Алььтернативы, возможности, выбор.

- Игрок – лидер

Тренеру никогда не следует забывать, что он имеет дело не просто с подопечными, а с людьми обладающими характером, самолюбием, чувством собственного достоинства и, что чем выше класс игрока, тем более неординарная личность находится под его началом.

Наставник должен отдавать себе отчёт, что игроки с подавленной волей никогда не смогут добиться высоких результатов. Команда нуждается в мощных характерах. Поэтому стремление тренера снизить «вольтаж» личности игроков не ведёт к успеху. Тренер- победитель должен уметь работать с «высоким напряжением».

Есть элитные тренеры, которые наделяют группу игроков- лидеров полномочиями своих советников. Эти игроки не только принимают участие в обсуждении вместе с тренером плана на предстоящий матч, но и во время игры руководят процессом его реализации. Тем более, что, по мнению Й.Круиффа: «Тренер, даже самый знающий, вынужден оставаться во время игры на скамейке. Он видит игру снаружи. А игроки – изнутри. Тренер, в отличие от игроков, не может до конца прочувствовать, что именно происходит на поле в данный момент. А мыслящий и авторитетный игрок, в случае необходимости имеет возможность без подсказки тренера внести какие-то изменения в тактику».

«В нашем деле нужно быть одержимым. И научиться терпеть! И тогда к тебе обязательно придёт нелёгкое тренерское счастье!».

Г.Хиддинк: « В некоторой степени такая проблема есть, и мы стараемся её решить. У меня сложилось впечатление, что таков элемент нашей культуры. Откуда это идёт, честно говоря, не знаю. Но шаг за шагом побуждаю игроков брать на себя ответственность. Во время игры мы, тренеры, не так важны, как порой о себе думаем. Футболисты должны сами принимать решения на поле. И говорить друг, с другом, даже кричать. И совсем не обязательно, чтобы во время игры это было завёрнуто в красивую вежливую словесную оболочку. При этом нельзя злиться на партнёров, когда те обращаются к вам на повышенных тонах. Это часть игры. После матча вы можете пить пиво вместе, но по его ходу обязаны быть требовательными друг к другу. То, что я хотел бы видеть, назвал бы «контролируемой агрессивностью».

Й. Круифф: «Отношение между тренером и командой имеют очень существенное значение для игры, для результата. Тренер, даже самый знающий, вынужден оставаться во время игры на скамейке. Он видит игру снаружи. А игроки – изнутри. Тренер, в отличие от игроков, не может до конца прочувствовать, что именно происходит на поле в данный момент. И мыслящий авторитетный игрок, в случае необходимости вправе без подсказки тренера внести какие-то изменения в тактику».

«По-моему, в команде должны быть один-два игрока, имеющие особо доверительные отношения с тренером. Это как раз те игроки, которые вместе стренером (естественно, последнее слово остаётся за ним!) выбирают тактику на тот или иной матч, игроки готовые на поле помочь команде выполнить поставленные тактические задачи, игроки, которые в любой момент в состоянии по просьбе тренера изменить игру: сменить темп, рисунок… Кому это по силам? Только звёздам!».

М.Заммер: «Хотя великий игрок и лидер понимает, что он без команды ничто, в конечном итоге именно благодаря своей личности он доказывает всем, в чём состоит разница между ним и остальными игроками. По ходу матча он чувствует, что такое развитие событий на поле таит в себе определённую опасность. Поэтому я должен понимать, что, только действуя осмысленно, можно найти выход из создавшейся ситуации».

О.Романцев: «Лидеры команды не имеют права, если здоровы, пропускать тренировки. Не столько даже для себя, сколько для команды».

З.Гайич: «Тренер и игрок – разные профессии. Первый по долгу службы руководит вторым. И часто принимает решения, которые игроку могут не понравиться». «С-Э» 31.10.2007 г.

Творчество, искусство тренерской работы.

«Тренер – это, прежде всего

творчество».

(А.Бышовец)

Мастерство тренерской работы в её высших проявлениях завораживающий процесс.

