Анализ и обобщение опыта передовой практики и литературных данных
Опыт передовой практики можно изучить путем собственных наблюдений за педагогической деятельностью лучших учителей физической культуры, педагогов-тренеров, опроса и бесед с ними, изучения учебно-спортивной документации, методов обучения, воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной работы с гимнастами.
Литературные источники изучаются до того, как автор приступит к самостоятельному исследованию вопросов, предусмотренных темой научной работы. Это необходимо, чтобы избежать повторения уже решенных вопросов, выявить неясные и спорные стороны проблемы, более четко сформулировать собственную идею, гипотезу и задачи исследования. Нужную литературу можно найти в библиотечных каталогах: алфавитных, систематических и предметных.
Алфавитный каталог раскрывает книжные фонды библиотеки с точки зрения авторской принадлежности книги. По нему можно определить, имеются ли в библиотеке книги (и какие) нужного читателю автора.
Систематический каталог помогает выбрать книгу по отраслям знаний и отдельным вопросам («Философия», «Педагогика», «Физическая культура и спорт», «Психология» и др.).
Предметный каталог позволяет найти книгу по конкретному предмету (гимнастика, спортивные игры, плавание и др.).
Кроме того, нужную книгу можно найти:
в учетно-регистрационной библиографии, где учитывается и регистрируется вся печатная продукция, вышедшая за определенный период, или по отраслям знаний, или по типам изданий (книги, журналы, газеты);
в информационной библиографии, где освещаются новинки отечественной и зарубежной литературы;
в реферативных журналах, в которых помимо библиографического описания подробно излагается содержание переводных статей;
в специальных литературных указателях;
в списках литературы, приводимых в конце книг, журнальных статей;
в перечне опубликованных за год статей, который дается в последних номерах журналов.
При ознакомлении с книгой надо сначала прочитать титульный лист, просмотреть оглавление, из которого можно получить представление о том, какие основные вопросы освещены в этом издании и в какой последовательности расположен материал. После этого надо внимательно познакомиться с предисловием. В нем можно найти предварительные разъяснения о цели написания книги, сведения о порядке размещения в ней материала. Затем следует прочитать заключение, бегло просмотреть всю книгу, останавливаясь на наиболее интересных фрагментах с точки зрения полезности их для исследователя. При таком выборочном чтении целесообразно руководствоваться следующими правилами:
1) для чтения выбираются те главы и параграфы, которые представляют наибольший интерес;
2) особенно внимательно надо относиться к предисловию (введению) и заключению, где автор излагает свой подход к исследуемому вопросу и формулирует выводы;
3) при просмотре отдельных глав и параграфов надо обращать внимание на обобщения, формулировки, на текст, выделенный другим шрифтом.
Ознакомление с литературой расширяет поле зрения исследователя, открывает новые, непредвиденные стороны темы, способствует лучшему пониманию цели и задач и более грамотной разработке плана исследования.
При изучении литературы в первую очередь используются источники последних лет, при необходимости можно углубиться в историю исследуемого вопроса. На каждую прочитанную книгу или статью дается библиографическое описание. Эти данные используются при составлении списка литературы по всей работе.
Конспектировать литературные источники лучше на отдельных листах бумаги стандартного формата, заполняя только одну сторону листа, вторая оставляется для собственных заметок. Авторский текст цитируется и берется в кавычки, при этом обязательно указывается источник (фамилия и инициалы автора, название источника, место издания, наименование издательства, год и страница). Если цитата берется из журнальной или газетной статьи, то указываются автор, название статьи, номер периодического издания, год публикации и страница.
Литературные источники по каждому конкретному вопросу анализируются в хронологической последовательности. Рассматривая работы по теме исследования, нельзя ограничиваться констатацией фактов, необходимо их осмысливать, обобщать и критически оценивать. Из литературы берется только то, что имеет отношение к исследуемому вопросу, что может послужить источником нового фактического материала или позволит сделать теоретические обобщения и вывести новое знание.
Чтение должно будоражить мысли, способствовать рождению новых идей. Пассивное, некритическое чтение, принятие на веру всего прочитанного может подавить индивидуальность самого исследователя.
Желательно изучение иностранной литературы. Это позволит использовать в работе все прогрессивное, что есть в мировой науке по изучаемому вопросу. Облегчить поиски иностранной литературы могут реферативные обзоры и справочники. В них кратко раскрывается содержание той или иной работы.
Педагогическое наблюдение
Наблюдениепредставляет собой целенаправленную констатацию эмпирических фактов. Оно проводится по заранее намечен-
ному плану, которым определяются цель, задачи и порядок наблюдений. Сам исследователь непосредственного участия в учебном процессе не принимает, но обеспечивает объективность наблюдения, Так, одним из примеров наблюдения является прослеживание методики проведения учебных занятий. Для этого исследователь хронометрирует время, отводимое на обучение упражнениям, фиксирует методические приемы и ответные действия на них со стороны обучаемых, количество подходов и время, затраченное на них. На основе собранного материала можно судить о методической подготовленности педагога, о величине психофизиологической нагрузки на занятиях, об эффективности применяемых им методов обучения. Собранный материал обрабатывается, сопоставляется с другими данными и обобщается, что позволяет сделать конкретные выводы и дать практические рекомендации.
Продуктивность наблюдения зависит от методической подготовленности исследователя. Умение наблюдать должны развивать у себя и педагоги по физической культуре. Объектами наблюдения могут быть все стороны учебно-тренировочного процесса по гимнастике: цель и задачи занятий гимнастикой со спортивной направленностью, средства и методы, применяемые при решении оздоровительных, образовательных, воспитательных задач, процесс становления спортивного мастерства, межличностные отношения между педагогом-тренером и гимнастами, психофизиологическая нагрузка на занимающихся в процессе занятий, способности гимнастов и их тренируемость, техничность исполнения гимнастических упражнений и их композиционное построение и др. Выбор объекта наблюдения зависит от задач исследования.
Наблюдение должно иметь четкую программу и способы фиксации результатов. При проведении наблюдения используются следующие способы: протоколирование (словесное описание, графическая фиксация, стенографирование), фотографирование и киносъемка, звукозапись.
Примерный план наблюдения включает следующие позиции:
Задача: изучить методику создания тренером представления о вновь изучаемом упражнении.
Объект наблюдения: обучение гимнастическим упражнениям юных гимнастов 7 — 9 лет.
Предмет наблюдения: методические приемы, используемые при создании предварительного представления о вновь изучаемом упражнении.
Содержание наблюдения: название упражнения в соответствии с требованиями терминологии; показ в соответствии с требованиями принципов дидактики; объяснение техники исполнения упражнения в соответствии с требованиями законов механи-
ки, анатомии, физиологии, психологии и диалектики, доходчивость объяснения для детей данного возраста; опробование изучаемого упражнения в соответствии с возможностями и способностями юных гимнастов.