Организация, виды контроля и методы медико-биологического
обследования по годам подготовки в волейболе
1. Этап начальной подготовки (от 1 года до 3 лет) в волейболе с 9 лет. Зачисление в группы начальной подготовки (1 год обучения) проводится на основании заключения о состоянии здоровья от специалистов по лечебной физкультуре и спортивной медицине амбулаторно – поликлинических (соответствии с приказом Минздравсоцразвития России № 613Н от 9 августа 2010 г.) учреждений, врачебно-физкультурных диспансеров или центров лечебной физкультуры и спортивной медицины.
Занимающихся в группах начальной подготовки (2 и 3-ий год обучения) проводится в отделения и кабинетах спортивной медицины амбулаторно-поликлинических отделениях и врачебно-физкультурных диспансеров.
Методы обследования:
– сбор анамнеза жизни и спортивного анамнеза;
– осмотр специалиста по лечебной физкультуре и спортивной медицине;
– уровень физического развития;
– уровень полового созревания;
– осмотр врачей-специалистов: травматолога–ортопеда, хирурга, невролога, отоларинголога, офтальмолога, кардиолога, акушера-гинеколога, и других врачей специалистов в соответствии с медицинскими показаниями;
– исследование электрокардиографических показателей, в том числе с нагрузочными пробами;
– эхокардиологические исследования, в том числе с нагрузкой;
– рентгенография органов грудной клетки;
– клинический анализ крови и мочи.
По результатам медико-биологического обследования определяется:
– допуск к тренировочным занятиям и соревнованиям по состоянию здоровья;
– оценка функционального состояния (хорошее, вполне удовлетворительное, удовлетворительное, недостаточное);
– даются рекомендации по тренировочному процессу (в полном объеме по плану подготовки, по коррекции нагрузок, по ограничению объема нагрузок).
Спортсмены с недостаточным уровнем функционального состояния подлежат дополнительному обследованию не реже 1 раза в 3 месяца.
2. Тренировочный этап (спортивной специализации) (3—5 лет занятий спортом) в волейболе.
На тренировочном этапе (спортивной специализации) спортсмены не менее двух раз в год проходят медико-биологическое обследование по программе УМО, которая определяется с учетом жалоб, анамнеза жизни, спортивного анамнеза, возраста, направленности тренировочного процесса и уровня квалификации спортсмена.
На этом этапе определяются:
– наличие заболеваний и патологических состояний, препятствующих занятию спортом;
– определения факторов риска возникновения патологических состояний;
– уровень полового созревания;
– особенности физического развития с учетом занятий волейболом и этапом подготовки;
– уровень функционального состояния;
– рекомендации по поддержанию уровня здоровья спортсмена;
– рекомендации по коррекции тренировочного процесса в зависимости от выявленных нарушений.
3. Этап совершенствования спортивного мастерства (более 5 лет
занятий спортом) в волейболе.
Целью медико-биологического обследования резервного состава детского юношеского спорта по программе УМО, проводимого два раза в год, – получение наиболее полной и всесторонней информации о физическом развитии, оценке состояния здоровья, функциональном состоянии спортсменов и показателях физической работоспособности.
Программа медико-биологического обследования включает:
– консультацию врача по спортивной медицине и лечебной физкультуре.
– сбор врачебного и спортивного анамнеза;
– антропометрическое обследование с измерением мышечной и жировой массы тела;
– наружный осмотр;
– консультации врачей-специалистов: кардиолога, терапевта, хирурга, травматолога-ортопеда, невролога, стоматолога, отоларинголога, офтальмолога, акушера-гинеколога, дерматолога, эндокринолога, уролога. При необходимости привлекаются врачи других специалистов;
– функционально-диагностическое обследование: артериальное давление (AD), электрокардиограмма (ЭКГ), рентгенография или флюорография;
– УЗИ внутренних органов (печень, желчевыводящие пути, почки, поджелудочковая железа, щитовидная железа);
– ультразвуковое исследование сердца;
– суточное холтерское мониторирование по показаниям;
– тестирование физической работоспособности с проведением газоанализа в велоэргометрическом тесте, бег на тредбане с субмаксимальной или максимальной нагрузкой.
На основании проведенных обследований определяются:
– оценка состояния здоровья и определение наличия заболеваний и патологических состояний препятствующих занятию волейболом в полном объеме;
– оценка уровня функционального состояния организма с учетом данных о состоянии здоровья и факторов риска;
– разработка рекомендаций по коррекции индивидуальных планов подготовки, и поддержанию уровня здоровья;
– назначение индивидуальных реабилитационных и восстановительных мероприятий, особенностей выявленных в оценке состояния здоровья и показателях адаптации организма к нагрузке.