В.Люкшинов: «Что такое футбольное творчество. Это, прежде всего, умение целесообразно подбирать игроков для наиболее успешного ведения игры, правильно определять задачи и предоставить свободу действий для решения поставленных задач» 178

В.В.Тихонов: «Самый счастливый, самый драгоценный миг для человека, занятого любой деятельностью – миг озарения. И в любой деятельности этому мигу непременно предшествует творческая аналитическая работа». «Я убедился, что один и тот же подход к какой-либо проблеме однажды может сработать, а в другой раз – оказаться негодным»

В.Лобановский: «На тренировку надо тратить столько времени, сколько это необходимо для того, чтобы футболист мог совершенствоваться и повышать своё мастерство. Искусство тренера – определить, как и какие качества должны совершенствовать игроки в той или иной тренировке и сколько времени на это надо затратить. Рациональными также должны быть техника и тактика. Совершенствуя одни технико-тактические приёмы, мы одновременно избавляемся от других – тех, которые сегодня уже не могут обеспечить необходимый результат». «Сов. спорт» 11.12.1981

ОЛЕГ БЛОХИН: «… если ты не идёшь в ногу со временем, и у тебя отсутствует собственный взгляд на игру и на игроков – тебе никогда не будет сопутствовать успех на тренерском поприще».

АНАТОЛИЙ БЫШОВЕЦ: «Успех тренерской работы определяется умением донести свои идеи и требования до футболистов».

«Главное – личность самого тренера, его умение правильно построить диалоги с командой».

«…величие тренера заключается, во первых в умении отстоять свои убеждения и, во вторых в смелости принять может быть даже не стандартные решения, идущие в разрез с системой, то есть со схемами, методиками…Уйти от каких-то канонов – вот в чём подчас главная задача тренера».

МИРЧА ЛУЧЕСКУ: «…я слишком долго работаю в футболе и хорошо представляю, как постепенно, шаг за шагом, создаётся команда. Нужно точно знать, чего хочешь, а если начнёшь витать в облаках, никогда ничего не добъёшься. Да, результат чрезвычайно важен, но не менее важен и стиль игры, который может предопределить судьбу команды на годы вперёд».

Акимов,Клименко: «Отличительная черта творчества (любой талантливой работы) – задача навязывается творцу, задача заставляет творца заниматься собою. Любая фантазия – это воспоминание. Творить вообще – нельзя. Творчество всегда впереди; это задача, которую ещё только предстоит решить. А творец, оперирующий образным мышлением, обращён назад.

Образное мышление потому и бесплодно, что оно не способно конденсироваться в мысль. Но творчество не возможно без работы мысли, без смены поколений мыслей, когда одни мысли умирают, чтобы родить новые, приближающие творца к решению задачи».

Дж.Адаир: «Воображение не следует ставить на первое место в иерархии мыслительных способностей. Оно должно быть игроком команды, но не капитаном. Его специфическая роль – вести нас к новшествам, изобретениям, исследованиям, риску и приключениям. Это авангард, или разведывательная группа мышления».102

«Воображение также необходимо, поскольку новые обстоятельства требуют новых идей». 109

- дебют в команде;

Прийдя в команду тренер должен с первых минут продемонстрировать свое уважительное отношение ко всем игрокам команды и персоналу. Притирка друг к другу, изменения в требованиях к спортсменам, возможные расставания с некоторыми из них, внедрение новых методов и подходов к подготовке игроков, всё это должно происходить на фоне взаимного уважения к выполненной спортсменами совместно с предыдущим тренером работы.

А.БЫШОВЕЦ: «Дебют в команде – это, пожалуй, самый сложный период в карьере тренера. Здесь в первую очередь важно чётко представлять себе принципы ведения работы и образ комплектования состава. Затем необходимо обратить внимание на работу предшественника – на модель, по которой выстраивалась игра команды, - и сопоставить её со своей стратегией подготовки, чтобы сохранять максимальную последовательность. Но здесь же возникает большой вопрос: «Насколько эти нюансы сопоставимы?» Ведь, как правило, у профессионального тренера высокого уровня имеется своя философия, которая очень часто отличается от предшествующего подхода».

М.Липпи: «Каждый раз, начиная работу с командой, я подчёркиваю, что команда состоит из уважающих друг друга людей, каждый из которых готов сделать всё возможное для другого. Если никто не будет действовать как примадонна, то команда сможет достичь запланированного результата. В том же случае, если игроки руководствуются своими собственными интересами, сделать это будет значительно труднее».

И.ДОБРОВОЛЬСКИЙ: «Тренер, когда приходит в команду, должен не «попадать в команду», а самому делать её, используя тех футболистов, которые имеются у него в наличии».

Голомазов, Чирва: «Опыт показывает, что необходим примерно год, чтобы «традиционные» для тренера упражнения стали «традиционными» и для команды».

