Вычисление среднего квадратичного отклонения
Таблица 3
аi | аi - a | (аi - а)2 |
-4 | ||
-2 | ||
-6 | ||
-1 | ||
Σ 84 |
а = = 19
= = 8.4
Вычисление критерия Крамера – Уэлча
Таблица 4
mn | mn (x-y) | ns2 | ms2 | T |
1385.1 | 159.6 | |||
1108.08 | 28.19 | |||
1323.54 | 33.67 | |||
2267.46 | 57.69 | |||
1751.04 | 44.55 |
Результаты полевого исследования показали, что абсолютно все респонденты могут отличить одно тактическое действие от другого. Это подтверждают данные вычисления критерия Крамера-Уэлча. Если Т ≤ Т критического, то характеристики выборок совпадают (Т критического = 1,96). Меньше всего трудностей выхвали 1,2,4,6,7,8 вопросы. (0≤1,96). Следовательно, разработанная нами программа является эффективной.
Несмотря на это, больше всего проблем вызвал вопрос, который касался «обводок» соперника с изменением скорости движения. Только 60% респондентов справились с данным вопросом. Это связано с тем, что на экране достаточно тяжело увидеть изменение скорости движения.
Второй по сложности оказался вопрос, касающийся «отвлечения» соперника. С этим вопросом справились только 68%. Сложности вызвали те моменты, когда игрок находился без мяча, соответственно был не в центре внимания камер, а внимание юношей было сосредоточено на мяче.
81% респондентов справились с вопросами, которые касались «перехватов», создания численных преимуществ на отдельном участке поля и «обводок» с изменением направления движения. Это связано с тем, что практически все футболисты усвоили в теории и грамотно могут применять на практике данные тактические действия. Респондентам было легко вычленить эти действия из всего огромного арсенала тактических приемов футболистов первого разряда.
99% опрошенных справились с такими тактическими действиями, как противодействие сопернику, удары по воротам, «открывание», «закрывание», противодействие ударам по воротам. Это вызвано тем, что юноши 1995 г.р. занимались в течение полугода по программе, разработанной для развития тактического мышления футболистов первого разряда. Это позволило им повысить уровень своего тактического мышления, благодаря чему респонденты справились с поставленной задачей.
В ходе первенства Москвы, сезона 2012-2013г, команда юношей 1995 г.р., выступающей за «Юность - Москвы Торпедо» стала победителем этого первенства, завоевав первое место. Также, 5 человек из команды были приглашены в сборную Москвы 1995 г.р., для участия в спартакиаде школьников 2013 года.
Выводы
1. Анализ специальной научной литературы и программных материалов, касающихся методов развития тактического мышления футболистов первого разряда позволил заключить, что требуется разработка новых программ, видов и содержания такой работы, поскольку большинство представленных в литературе сведений значительно устарели, либо рассматривают отдельные элементы тактического мышления, не характеризуя его комплексно.
Среди основных психических признаков футболистов выделяют свойства личности, нервной системы, психомоторные качества. Наиболее значимым в структуре психических процессов футболистов является мышление, а котором выделяют наглядность и образность, быстроту и интенсивность, ситуативность, тесную связь с эмоционально-волевой сферой.
В процессе решения технико-тактических задач в соревновательных играх мышление футболистов является с одной стороны, оценочным, а с другой – прогнозирующим (антиципирующим).
2. Теоретический и эмпирический анализ такого профессионально важного качества футболистов, как тактическое мышление, а точнее его структурного компонента – интеллектуальных тактических способностей на примере наглядно-образного мышления – позволяет рассматривать основные компоненты структуры тактического мышления в качестве критериев спортивного отбора.
Тактическую подготовку можно условно подразделить на две взаимосвязанные части: 1. теоретическую подготовку, т. е. усвоение специальных знаний по тактике; 2. практическую подготовку, т.е. овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями, а также развитие творческих способностей игроков.
Ведущее место в тактической подготовке занимают упражнения (индивидуальные, групповые и командные) и двусторонние матчи, контрольные и календарные игры, изучение теории и тактики футбола. Большое значение имеют специальные упражнения для развития быстроты реакции и ориентировки, упражнения на скорость переключения с одних движений (действий) на другие, подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты, упражнения по технике.