По медицинским показателям для спортсменов-волейболистов проводятся дополнительные методы исследования:
– исследование полей зрения;
– исследование глазного дня и внутриглазного давления;
– координационные тесты.
Для уточнения диагноза проводятся:
– магнито-резонансная томография;
– компьютерная томография;
– определение подвижности мышц позвоночника, включающая тестирование различных отделов позвоночника в трехмерной системе оценок.
Дополнительная клинико-биохимическая программа УМО определяется медицинскими показаниями по результатам УМО.
Программа включает клинический анализ крови и мочи:
– показатели кислород-транспортного обеспечения (Hb, эритроциты, гематокрит, железо, ферритин – по показаниям);
– показатели метаболизма (КФК (креатинфосфокиназа), АСТ (аспартатаминотрансфераза), АЛТ (аланинаминотрансфераза);
– показатели гормонов щитовидной железы, тестостерон, кортизол;
– показатели минерального обмена (Mg (магний), K (калий), Ca (кальций), Ph (фосфор);
– показатели мочевины крови, содержание общего белка в крови.
3.2. Зачетные требования и переводные нормативы
Все этапы обучения
Волейбол
Физическое развитие. Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений.
Физическая подготовка.
1.Бег 30м. Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий («стойка волейболиста»).
2.Бег 30м: 5x6 м. На расстоянии 6 м чертятся две линии - стартовая и контрольная. По зрительному сигналу волейболист бежит, преодолевая расстояние 6 м пять раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
3.Бег 92 м в пределах границ волейбольной площадки. На волейбольной площадке расположить 7 утяжеленных (1 кг) мячей. Мячи № 1-6 находятся на боковых линиях на расстоянии 3, 6 и 9 метров от лицевой линии, мяч № 7 на середине лицевой линии. Волейболист располагается за лицевой линией рядом с мячом № 7. По сигналу он начинает бег, касаясь мячей поочередно(№ 1, 2, 3, 4, 5, 6), каждый раз возвращаясь и касаясь мяча на лицевой линии (№ 7). Время фиксируется секундомером.
4.Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами. Для этой цели применяется приспособление конструкции В.М. Абалакова «Косой экран» или другие, позволяющие измерить высоту подъема общего центра тяжести при прыжке вверх. Нельзя отталкиваться и приземляться за пределами квадрата 50x50 см. Число попыток - три. Учитывается лучший результат. При проведении испытания должны соблюдаться единые требования (точка отсчета при положении стоя на всей ступне, при прыжке с места - со
взмахом рук). Из трех попыток учитывается лучший результат.
5.Прыжок в длину с места. Выполняется толчком двух ног без напрыгивания. Носки стоп находятся вплотную перед контрольной линией. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток учитывается лучший результат.
6.Метание утяжеленного мяча массой I кг из-за головы двумя руками.
Метание с места. Испытуемый стоит у линии, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх, производится замах вверх назад за голову и тут же сразу бросок вперед. Метание сидя. При этом плечи должны быть на уровне линии отсчета (а не ступни ног). Даются три попытки в каждом виде метания. Учитывается лучший результат.
Техническая подготовка
1. Испытания на точность передачи мяча сверху двумя руками.
Передачи выполняется с собственного подбрасывания мяча. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественный результат: устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи - рейки, цветные ленты, обручи, наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зону 4 расстояние передачи 3-3,5 м, высота ограничителей 3 м, расстояние от сетки не более 1,5м. Если устанавливаются мишени (обручи) их высота над сеткой 30-40 см, расстояние от боковой линии 1 м и 20-30 см от сетки. При передаче из зоны 2 в зону 4 расстояние передачи 5-6 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток: учитываются количество передач, отвечающих требованиям в
испытании, а также качество исполнения передачи (передача с нарушением правил игры не засчитывается).
2. Испытания в передачах мяча сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование). Учащийся располагается на расстоянии 3 м от стены, на высоте 4 м на стене делается контрольная линия - надо стремиться выдерживать расстояние от стены и высоту передач. Учащийся подбрасывает мяч над собой и передачей направляет его в стену,
выполняет передачу над собой и поворачивается на 180° (спиной к стене), выполняет передачу, стоя спиной, поворачивается кругом, выполняет передачу, стоя лицом к стене и т.д. Передачи, стоя лицом над собой и стоя спиной, составляют одну серию. Учитывается максимальное количество серий. Устанавливается минимальное число серий для каждого года обучения.