ДЖОН КЕННЕДИ (на просьбу раскрыть формулу своего успеха): «Нет, поскольку она мне не известна. Но зато я знаю формулу поражения: стараться угодить всем».

Г.Гаджиев: «Когда приходишь в новую команду, в первую очередь оцениваешь – есть в ней коллектив единомышленников или нет. То есть – это команда или просто группа игроков. Если её нет, это значительно усложняет тренерскую задачу. Даже, если в вашем распоряжении очень квалифицированные футболисты, добиться результата в этой ситуации будет почти невозможно. С опытом приходит понимание того. когда есть полная отдача, взаимопомощь. Заметно, скажем, хочет ли партнёр подстраховать товарища, если тот пошёл вперёд помочь команде. Или ему важнее проявить свою технику, индивидуальное мастерство, пусть даже в ущерб логике игры. Вот по таким деталям в играх и тренировках понимаешь, что для футболиста главное, а что второстепенное». «С-Э» 20.11.2007

Общение с игроками.

Общение тренера с игроками одна из главных составляющих его управления командой. Умелое, профессиональное общение наставника со своими подопечными значительно повышает эффективность, как тренировочного процесса, так и игровой деятельности. Такое общение позволяет тренеру чётко ставить перед футболистами задачи, разъяснять, каким образом будем добиваться их решения, успешно мотивировать игроков на решение задачи, корректировать их действия, находить слова поддержки, или напротив жёстко спрашивая со своих подопечных.

- взаимоотношении с игроками

В.Газзаев: «Первое – объективность.

Второе – честность.

Ну и, конечно, всегда надо помнить великую фразу об «убийстве» тренером

в себе игрока. Если же ты будешь требовать от своих подопечных

выполнять на поле то, на что был способен сам, то обречёшь себя на

провал».

Дунга: «Я обязан вложить максимум себя и своих мыслей в общение с игроками во время сборов и тренировочных матчей, а в остальное время занят тем, что перерабатываю огромный поток информации из всех уголков мира».

-стиль руководства

В.Алексеев: «при авторитарном стиле руководства рост спортивных результатов идёт хуже, чем там, где преобладает демократический подход».

В.Толочек: «Склонность педагога, обладающего конкретными индивидуальными особенностями, к определённому стилю деятельности приводит к направленному отбору воспитанников. Чаще наиболее результативными оказываются спортсмены, сходные стренером по типу нервной системы и использующие тот же стиль деятельности».

«У тренеров с большой и средней силой нервной системы чаще успеха достигают «сильные» и «средние», у «слабых» тренеров – слабые воспитанники». (Мехрикадзе 42)

ИЗ МАТЕРИАЛОВ КЁЛЬНСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ТРЕНЕРОВ: «Диктатор сможет сделать всё на коротком этапе – вытащить команду из ямы. А демократ подойдёт, когда нужно продуктивно работать долгое время. Однако в любом случае тренер обязан быть требовательным и последовательным».

- взаимное уважение

Ко Адриансе: «Футбол – коллективный вид спорта, где в особой цене самодисциплина и уважение к партнёрам. Играют личности, но побеждает команда».

КОРНЕЛИУС ПОТ (Голландия, Ф.К.»Зенит»): «Чтобы понять футболистов, надо много наблюдать за ними в работе».

«Мне очень важно выстроить с игроками хорошие отношения. Очень хочется, чтобы отношения были честными. Для меня это задача номер один. Бывают моменты, когда команда живёт душа в душу. Бывает, что все устали друг от друга. И это нормально. Но и всегда надо быть честными друг перед другом».

А.БУБНОВ: «Если наставник для футболиста безоговорочный авторитет, то установка на матч имеет эффект зомбирования».

Ко Адриансе: «Иногда действительно приходится принимать жёсткие решения, поскольку никто кроме главного тренера этого не сделает. Но любой свой шаг нужно аргументировать, относясь к игрокам с уважением. Обязательно необходимо давать человеку шанс на исправление допущенной ошибки».

С.Л.Менотти: «Отношения тренера с игроками должны строиться на глубоком уважении. Тренер должен быть справедливым со своими подчинёнными, вместе с тем давая им понять, что он последняя инстанция, он отвечает за всё, что происходит. Нужно иметь в виду, что все решения, принимаемые тренером, должны быть направлены на общее благо группы, с которой он работает. С этих позиций и надо рассматривать справедливость».

