Искусство – обобщение социальных отношений, общественной практики, опыта человечества

Современная психология доказывает, что стру­ктура психики живого существа соответствует структуре деятельнос­ти животного и человека. Все перемены в человеческой психике опре­деляются переменами в его деятельности. В отличие от животного, которое ведет приспособительный образ жизни, деятельность челове­ка носит преобразовательный характер. Это приводит к формированию совершенно новой по структуре, по функциям, по характеру психики.

Долгое время психическую деятельность человека рассматривали как зеркальное отражение мира, как снятие слепков с дей­ствительности. Идея активности человеческого сознания, творящего мир, была чужда примитивно материалистическим воззрениям. Между тем к процессу восприятия и познания окружающего подключен весь прошлый опыт человека. Наши анализаторы работают по принципу обратной связи: создав в мозгу синтетический образ воспринимаемого объекта, наша психика возвращает нас к восприятию предмета, сверяя с ним образ и пытаясь най­ти в нем то, что в опыте уже содержится. И такая работа происхо­дит до тех пор, пока не создается образ, максимально адекватный предмету. По принципу обратной связи действует и механизм оценки. Иначе говоря, восприятие, ощущение, а тем более представ­ление и оценка – это сложнейший динамический процесс.

Искусство в определенный период тоже видело в психике человека лишь зеркало, отражающее мир. Внутренний мир героя
Л. Стерна, Г. Филдинга, Ч. Дик­кенса раскрывается в тот момент, когда он высказывается по поводу увиденного в реальной жизни. Человек тогда был равен самому себе. Но уже Л.Н. Толстой стал изображать души людей в движении. Внутренний мир его героев пластичен, находится в раз­витии. Лежащий на поле Аустерлица Андрей Болконский вначале мыслью своей как бы отталкивается от облачка и от дерева, которые он видит где-то вдалеке. Он начинает думать об этом облачке и об этом дереве так же, как мыслил любой из героев прошлого. Но потом в это мышление втягивается весь его жизненный предшествующий опыт. Другими словами, перед нами возникает реаль­ная картина движения психики человека, диалектика его души, его внутренний мир.

Реализм XIX века показал, что сознание человека формируется в процессе общественной практики, психика его вбирает в себя весь жизненный опыт. И, естественно, этот процесс продолжается на про­тяжении всей жизни человека, исходя из этого его внутренний мир постоянно меняется. Особенно ярко это прослеживается в образе Андрея Болкон­ского. Он разный на разных страницах романа. И в общение с окру­жающим миром вступает по-разному. И это не просто общение с миром, это – взаимообогащение. Герой влияет на мир, а мир воздействует на героя. Сознание отражает и творит мир, и мир преобразует это сознание.

Французский психолог А. Пьерон называл новорожденного ребенка «кандидатом в люди». Полноценными представите­лями человеческого рода индивиды становятся лишь в процессе социализации, когда осва­ивают некоторый минимум социально-исторического опыта. В этом им помогает мыслительная деятельность.

Мышление человека решает три задачи:

1) критическое “снятие”, концентрация, систематизация социа­льно-исторического опыта и выражение его в таких формах, которые могут присвоить люди;

2) постижение действительности в свете этого опыта и на осно­ве новых требований общественной практики;

3) создание проектов преобразования действительности.

Многообразие мира и общественных потребностей человека вызывает к жизни многообразие форм общественного сознания. Искусство появилось для того, чтобы решать специфические задачи обществен­ной практики по освоению и преобразованию мира. Ключ к пониманию специфики художественного мышления и особенностей искусства нужно искать в структуре общественной практики, в структуре социально-исторического опыта людей.

Только человек способен относиться к миру как к чему-то отличному от себя, в силу чего лишь Нomo sapiens становится субъектом дея­тельности. Но одновременно он и ее объект как элемент той или иной социальной структуры.

Будучи одновременно и объектом, и субъектом деятельности, человек участвует в преобразовании социальных и природных явлений и преобразуется сам. Только в том смысле человек является человеком, в каком он является творцом. Творцом может быть человек любой профессии, если он осваивает мир как личность и формирует его по за­конам красоты.

У человека две системы оценок: по объективным значениям (оценка объектов с точки зрения их значимости в общественном производ­стве) и по личностным смыслам (в соответствии с индивидуальным опытом человека, соединяющим в себе субъективное и исторически обусловленное).

