Программа для развития тактического мышления футболистов первого разряда

Такие упражнения позволяют добиться оптимизации в выполнении таких элементов игры, как:

1. игра без мяча (уход от противника);

2. контроль мяча (удерживание мяча с помощью передач);

3. перевод игры длинным пасом (с целью смены флангов атаки).

Нами был разработан ряд упражнений, которые мы предложили команде юношей 1995 г.р., выступающим за «Юность - Москвы Торпедо» в первенстве Москвы и первенстве России. Мы выбрали именно эту команду потому, что все юноши, выступающие за нее, имеют первый взрослый разряд по футболу. Также команда является призерами первенства Москвы сезона 2012-2013 гг. В связи с этим, на основании полученных данных после эксперимента, мы можем адресовать разработанную нами программу для развития тактического мышления футболистам первого разряда.

Наш эксперимент мы начали 4 сентября 2012 года, на спортивной базе

«Юность - Москвы Торпедо» В ходе тактического занятия, юношам 1995 г.р. был предложен просмотр матча первенства России за 2012 год. После просмотра юношам было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся тактических действий обоих команд. Вопросы представлены в приложение 1. Результаты представлены на рис.2 и в таблице 1:

Программа для развития тактического мышления футболистов первого разряда - student2.ru

Рис.2. Ответы респондентов на предложное экспериментальное задание, проводимое 4 сентября 2012 года.

Вычисление среднего квадратичного отклонения

Таблица 1

аi аi - a i - а)2
-1,9 3,61
-1,9 3,61
0,1 0,01
-1,9 3,61
2,1 4,41
-1,9 3,61
-1,9 3,61
-1,9 3,61
6,1 37,21
3,1 9,61
      Σ 72,9
       

а = Программа для развития тактического мышления футболистов первого разряда - student2.ru = 1,9

Дисперсия показывает, как в среднем вся группа отклоняется от средней арифметической в квадрате.

Программа для развития тактического мышления футболистов первого разряда - student2.ru = Программа для развития тактического мышления футболистов первого разряда - student2.ru = 7,29

Результаты пилотажного исследования показали, что практически все респонденты (78% - 80%) не имеют представления об элементарных тактических действиях игроками на поле. Перед началом просмотра матча респондентам были выданы заранее подготовленные таблицы, для удобства занесения в них результатов просмотра. Респонденты были предупреждены о тех тактических действиях, которые им предстояло увидеть в ходе просмотра матча.

Перед началом эксперимента мы задали вопрос юношам: «Все ли тактические действия нападающих и защитников Вам хорошо известны?». На что был получен ответ, что все предложенные тактические действия команде хорошо знакомы.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что методы, применяемые тренерами для развития тактического мышления у футболистов первого разряда, подобранны не правильно и не несут положительного эффекта для футболистов, имеющих первый взрослый разряд.

Это побудило нас разработать специальную программу для развития тактического мышления у футболистов первого разряда. Основным средством такого развития мы выбрали упражнение. Разработанная нами программа представлена в таблице 2 приложения.

Для того чтобы получить положительный эффект от внедрения разработанной нами программы необходимо соблюдать следующие основные закономерности ведения игры:

1. Использовать атакующий принцип ведения матча. В нападении, в основном, играют три форварда, активно действуя как в центре, так и на флангах.

2. Основополагающей в действиях команд является средняя линия, игроки которой успевают действовать и в обороне, и в атаке.

3. В обороне, как правило, используется комбинированный метод; при этом защитники — и крайние, и центральные — при благоприятной ситуации подключаются к атаке, в частности, при розыгрыше «стандартных положений».

4. Уверенные действия вратарей, хорошо играющих и на линии ворот, и на выходах, быстро, точно и далеко вбрасывающих мяч в поле руками.

Таким образом, в нашем исследовании мы отдаем приоритет командам, умеющим правильно и грамотно организовывать атаки.

Различают следующие атакующие системы:

· системы позиционного нападения;

· системы быстрой контратаки;

· системы комбинированной атаки.

Для выбора использования определенных тактических систем следует исходить из следующих факторов:

· расстановка и перемещение игроков в момент начала, развития и завершения атаки;

· наличие футболистов, спо­собных реализовать ту или иную тактическую систему атаки;

· пространство, на котором начата и развивается атака;

· условия для реализации замысла.

Следующий этап исследования – полевое исследование - мы провели спустя полгода (4 марта 2013 года), после внедрения разработанной нами программы, в тренировочный процесс юношей 1995 г.р.

Тренировки, направленные на развитие тактического мышления проходили 2 раза в неделю, при 6 дневной тренировочной неделе, т.е. 1 раз в микроцикл (три дня тренировок - день отдыха). Тренировки, направленные на развитие тактического мышления проводились во второй день микроцикла. Это способствовало лучшему усвоению материала тактических тренировок и закреплению его в третий день тренировочного микроцикла.

Юношам 1995 г.р., имеющим первый разряд по футболу, был предложен просмотр матча первенства России за 2013 год. После просмотра юношам было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся тактических действий обоих команд. Вопросы были те же, что и в пилотажном исследовании.

Затем нам было необходимо обнаружить различия генеральных совокупностей, из которых извлечены выборки. Для этого мы использовали критерий Крамера-Уэлча. Критерий Крамера-Уэлча имеет прозрачный смысл – разность выборочных средних арифметических для двух выборок делится на естественную оценку среднего квадратического отклонения этой разности. Естественность указанной оценки состоит в том, что неизвестные дисперсии заменены их выборочными оценками. Из многомерной центральной предельной теоремы и из теорем о наследовании сходимости вытекает, что при росте объемов выборок распределение статистики Т Крамера-Уэлча сходится к стандартному нормальному распределению с математическим ожиданием 0 и дисперсией 1.

Результаты полевого исследования представлены в приложении 2, на рис.3 и в таблицах 3,4:

Программа для развития тактического мышления футболистов первого разряда - student2.ru

Рис. 3 Результаты полевого исследования, проводимого 4 марта 2013г

Наши рекомендации