М.Липпи: «Каждый раз, начиная работу с командой, я подчёркиваю, что команда состоит из уважающих друг друга людей, каждый из которых готов сделать всё возможное для другого. Если никто не будет действовать как примадонна, то команда сможет достичь запланированного результата. В том же случае, если игроки руководствуются своими собственными интересами, сделать это будет значительно труднее».

ОЛЕГ ПРОТАСОВ: «Обязательно необходимы и кнут и пряник, вопрос лишь в разумных пропорциях. Футболисты должны понимать, что я всегда с ними, на их стороне, всегда помогу, приду на помощь. Но и от них требуется адекватное отношение к тренеру, к нашему общему делу».

Ю.Коломейцев: «Спортсмены, представляющие себе, что тренер высоко оценивает их по личностным и спортивным качествам, в свою очередь, высоко оценивают в тренере личностные и профессиональные качества. И наоборот».23

А.Каряка (о Г.Гаджиеве): «В первую очередь Гаджи Муслимович наладил в команде дисциплину. Он предоставил нам в какой-то мере свободу выбора, но в то же время за неё и спрашивает. Так что прежде чем что-нибудь сделать, любой футболист сначала подумает и лишь потом совершит тот или иной поступок». «Футбол» №44-2007

- коммуникабельность

«Если слова команды не ясны, если подчинённые не могут полностью понять их, виноват генерал».

(Сунь-Цзы)

Очень важно в общении с игроками найти нужную тональность. Психологи отмечают, что приказы подталкивают и ограничивают, а обращение к спортсмену с просьбой оставляют ему пространство и возможности для самостоятельности. В этом случае просьба скорее является демонстрацией тренером ожидания, чем указание. Как отмечает Вильям А.Вард: «Просьбы

Дж. Адаир: «Быть коммуникабельным значит делиться с другими мыслями и информацией, чтобы получать необходимый ответ».

Г.ГАДЖИЕВ: «Если игроки «не слышат» меня, значит, я говорю что-то не так или не то. Игрок должен понимать, что совершенствоваться необходимо всё время, пока ты выходишь на поле; утрачиваешь одни качества, приобретаешь другие. Ведь команда – это живой организм. Меняются отношения, взгляды на тренировку и игру… Кто должен управлять этими процессами? Роль тренера может либо усиливаться, либо, наоборот, ослабевать. Главное, чтобы процесс был управляемым. «ФУТБОЛ» №19 – 2006 г.

«Качество общения, разговоры, постановка разговоров, подходы к человеку – всё это очень важно для тренера. Тренер, на мой взгляд, не может быть просто специалистом. Он обязательно должен быть педагогом. В этом случае степень его воздействия на футболиста заметно увеличивается. Тренер должен не только изложить тренировочную программу, но и убедить футболиста в её правильности, в необходимости выполнения, заставить поверить в неё и выполнять осознанно».

«Мастер мотивации» ВИЛЬЯМ А.ВАРД:

«Прося, добиваешься больших результатов, чем приказывая. Приказы подталкивают и ограничивают. Они унижают других. Они указывают. Просьбы придают человеку сил и энергии. Это скорее ожидание, чем указание».

О.Блохин (о футболистах анализирующих слова тренера и тех, кто выполняет установку не задумываясь): «В любой команде, безусловно, есть и одни и другие. Проще, конечно, со вторыми, но продуктивнее – с первыми».

А.В.Тарасов: «…тренер, если он хочет выигрывать не только сегодня, но и в грядущем, должен уметь убеждать».

МАЙК КИНЭН (тренер по хоккею): «Чем тяжелей у игрока характер, тем легче с ним работать».

Ф.Трусье: «Тренерское ремесло – сплошная политика санкций, надо говорить одному «Ты будешь играть», другому: «Ты не будешь». Тренерский выбор – это уже для кого-то наказание. Но карать грубым словом, действием – никогда. Игроки – это львы, которых надо дрессировать так, чтобы был положительный результат. Ты входишь в клетку к одиннадцати львам, один из них – вожак, и я ему говорю: поставь лапу вот так, открой пасть, я туда положу голову, и если ты её откусишь – увидишь, что с тобой сделают. Лев может меня съесть, но во время представления он этого не сделает. Правда, если назавтра я этого же льва встречу в лесу, может и съест. Нужен компромисс между свободой уверенно выражать свои мысли на поле и способностью делать это вместе».

Слова Ф.Беккенбауэра о краткости указаний….

