III. Работа по теме урока. 1. Звуковой анализ слова «сыр»
1. Звуковой анализ слова «сыр». Игра «Живые звуки».
– Определите по схеме, сколько звуков в слове.
– «Прочитайте» слово «сыр», соотнося его проговаривание с движением указки по схеме: «Раз, два, три – указка, звуки оживи!»
– «Прочитайте» слово «сыр» так, чтобы отчетливо был слышен первый звук.
– Произнесите только первый звук, обозначьте его фишкой желтого цвета.
– «Прочитайте» слово «сыр» так, чтобы отчетливо был слышен второй звук.
– Произнесите только второй звук, обозначьте его фишкой желтого цвета.
– «Прочитайте» слово «сыр» так, чтобы отчетливо был слышен третий звук.
– Произнесите только третий звук, обозначьте его фишкой желтого цвета.
У доски работают дети с фишками желтого цвета, обозначающими данные звуки.
– Прочитайте слово. (Сыр.)
– Прилетела колдунья и заколдовала звуки [ы], [р]. Какой звук остался? Назовите. ([с].)
2. Определение звука [ы] в словах.
– Рассмотрите схему слова «сыр». Какой звук отмечен стрелочкой ? ([ы].)
– Назовите предметы, изображенные в учебнике.
– В каких словах есть звук [ы]? (Дым, мышь.)
– Положите на эти картинки фишки, обозначающие звук [ы].
– Кто может привести свои примеры слов, в которых есть звук [ы]? (Примеры детей.)
3. Игра «Где чей нос?».
Для нечитающих детей:
– Какой из носов подойдет Бабе Яге, Буратино, лисе, Пятачку? Соедините стрелками.
Для читающих детей:
– Соотнесите слово, предмет и найдите нужный нос.
4. Работа по учебнику. Игра «Живые звуки» ( [н], [о], [с] ).
– Рассмотрите схему слова «нос». Что можете по ней рассказать?
Проводится звуковой анализ слова «нос».
– Назовите первый звук в слове «нос».
– Назовите второй звук.
– Назовите третий.
Трое учащихся, изображающие звуки, образуют слово «нос».
– «Прочитайте» по схеме на доске первое слово, которое образовали «живые звуки». (Сыр.)
– «Прочитайте» второе слово. (Нос.)
– Что заметили? (Звук [с] был первым, стал последним.)
– Задание для «живых звуков»: «звуки» первый и последний, поменяйтесь местами!
– Назовите теперь звуки последовательно. ([с], [о], [н].)
– Сделайте вывод. (Получилось новое слово, новый смысл.)
5. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
6. Различение звуков [л] – [р]. Интонационное выделение звуков в словах.
Чтение стихотворений с выделением звуков [л], [р] в словах.
ВОЛКИ Вышли волки на охоту, Бродят стаей по болоту. Между прочим, говорят, Волки ягоды едят. Е. Александрова | МУХОМОР Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка, Ядовитый мухомор. Е. Алексеев |
7. Работа по учебнику. Игра «Назови слово» со звуком [р], [р’].
– Назовите предметы, расположенные на первой строчке, интонационно выделяя первый звук. (Рррак, рррысь, ррракета.)
– Какой первый звук в этих словах? ([р].)
– У нас есть уже такой «живой звук».
Встает ребенок с фишкой желтого цвета, который показывал звук [р] в слове «сыр».
– Это слово может быть следующим? Почему? (Звук [р] должен быть первым, а он был в слове «сыр» последним.)
– Назовите, какие слова могут продолжить первую строчу. (Радуга, рука, рыба, руль, рынок и др.)
– Назовите предметы, расположенные на второй строчке, интонационно выделяя первый звук.
– Какой первый звук в этих словах? (Звук [р’].)
– У нас есть такой «живой звук»? (Нет.)
Учитель вызывает ребенка, который выступает в роли звука [р’].
– Какие слова будут дружить с этим звуком, то есть начинаться на звук [р’]? (Рельсы, рис, ребус, ремень и др.)