Индуктивный и дедуктивный методы

Индуктивный метод исследования характеризуется тем, что от знания меньшей степени обобщенности переходят к знанию боль­шей степени обобщенности, иначе говоря, делается заключение от частного к общему. Например, на основании передового опыта практики, литературных данных и фактов, полученных в экспе­риментах, доказывается эффективность экспериментальной ме­тодики развития мышечной силы у гимнастов.

При дедуктивном методе исследования поступают наоборот — от знания большей степени обобщенности идут к знанию мень­шей степени обобщенности. Например, опираясь на второй закон динамики (F= m- атах), делается умозаключение о возможности развития мышечной силы у детей, женщин, у лиц пожилого воз­раста с помощью физических упражнений, при выполнении ко­торых величина отягощений была бы в пределах 20 — 40 — 60% от максимальной силы упражняемых мышц.

Индукция и дедукция тесно связаны между собой, подобно анализу и синтезу.

В исследованиях используют и такие приемы логического пост­роения, как аналогия и классификация.

Аналогия — это логический прием, позволяющий по сходству явлений судить о сходстве причин (механизмов), их обусловливаю­щих. Например, сравнивая упражнения со сложной координацией движений с упражнениями на распределение и переключение вни­мания, можно предположить о наличии у них общих психофизио­логических механизмов. Объективность умозаключений по анало­гии зависит от уровня изученности сопоставляемых явлений, от степени общности механизмов, обусловливающих эти явления, от их существенности, от тесноты связи между данными явлениями.

Классификация — распределение изучаемых явлений по клас­сам согласно сходству между ними. Например, классификация видов гимнастики: оздоровительные, образовательно-развиваю­щие и спортивные виды гимнастики. Классификация основывает­ся на соединении сходного, однородного и разъединении разно­родных явлений. Она служит началом научной исследовательской работы. Без нее невозможны ни приобретение опыта, ни наблю­дение, ни умозаключение.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент — это опытная постановка педа­гогической работы с целью выявления эффективности тех или иных методов, методических приемов, форм обучения, воспитания, оздо­ровления гимнастов, развития их способностей, спортивной трени­ровки и др.

Вэксперименте важно, чтобы предварительно были разработа­ны рабочая гипотеза исследуемого вопроса и подробный план про­ведения эксперимента, который должен строго выполняться. Важно предвидеть и устранить все обстоятельства, которые могут отри­цательно повлиять на ход эксперимента и достоверность его ре­зультатов.

При необходимости в целях проверки и уточнения рабочей гипотезы и отбора частных методик исследования основному экс­перименту может предшествовать предварительный, поисковый.

При постановке эксперимента необходимо уравнять все другие условия, чтобы проследить в «чистом» виде эффективность иссле­дуемых методов обучения, воспитания, спортивной тренировки и др. Это достигается подбором однородного состава эксперимен­тальных групп, обеспечением одинакового режима и условий жизни, проведением всех обследований в одни и те же сроки и время суток, использованием одних и тех же средств и методов педагогического воздействия, кроме исследуемых. При проведе­нии эксперимента в естественных условиях эта задача является наиболее сложной. Чем более уравнены условия, тем меньшее число лиц может принять участие в эксперименте с целью обеспечения достоверности результатов.

В зависимости от задач исследования в эксперименте выделяют опытные и контрольную группы. Последней может и не быть. Так, в нашем примере с развитием мышечной силы у юных гимнастов все группы будут опытными. По полученным результатам в каж­дой группе определяется наиболее эффективный вариант методи­ки.

К педагогическому эксперименту предъявляются следующие основные требования:

1. Методика педагогического эксперимента должна быть вос­производима, чтобы его мог повторить учитель физической куль­туры, педагог-тренер. Тогда можно будет оценить объективность вновь полученных результатов, их достоверность, правильность гипотезы, соответствие методов исследования теории, заложен­ной в основание работы, гипотезе, цели и задачам, надежность результатов исследования.

2. Педагогический эксперимент должен быть тщательно подго­товлен и иметь достаточную продолжительность, хорошо сфор­мулированную, ясную гипотезу, цель и задачи.

3. При изложении результатов педагогического эксперимента особое внимание уделяется теоретическому обоснованию полу­ченных новых эмпирических фактов и, таким образом, превра­щению их в научные факты, их обобщению и выведению нового научного знания, рекомендаций в практику гимнастики, физи­ческого воспитания, в педагогику, психологию, а также тщатель­ности математической обработки материалов исследования.





Качество педагогического эксперимента оценивается по сово­купности использованных методов исследования (методологии), по результату, который включает в себя новые теоретические по­ложения и практические рекомендации.

Наши рекомендации