Дж.Биркиншоу и др: «Молчание – это в значительной степени проявление определённой культуры». 126

Молчание само по себе ещё и одно из качеств лидера. Если пользоваться им умно, оно даёт ряд преимуществ:

- Молчание даёт возможность говорить другим;

- Молчание подчёркивает сказанное;

- Молчание повышает эффективность невербального общения.

Эрикссон, возможно, не много говорит во время тренировок или матча, но он не бездействует – он смотрит и слушает, улавливая невербальные сигналы».128

Дж.Адаир: «Для осуществления руководящих функций нужна двусторонняя связь. Это предполагает умение говорить и слушать. Руководители, умеющие слушать, встречаются довольно редко. Чтобы делать это хорошо, вы должны не просто воспринимать обращённую к вам речь, но и стараться уловить чувства вашего собеседника. Слушайте не только ушами, но и глазами, так как большое количество информации передаётся с помощью невербальных средств общения».

А.Павленко(о С.Юране): «Не зря говорят: характер тренера – характер команды. Именно сумасшедший настрой, энергия тренера, его вера в ребят заставляли выкладываться в каждом матче». С-Э 24.11.2007

- эмпатия

Эмпатия- способность человека проникаться, эмоционально отзываться на переживания другого человека, сопереживать ему. (Т.П.Гаврилова, 1981, А.Э.Штейнмец, 1983)

В русском языке существует синоним этого слова – отзывчивость.

Эмпатия – способность отождествлять себя с игроками команды и смотреть на мир их глазами». (Дж.Биркиншоу и др. «Команда победителей)

В.Лобановский: «Тренер должен свято помнить, не забывать ни на миг, что работает с людьми, которые в значительной степени делают из него тренера. А люди, в отличие от роботов, имеют душу, часто довольно ранимую, иногда – строптивую. Тренер, безусловно, должен досконально разбираться в футбольном деле, но это одна сторона медали. Другая – тренер обязан одинаково хорошо понимать и душу игры, и душу людей».

Л.Ван Галл: «На первом месте всегда должна стоять личность игрока. Я воспринимаю его не просто как футболиста, а как человека. Это очень важно, так как футбол – командная игра. Каждый играет в команде и на команду».

«Нельзя забывать о личной жизни футболиста. Когда в его ближайшем окружении всё в порядке, он играет лучше. Нужно ежедневно общаться с футболистами, в том числе наедине, и говорить не только о футболе. Иных подходов не приемлю. Я верю, что больших целей можно достичь только за счёт гармонии, взаимопонимания. В конфликтной обстановке, приближенной к боевой, этого не получится». «С-Э» 11.10.05г.

. «Рождённые выигрывать»: «Выслушать другого – один из самых прекрасных контактов, который один человек может дать другому. Наиболее действенное выслушивание подразумевает полную концентрацию внимания на собеседнике – умение, которому можно научиться. Такое общение является адекватным, когда один человек испытывает сильное волнение и нуждается в том, чтобы его выслушали, а не поучали».60, 62

Дж.Адаир: «Действенный коммуникатор должен также быть хорошим слушателем. Сейчас нам на всех уровнях нужны руководители, умеющие слушать – лидеры, искренне открытые для новых идей и методов действий. Хороший слушатель – это не тот, кто всем своим видом показывает, что слушает, то есть кивает головой или подает знаки, что понимает собеседника. Руководитель, умеющий хорошо слушать, задаёт вопросы, чтобы прояснить информацию и проверить её обоснованность».

А.Каряка (о Г.Гаджиеве): «Да, у нас тут тоже есть свой совет игроков, который заседает перед каждой игрой и обсуждает с тренером некоторые вопросы. Гаджиев всё время советуется, но последнее слово всё равно остаётся за ним. Бывает, что наше мнение совпадает с тренерским, бывает, что нет. Но это нормальное рабочее явление. Главное, что нам доверяют».

- искренность;

Д.Адаир: «Чем правдивее вы будете рассказывать о ситуации, тем больше людей будут доверять и поддерживать вас. Правда - лучший связной».

«Рождённые выигрывать»: «Искренность возникает в редкие моменты человеческих взаимоотношений, вызывая чувство нежности, понимания и привязанности. Искренность включает в себя подлинный интерес к человеку».74

«Деятельность и искренность, дающие положительные контакты, отличают Выигрывающих».

Херб Келлехер.: «Ваше отношение к людям должно идти от сердца. Именно это придаёт отношениям смысл, искренность, обеспечивает мотивацию».