3. Разработанная нами программа позволила разнообразить тактическую подготовку футболистов первого разряда, повысить уровень тактического мышления. Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что футболисты, занимающиеся по данной программе, свободно ориентируются в разнообразии тактических действий, могут отличить одно действие от другого и правильно применить его на практике. Данная программа ориентирована на футболистов, имеющих первый спортивный разряд по футболу и занимающиеся в средней общеобразовательной школе со спортивным уклоном.
Практические рекомендации
1. Специалистам футбола в практической работе следует учитывать то, что эффективность выполнения игроками индивидуальных и групповых технико-тактических действий в соревновательных играх связана с индивидуально-типологическими свойствами личности, в том числе со способностями к антиципации.
2. С учетом того, что способности к субъективному прогнозированию в значительной мере определяет эффективность (точность) выполнения различных тактических действий, целесообразно выявлять индивидуальные способности игроков и на этом основании ставить перед ними реально выполнимые игровые задачи, вносить определенные коррективы в построении командной игры, индивидуализировать учебно-тренировочный процесс в разделе тактической подготовки.
3. Оценивание способностей футболистов необходимо производить в плане определения точности прогнозирования игроками своих возможностей успешно выполнить двигательные действия с мячом и без мяча.
4. Для оценки индивидуальных способностей футболистов может использоваться комплекс заданий, разработанных в ходе настоящего исследования, которые позволяют выявить точность прогнозирования игроками собственных физических и технических возможностей, а также точность прогнозирования успешности выполнения действий с мячом и без мяча в игровых ситуациях при наличии соперника.
Список используемой литературы
Основная:
1. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта. - М.: ФиС, 2007.
2. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2008.
3. Коссов А. И. Психомоторное развитие младших школьников (методические разработки). - М., 2009.
4. Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физкультура в школе. -2007.
5. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2009.
Дополнительная:
6. Герасименко А.П. Совершенствование основ технико-тактического мастерства юных футболистов. - Волгоград, ВГАФК, 2002 – 59 с.
7. Глазырина Л.Д. Занятия по физической культуре в старшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания. Мн.: МН Центр, 1995 – 147 с.
8. Годик М.А. Командные, групповые и индивидуальные футбольные упражнения и их соотношение в тренировках юных футболистов / Годик М.А., Шамардин А.И., Халиль И. Теория и практика физ. культуры. - 1995. – с 5-6.
9. Годик М.А., Адель Масуд Омар Саид, Папаев В.Е., Кузьмичев Д.В. Решение тактических задач: контроль и оценка / Футбол: Ежегодник. 1999. М.: Физкультура и спорт, 1999 – 103 с.
10. Годик М.А., Черепанов П.П. Интегральная оценка атакующих действий / Футбол: Ежегодник. 1994. М.: Физкультура и спорт, 1994 – 106 с.
11. Голиус С.Т. Значимость параметров двигательной функции для проявления специальной работоспособности юных спортсменов 7-10 лет /Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). - Харьков, 2003. - 3. - С. 66-74.
12. Голомазов С.В. Теория и методика футбола: Техника игры: Т. 1. - М.: Спорт-Академ-Пресс, 2002 – 209 с.
13. . Дементьев Е.М. Развитие мышечной силы человека в связи с его общим физическим развитием. - М.: МГУ, 1999 – 63 с.
14. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС, 1991 – 256 с.
15. Ефремов В.В. Возрастная физиология. М.: Наука, 2000 – 237 с.
16. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 2000.
17. Зациорский В.М., Булгакова Н.Ж., Рагимов Р.М., Сергиенко Л.П. Проблема спортивной одаренности и отбор в спорте. / Теория и практика физкультуры, 1996, 7, с. 54-66.
18. Зверев Н.Н. Физкультура в школе. М.: Наука, 2000 – 105 с.
19. Калюжная Р.А. Школьная медицина. М.: Медицина, 1998 – 119 с.
20. Коробейник А.В. Футбол: Самоучитель игры. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 110 с.
21. Коробков А.В. Развитие и инволюция функций различных групп мышц человека в онтогенезе. / Вопросы физиологии нервной и мышечной системы. 7, 1990 – 146 с.
22. Коробков А.В. Соотношение средств общей и специальной физической подготовки в системе спортивной тренировки. / Всесоюзная научно-методическая конференция. - М., 1991 200 с.
23. Кук М. 101 упражнение для юных футболистов. Возраст 7-11 лет. - М.: Астрель: АСТ, 2001 – 94 с.
