушкин в своей лирике?

Как менялось представление Пушкина о смысле жизни, о главных жизненных ценностях на разных этапах жизни и творчества поэта?

Нет полноценной личности без глубины самосознания. Каждый человек стремится осмыслить окружающий мир, постичь, как и во имя чего живут и умирают люди. Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности — центральные вопросы русской литературы. “Проклятыми вопросами” назвал их Федор Михайлович Достоевский, один из глубочайших философов нашей литературы. Проклятыми — ибо не найти на них однозначного, ясного ответа, ибо всегда они мучили и будут мучить людей. И это — залог бессмертия человечества, потому что вечная жизнь духа — в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания.

Творчество Пушкина чарует, наверное, прежде всего гармонией, тем, что поэт удивительно полноценно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и блистательно отразил в своей поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного, гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и творческих сил взрослого человека. По сути, пушкинское творчество — отражение духовного пути Человека; со всеми взлетами и падениями, с заблуждениями, самообманом — и их преодолением, с вечным стремлением к самопознанию и познанию мира.

II. Анализ стихотворений по группам (предварительная домашняя работа)

Творческий отчёт 1-й группы

Позиция молодости
1) Чтение и анализ стихотворения «Пирующие студенты» (1814)

• Юность не может не узнать себя в восхитительном эпикурействе ранней пушкинской лирики: жить надо сегодняшним днём, стремясь возможно более полно исчерпать все радости, которые он нам несёт, ибо кто знает, что нам несёт завтра. Упоительное ощущение своей молодости, силы, здоровья и желание сполна насладиться ими торжествуют в каждой строчке стихотворения 1814 года “Пирующие студенты”:

Друзья! досужный час настал;

Все тихо, все в покое;

Скорее скатерть и бокал!

Сюда, вино матое!

Шипи, шампанское, в стекле.

Друзья! почто же с Кантом

Сенека, Тацит на стаде,

Фольянт над фолиантом?

Под стол холодных мудрецов,

Мы полем овладеем;

Под стол ученых дураков!

Без них мы пить умеем.

Из всех философов пирующие студенты выбирают Эпикура, бросившего в века девиз: “Живи сегодняшним днем!”

Чтение и анализ стихотворения Послания «Кривцову» (1817)

• Жизнь ценна, лишь пока мы молоды, пока гибки наши тела, пока души полны огня и желаний. Ставится знак равенства между юностью и жизнью.

Не пугай нас, милый друг,

Гроба близким новосельем:

Право, нам таким бездельем

Заниматься недосуг.

Пусть остылой жизни чашу

Тянет медленно другой;

Мы ж утратим юность нашу

Вместе с жизнью дорогой.

Так ставится знак равенства между юностью и жизнью.

Подведение итогов юношеского восприятия мира.

Наши рекомендации