- юмор;

Д.Адаир: «Беспокойство можно уподобить электричеству: попадая в поле юмора, оно благополучно заземляется. В трудной ситуации люди склонны смеяться, чтобы снять напряжение, и шутка лидера – или другого члена его команды – не обязательно должна быть первоклассной».

- чувство сопричастности.

Опытный тренер сознательно формирует у своих подопечных чувство сопричастности к делам команды

Когда игроки на скамейке запасных будут в это же время всей душой стремиться быть на поле вместе со своими товарищами, тогда можно говорить, что у вас сформировалась команда, способная побеждать. Такое чувство возникает у спортсмена, когда он уверен, что от него, как и от его товарищей во многом зависит исход поединка. Не случайно директор ливерпульской академии футбола Стив Хейвей утверждает: «Для меня меньшая степень преданности означает меньшие результаты». Когда футболисты осознают свою принадлежность к единому целому и понимают, что от каждого из них зависит успех или неуспех команды то, можно говорить, у этих людей есть предпосылки для решения серьёзных задач.Голландец Рональд Куман считает, что: «Для футболистов главное - проникнуться мыслью о том, что важнее клуба нет ничего. Игрок как личность не может считать себя значительнее команды, за которую выступает. Команда - всегда на первом месте».

Существенное значение при формировании у игроков чувства сопричастности имеет ношение ими единой клубной экипировки.

Монтгомери: «Я сделал солдат своими партнёрами в сражении. Всегда говорил им, что собираюсь делать, и чего ждал от них. Думаю, солдаты чувствовали, что от них многое зависело, свою принадлежность к единому целому».(Адаир)

СТИВ ХЭЙВЕЙ: «Для меня меньшая степень преданности означает меньшие результаты».

Дж.Адаир: «Результат хороших связей в организациях – и по вертикали, и по горизонтали – то, что каждый человек ощущает свою важность в выполнении общей задачи».

- эмоциональный интеллект

Первая задача тренера – создать на поле во время тренировки обстановку, в которой футболисты смогут ощущать радость и удовольствие от совместной деятельности. Определяющими в этом будут:

- качество тренировочного процесса;

- его целенаправленность;

- доброжелательность, позитивные эмоции;

- уверенность в своих силах;

У тренера может быть любой стиль руководства, в том числе и диктаторский, но он должен и улыбаться и шутить и поддерживать своих подопечных. Наставнику надо уметь выражать позитивные эмоции, эмоционально тратиться

Эмоциональный интеллект- способность воспринимать чужие и собственные эмоции как ценные сигналы, управлять эмоциональными потоками и собственной мотивацией с целью повышения индивидуальной эффективности и эффективности организации.

Эмоциональная среда организации – это эмоции и эмоциональные отношения, которые возникают у людей в процессе работы в организации. Эмоции и эмоциональные отношения имеют энергетическое, ценностное, информационное и мотивирующее значение, поэтому их можно рассматривать как ресурсы. Для того, чтобы эти ресурсы работали, необходимо управлять ими. Мыслям, не базирующимся на эмоциональной основе, очень сложно придавать четкое направление. Эмоциональный менеджмент – управление эмоциональными ресурсами организации с целью повышения её эффективности.

В.И.Вернадский: «Разум не является формой энергии, а производит действия, как будто ей отвечающие». (Др.Русь и вел степь» 254)

Дэниэл Гоулмен: « Эмоциональный интеллект – это ключевой компонент эффективного лидерства. Пять компонентов эмоционального интеллекта: самоанализ, саморегуляция, мотивация, эмпатия и умение общаться».

Г.Мондзолевский (волейбол): «Главная проблема «Динамо» - психологическая. Очень часто его лидерам не хватает эмоций, жажды борьбы, которые отличали, допустим, ЦСКА моего времени. Мы выходили на площадку играть, а нынешние динамовские звёзды идут на неё, как на работу». «С-Э» 28.03.2007 г.

Ф.Трусье: «Выдающиеся тренеры наших дней, Капелло, Ван Гаал, Купер, Липпи – диктаторы. Но когда нужно и улыбаются и шутят. Будь диктатором, но улыбайся, заряжай

игроков позитивной энергией».

Дж.Адаир: «Лидер, сообщающий информацию, должен не просто говорить; своими словами он должен возбуждать в людях энтузиазм. Ему не нужно передавать им собственную энергию, он должен высвободить ту, что скрыта в них».