24. Куневич В.Р. Возрастное развитие школьников / Вопросы физиологии нервной и мышечной системы. 7, 1990 – 123 с.
25. Лагода О.О. Новые подходы к диагностике функциональных и структурных нарушений опорно-двигательного аппарата у юных спортсменов / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. – 4 с.
26. Лазарева Л.А. Механизмы адаптации сердечно-сосудистой системы юных футболистов с различными типами кровообращения / Лазарева Л.А., Смолецкая Р.М. / Дети и олимпийское движение. - Новосибирск, 1993 – 181 с.
27. Лазарева Л.А. Типы кровообращения у юных футболистов с различным уровнем биологического созревания / Лазарева Л.А., Смолецкая Р.М. / Тезисы докладов научной конференции по итогам работы за 1992 год / ОГИФК. - Омск, 1993 – 57 с.
28. Лалаков Г.С. Готовим юных футболистов / Физкультурное образование Сибири. - 1995. – 23 с.
29. Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 306 с.
30. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 2005 – 273 с.
31. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / Стресс и тревога в спорте. - М.: ФиС, 1993 – 39 с.
32. Новокщенов И.Н. Основы специальной физической подготовки футболистов различной игровой специализации Волгоград: ВГАФК, 2003 – 156 с.
33. Огородникова, Л.А. Некоторые аспекты понятия «тактическая одарённость» [Текст] / Эффективность образования: история и современность: материалы 60-й международной научной конференции «Чтения Ушинского» 2-3 марта 2006 г. Часть 2. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. – С.146-148.
34. Основы управления подготовкой юных спортсменов. / Под ред. М.Я. Набатниковой. М.: ФиС, 2002 – 105 с.
35. Педагогический словарь. Т. 1, 2. - М.: Наука, 1990 – 362 с.
36. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 7-10 лет. М.: Просвещени, 1996 – 152 с.
37. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. Киев: Высшая школа, 1994 – 183 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1996 – 253 с.
39. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Наука, 2003 – 85 с.
40. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М.: Детская литература, 2001.
41. Спортивные игры и методика преподавания: Учебник для пед. фак. институтов физ. культуры / Под. ред. Портных Ю.И. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ФиС, 1996 – 169 с.
42. Сучилин А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола. Волгоград: ВГАФК, 1997 –
42 с.
43. Теория и методика физического воспитания. / Под. общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. М.: ФиС, 2001 – 254 с.
44. Фарфель В.С. Дискуссия о критериях тренированности. / Теория и практика физкультуры, 1996, 1, 4, 6 с.
45. Фарфель В.С. Физиология спорта. М.: Физкультура и Спорт, 2000 – 193 с.
46. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. М.: ФиС, 2002 – 152 с.
47. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1996 – 96 с.
48. Футбол. Правила соревнований / Международная Федерация футбола. М.: Терра-Спорт, 2000 – 68 с.
49. Футбол. Учебник для институтов физкультуры / Под ред. Казакова П.Н. - М.: ФиС, 1998 – 202 с.
50. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М.: ФиС, 1990 – 257 с.
51. Хрестоматия по детской психологии. / Под ред. Г.В. Бурменской. - М.: Наука, 1996 – 166 с.
52. Чанади Арнад, Футбол. Техника: Пер. с венгерского В.М. Полевикова. М.: Физкультура и спорт, 1998 – 144 с.
53. Чернов К.Л. Материалы 2-й научной конф. по физическому воспитанию школьников. - АПН РСФСР, М., 1994 – 94 с.
54. Чесно Ж.-Л. Футбол. Обучение базовой технике. / Дюрэ Ж., Жан-Люк Чесно, Жерар Дюрэ.- М.: СпортАкадемПресс, 2002 – 104 с.
55. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1994. – 320 с.
56. Шамардин А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов. Волгоград: ВГАФК, 2000 – 153 с.
57. Шмельков И.И. Исследование возрастных изменений выносливости у школьников и обоснование некоторых методов ее развития. - М.: Наука, 1997 – 129 с.
58. Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров. М.: Физкультура и спорт / Под ред. А.П. Лаптева, А.А.Сучилина. М.: ФиС, 1993 – 134 с.
59. Яблоновский И.М. К проблеме возрастного развития методики (методы массового обследования моторики школьников). М.: ЦНИИФК, 1996 – 131 с.
60. Lipovet F.V. Basis Physiology of Exeice. – 1998 – 281 с.
Приложение 1