3. Испытания на точность подач мяча. Основные требования: при качественном техническом исполнении заданного способа подачи направлять мяч в определенном направлении - в определенную зону площадки. Эти зоны следующие: правая (левая) половина площадки, зона 4-5 (1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4 (1-2) размером 6x2 м, в зоне 6 у лицевой линии размером 3x3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
4. Испытания на точность выполнения нападающих ударов. Выполняются после передачи партнера или тренера. Требования в этих испытаниях сводятся к тому, чтобы качественно в техническом исполнении произвести тот или иной нападающий удар, чтобы волейболисты могли достаточно сильно направить мяч в определенную зону. При ударах из зоны 4 в зоны 4-5 площадь попадания ограничивается лицевой, боковой линиями
и линией нападения, на расстоянии 3 м от боковой. При ударах с переводом площадь ограничена боковой линией и линией, параллельной ей на расстоянии 2 м. Если удар из зоны 4, то в зонах 1-2, при ударах из зоны 2 – в зонах 4-5. Каждый учащийся должен выполнить 5 попыток.
5.Испытания на точность выполнения приема мяча с подачи снизу или сверху двумя руками. Испытания преследуют цель определить степень владения навыками приема подачи. Выполняется подача, нацеленная в зону, где расположен испытуемый. Только при этом условии попытки идут в зачет. При наличии специального тренажера мяч посылается с его помощью. Принимая мяч в зоне 6 (5), волейболист должен направить его через ленту, натянутую на расстоянии 1,5 м от сетки и на высоте 3 м, в зону 3 или 2. Если мяч выйдет за пределы указанной зоны или заденет сетку, то такая попытка
не засчитывается. Вместо ленты можно установить рейку. Очень хорошо установить на площадке обод диаметром 2 м на высоте 1,5 м, который и будет служить мишенью. Каждому учащемуся дается 5 попыток, для 15-16 лет - 8. Подачи в группах начальной подготовки нижние, с 12-14 лет - верхние, в 15-16 лет - планирующие. Учитываются количество попаданий и качество выполнения.
6. Испытания в блокировании. При одиночном блокировании учащийся располагается в зоне 3 и в момент передачи на нападающий удар перемещается в соответствующую зону для постановки блока. Направление нападающего удара известно (по ходу, по линии), высота передачи на удар тоже. Дается 5 попыток каждому волейболисту.
Тактическая подготовка.
1. Действия при второй передаче, стоя и в прыжке. Расположение испытуемого в зоне 3 (или на границе с зоной 3). Сигналом служат: зажигание ламп за сеткой (на сетке), положение рук тренера (спортсмена) за сеткой, звуковой сигнал (команда, свисток). Мяч первой передачей (тренажер или игрок) направляется из глубины площадки к сетке. Сигнал подается в тот момент, когда мяч начинает опускаться вниз. Задания
следуют в различном порядке. Даются 6 попыток (примерно поровну в каждую зону). Учитываются количество правильно выполненных заданий и точность передачи с соблюдением правил игры.
2. Действия при нападающих ударах. Нападающий удар или «скидка» (передача через сетку в прыжке) в зависимости от того, поставлен «блок» или нет. Блок имитируется специальными приспособлениями (типа «механический блок» и др.). «Блокировать» может партнер, стоя на тумбе (скамейке). «Блок» появляется во время отталкивания нападающего при прыжке. Учитываются количество правильно выполненных заданий и точность полета мяча.
3. Командные действия в нападении. В этих испытаниях выявляется умение учащихся взаимодействовать в составе команды. Содержание испытаний составляют действия: прием подачи, вторая передача игроком линии нападения или выходящим с задней линии к сетке и нападающий удар одним из волейболистов, другие выполняют имитацию удара, скрестные перемещения в зонах и др. (по заданию). Характер взаимодействий и условия испытаний представлены в оценочной таблице. Даются 6 попыток.
4. Действия при одиночном блокировании. Основное требование в испытаниях - выявить умение в блокировании: выбор места, своевременная постановка рук на пути мяча. Надо определить зону, откуда будет произведен нападающий удар (четвертая, третья или вторая), направление удара - по диагонали. Дается по 10 попыток в каждом испытании (примерно поровну по видам задания). Учитываются количество правильно
выполненных заданий и качество блокирования (техническое исполнение).