«Мудрый руководитель всегда воспользуется возможностью лично пообщаться с ключевыми группами сотрудников, чтобы передать им свою энергетику. Он всегда даст почувствовать их важность не только представителям нижестоящего управленческого уровня, но и самому мелкому служащему».

Верищагин: «Мысли не имеющие эмоционального подтекста, практически невозможно точно направить. Наши эмоции, активированные значимостью цели, являются осью, стержнем, удерживающим всю конструкцию мысли».

«Сознание всегда движется от отрицательных эмоций к положительным».

«Самая благая мысль, самая гениальная идея обречена на то, чтобы умереть не осуществившись, если она не попадает в эмоциональное поле. Люди не стали бы ничего делать, не стали бы заниматься наукой, производством, искусством, если бы их не влёк вперёд эмоциональный вектор от станции «плохо» к станции «хорошо».

«Эмоция – это предпосылка начала следующего действия. Все техники и методы бессмысленны, если к ним не прилагается необходимый эмоциональный контекст».

«Одухотворённое тело – одухотворённое сознание».

«У обычного человека в сознании преобладает логика. Функция логического ума – расщеплять и анализировать. Человек ощущает себя счастливым только в процессе соединения и синтеза. Любой анализ имеет смысл лишь как ступень к последующему синтезу, а не как самоцель».

-вера

Больше доверия – больше спрос.

Ю.Клещёв: «Управляемость команды основана на вере игроков в действия тренера понятные каждому игроку. Тогда даже при поражении команды они не вызовут сомнений и отрицательной реакции нив ходе игры, ни после неё». 57

А.БУБНОВ: «Вера в руководителя, его удачливость – весьма действенный психологический фактор». «ССФ» №33 2006 г.

В.Алексеев: «Каким бы недоступным ни казался рекорд, который вы собираетесь побить, нужно верить в возможность этого. Тогда вы постоянно будете искать новые пути, новые методы».

- наставление

А.Коглер:

«Наставление считается самым эффективным способом передачи мысли».

Донесение идеи или мысли другому человеку происходит обычно в процессе диалога. Другим путём передачи мысли является наставление. Наша задача состоит в том, чтобы донести мысль наиболее действенным образом. Вы можете сделать диалог более эффективным. Если будете строить короткие предложения и использовать не более трёх предложений. Помните, что внимание вашего партнёра имеет свой предел. Как правило, он уделяет внимание вашим первым предложениям, после чего начинает задумываться над ответом. Разговор, построенный из коротких предложений, не более двух-трёх за один раз, обеспечивает быстрое и адекватное восприятие друг друга».

«Когда мы переходим в изменённое состояние сознания, активность мозга уменьшается, область фокусировки внимания становится более узкой, и мы с большей лёгкостью обращаем внимание на наставления и легче их воспринимаем».

Д-р Михаэль Бен-Менахем предлагает использовать положительные события в прошлом как основу для создания наставлений. Это особенно может помочь людям с заниженной самооценкой. Такой метод использует прошлые положительные события для создания наставления, для усиления уверенности в себе и самоуважения».

А.БУБНОВ: «Если наставник для футболиста безоговорочный авторитет, то установка на матч имеет эффект зомбирования».

«Вера в руководителя, его удачливость – весьма действенный психологический фактор». «ССФ» №33 2006 г.

Дж.Биркиншоу и др: «Эрикссон налаживает связи с людьми. Ему не нужно произносить пылких речей. Всего несколько слов. Одна минута. Личные отношения с человеком лучше долгих речей, которые никто не слушает».

Акимов, Клименко: Мысль – конечна, предметна и неотделима от своего источника. Она конкретна в отличие от пред-мысли, которая расплывчата, многозначна, послушно принимает удобные слушателю формы. Тем и привлекательна для слушателя пред-мысль, что для него она является катализатором направления собственного мыслительного процесса. Потому и нравится человек на уровне чувств, что чужую пред-мысль легко и приятно додумать. До чего? До собственной пред-мысли. Если вы хотите найти с другим человеком взаимопонимание – переходите на язык пред-мыслей.

Сунь-Цзы: «Если слова команды не ясны, если подчинённые не могут полностью понять их, виноват генерал».

Э.Мессина: «Моя тренерская философия основана на том, что тренер не должен говорить

очень много. Наставнику необходимо воодушевлять игроков собственным примером».

-традиции клуба.

ИГОРЬ ГОРБАЧЁВ: «Традиция – это не поклонение пеплу, а сохранение огня».