5. Командные действия в защите. Основные требования – командные действия при построении защиты по системе «углом вперед» и «углом назад». Нападающая команда чередует действия в нападении: удары из различных зон и в разных направлениях, обманные удары и «скидки». Даются 10 попыток в двух расстановках, после 5 попыток игроки передней и задней линий меняются местами. Учитываются количество правильно
выполненных действий и ошибки.
Интегральная подготовка.
1. Упражнения на переключение в выполнении технических приемов. Первое: нападающий удар - блокирование. Волейболист в зоне 4 (3,2) выполняет удар с собственного подбрасывания или с передачи партнера в определенном направлении, затем блокирует известные ему способы и направление нападающего удара. Один удар и одна постановка блока составляют серию. Учитываются точность нападающего удара и качество блокирования. Второе: блокирование - вторая передача. Игрок блокирует в
зоне 3 нападающий удар из зоны 4 в диагональном направлении, после чего выполняет вторую передачу в зону 4 или 2 (стоя спиной) - по заданию, снова блокирует. Учитывается качество блокирования и второй передачи. Третье: прием мяча снизу двумя руками - верхняя передача. Волейболист в зоне 2 принимает мяч от скидки из зоны 4 и после этого выполняет верхнюю передачу в зону 4. Учитываются качество приема и точность передачи. В каждом задании необходимо выполнить определенное количество серий.
2. Упражнения на переключение в тактических действиях. Испытания направлены на то, чтобы выявить умение учащихся перестраивать свои действия в соответствии с требованиями. Даются два упражнения. Первое: игроки располагаются в защитной позиции: три у сетки - для блокирования, три - на задней линии. Из зоны 1 игрок выполняет подачу, после чего с противоположной стороны игроки выполняют удары из зон 4 и 2 в диагональном направлении (с передачи из зоны 3), затем по команде
«доигровка» бросают мяч через сетку со стороны «нападающих». Защищающиеся принимают мяч и первой передачей направляют его игроку задней линии, который выходит к сетке (из зоны 1 или 5) и выполняет вторую передачу кому-либо из трех игроков передней линии. После трех ударов подряд снова блокирование. Выполняются 3 серии, затем линии меняются местами, еще 3 серии: одна подача, два блокирования и три удара в одной серии. Учитываются правильность выполнения действий и техническое качество исполнения. Второе - после приема подачи команда разыгрывает мяч в нападении, после чего выполняет защитные действия (блокирует или страхует). По команде «доигровка» выполняет нападающие удары. Выполняются по три серии в двух расстановках. В одной серии: прием подачи, нападающий удар, два защитных действия, два нападающих удара. Учитываются количество правильно выполненных заданий и ошибки.
3. Определение эффективности игровой деятельности. Эффективность игровых действий волейболистов определяется на основании статистических данных результатов наблюдений в контрольных и официальных матчах. Для этого применяют различные системы записи игр (графически, аудио-видео записи и др.).
На каждого волейболиста должны быть статистические данные контрольных и официальных игр - календарных и контрольных, главным образом в соревновательном периоде.
Успешное решение задач подготовки резервов волейболистов высших разрядов невозможно без соревновательной практики, без участия в соревнованиях. Каждый занимающийся должен участвовать в определенном количестве соревнований. В разделах интегральной подготовки указано количество соревнований (игр) на каждый год в
системе многолетней подготовки. Этот минимум должен быть выполнен каждым волейболистом.
Теоретическая подготовка. Специальные знания систематически проверяются тренером при помощи контрольных бесед во время практических тренировочных занятий, для чего выделяется время (5-10 мин).
Инструкторская и судейская подготовка. Определяется уровень специальных знаний по методике начального обучения навыкам игры в волейбол, методике тренировки, правилам соревнований и их организации. Определяется уровень практических умений и навыков по составлению комплексов упражнений по видам подготовки, проведению отдельных упражнений, частей и всего тренировочного занятия, судейства учебных и
календарных игр, проведения соревнований.
Эта работа осуществляется на практических текущих занятиях, игровых тренировках, контрольных играх и соревнованиях (других команд). Кроме того, проводятся зачетные занятия. Нормативные требования по физическому развитию юных спортсменов, занимающихся волейболом, по общей и специальной физической подготовке, необходимые для зачисления юных спортсменов в группы на различных этапах подготовки (НП, Т(СС), ССМ и ВСМ) приводятся в таблицах № 7-10.
Контрольно-переводные нормативы по технико-тактической, интегральной подготовке и эффективности соревновательных действий юных волейболистов, необходимые для успешных тренировок на этапах НП и Т приводятся в таблице 38, на этапах ССМ и ВСМ – в таблице 39.
Таблица 38