По Честеру Бернарду: Ценность в отношениях между людьми и в «стенах» организации, в которой они работают, создаётся со временем. Когда люди работают вместе, они начинают осознавать слабые и сильные стороны друг друга, понимают коллег с полуслова и знают, что их стимулирует, а что расстраивает.155

«В Ливерпуле царила культура «раздевалки» - тренеров-старожилов, работающих с Бобом Пейсли и устанавливавших стандарты клуба. В "Ипсвиче» господствовала культура маленького клуба, борющегося за успех, но имеющего при этом чёткое представление о том, как нужно играть. Что интересно, впоследствии оба клуба потеряли направление. «Ливерпуль» забыл ценности boot room (раздевалка), а из «Ипсвича» выветрились преданность клубу и щегольство в игре. Как только были назначены тренерами люди, уважающие традиции клуба, - Жерар Улье в «Ливерпуле» и Джордж Берли в «Ипсвиче» - клубы ожили и вернули утраченное».156

«Работа Эрикссона сводится к двум вещам: отбору подходящих игроков и созданию духа или культуры, которая позволила бы этим игрокам показать всё, на что они способны как члены команды». 156

1. Селекция. Комплектование команды. Подбор персонала.

- подбор игроков

А.Венгер: «Без должной мотивации и ума, практического ума, игровой интеллигентности, сегодня не возможно сделать большую карьеру. Игру великих команд определяют великие умы».

А.Биба (о В.Д.Соловьёве): «Он всегда заботился о том, чтобы его подопечные были людьми грамотными, гармонично развитыми. Был уверен: без интеллекта на футбольном поле ничего не добьёшься». «С-Э» 02.11.2007 г.

К.Бесков: «В первую очередь меня волнует понимание игры, если можно так сказать, глубина чувства к футболу. Важна голова, а не габариты, природная быстрота и техника могут с лихвой компенсировать отсутствие атлетических качеств. А вот отсутствие человеческих качеств компенсировать сложно. Для успеха нужны характер, привычка к самодисциплине, фанатичное стремление к цели. Только тогда мы вместе дойдём до неё».

«Больше всего в футболе я люблю трудолюбивых, талантливых игроков. Понимаю, что не все из них могут вот так же из года в год «тянуть лямку», не сбиваясь с пути. Понимаю, но, если сбиваются и приносят вред коллективу, приходится с ними расставаться. Чем способнее игрок, тем выше должны быть его требования к себе. Я предпочитаю работать со звёздами, которые выполняют указания тренера». «Чтобы создать слаженный, боеспособный ансамбль, необходимо перво-наперво найти одаренных игроков, а вслед за этим расставить их на поле на таких позициях, где бы они могли стопроцентно реализовать себя с максимальной пользой для команды».

Ю.СЁМИН: «Надо чтобы селекционная служба в первую очередь видела: потенциальный новичок – это мотивированный игрок или нет. Не мотивированные игроки, какого бы уровня они не были, могут принести только вред».

Э.Мессина: «Когда занимаешься таким важным делом как селекция, необходимо учитывать не только игровые, но и человеческие качества баскетболиста. Причём второй компонент не менее важен, чем первый».

Р.Рахимов(о селекции): «Перед покупкой игроков я их просматриваю, поскольку нам важно увидеть не только уровень мастерства, но и коммуникабельность, умение общаться с людьми. Есть футболисты хорошие, но они сами по себе. Мы себе это позволить не можем – если у нас будут пять таких «мастеров», команда развалится».

В.Лобановский: « Единомышленники нужны в любом коллективном предприятии. А в футболе, где буквально каждое движение души и перемещение по полю отдельно взятого футболиста влияют на содержание игры команды, успех не придёт, если игроки не уважают друг друга или подозревают партнёра в чём-то непростительном. Создать коллектив спортсменов, близких по духу, устремлениям, пониманию футбола, первейшая задача тренера».

«Принципы отбора игроков предельно просты и в то же время весьма сложны. Определяются основные направления развития игры и обязательные для их осуществления требования. Исходя из них, строится модель игрока, в основу которой лично я заложил бы в первую очередь высокие морально-волевые качества, склонность игрока к универсальности действий и потенциальные функциональные возможности. Далее остановка за практическим воплощением тренером своих идей». Сов. спорт 30.01.1983г.

С.Л.Менотти: «Единственным критерием в футболе для оценки новичка может быть лишь талант, что нельзя зара

Наши рекомендации