Эстетическая оценка является эвристической и лич­ностной в том смысле, в каком отражает общественно-историческую устой­чивую, необходимую и активно-творческую связь субъекта с объектом. Через личное отношение раскрывается общечеловеческая значимость прекрасного предмета. (Эвристический – обусловленный процессом продуктивного творческого мышления.)

В процессе воздействия на аудиторию искусство формирует ее и в свою очередь формируется под ее влиянием. Искусство – реципиент. Это система с обратной связью. Искусство втягивает свою аудиторию в выработку идей и заставляет читателя, зрителя, слушателя присваивать художественные идеи в личностной форме. И отсю­да вытекает инвариантная множественность художественных идей: од­на и та же художественная идея преломляется в разных головах по-разному. В науке только уровень присвоения идей разный. В искусстве же различны и уровень, и содержание присвоения: человек про­ецирует социально-исторический опыт, заключенный в художественном произведении на свой индивидуальный; в результате возникает его личное отношение к действительности и поднятым проблемам.

В искусстве запечатлевается не только личность художника. Отражая в произведении необходимое, устойчивое, важное для массы людей, сущностное, он придает произведению личностную форму, то есть раскрывает мир через себя. Тем самым художник побуждает публику присвоить его жизненный опыт, обогащенный знанием опыта других людей, как свой собственный.

Актер, например, перевоплощаясь в персонажи, передает посредством своего ремесла, телом, голосом, интонацией опыт отношений множества людей, оставаясь при этом Качаловым или Москвиным. Он как бы пропускает общественный опыт через призму своего “Я”. Поскольку художник должен выразить опыт других людей в личностной форме, он вбирает в себя многообразный опыт тысячи жизней.

Неверно думать, что художественная мысль исключительно конкретна, а теоретическая – абстрактна. Научная мысль конкретно-всеобща, она есть абстракция, схватывающая истину, которая всегда кон­кретна. Теоретические определения создают сетку, которой наше сознание охватывает конкретность явления. Художественный образ не только обладает всеми чертами конкретности представления, но и со­держит в себе в снятом виде результаты мыслительной деятельности. Для художественного мышления специфична образность, потому что вне образа сочетание обобщенности и конкретности с личностной формой невозможно.

Высшие, социальные эмоции являются формой выражения, закрепления и оценки социально-исторического опыта отношений. Художест­венный образ исторически приспособлен для закрепления и выражения такого опыта. Человеческая психика дает оценки:

1) по значению, фиксируемые в понятиях, суждениях, умозаклю­чениях (сфера науки),

2) по личностным смыслам (выражаются в чувствах). Причем следует различать обыденные чувства и художественные, ко­торые являются продуктом глубокого обобщения, осмысления опыта отношений (сфера искусства).

Эмоции существуют и как элемент обыденного сознания, и как элемент эстетического сознания. Искусство вызывает у людей художественные эмоции, принадлежащие сфере эстетического сознания. В обыденной жизни в эмоциях человека переплетается как биологическое, так и социальное, поскольку человек является в равной степени продуктом биологического развития и социализации. Художественные эмоции носят сугубо социальный характер. Биологическое в них чаще всего отсутствует или присутствует как фон для социального. Предположим, описанные Джеком Лондоном мучения героев от голода и холода не вызывают у нас аналогичных страданий. Но не подвергаясь непосредственно физическим испытаниям, в то же время искренне сопереживаем героям. Наши эмоции становятся социальными, отражая описанный сплав биологического и социального. И если эмоции, возникающие на обыденном уровне, часто сиюминутны, случайны, то художественные эмоции фиксируют социально-историческое, необходимое, устойчивое, сущностное, имеющее значение для множества людей.

Обыденные эмоции могут существовать изолированно как сиюми­нутные переживания; художественные эмоции существуют только в ху­дожественной системе. И те, кто не освоил эту систему, ничего не смогут пережить при встрече с искусством. Художественные эмоции – результат обобщения опыта отношений.

Обыденные эмоции могут быть и положительными, и отрицатель­ными. В искусстве даже трагедия может вызвать положительные эмо­ции. При превращении эмоций из от­рицательных в положительные человек, воспринимающий про­изведение искусства, переживает катарсис. Катарсис (от греч. ka2tharsis – очищение) – термин, обозначающий душевное облегче­ние, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний, один из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека. Л.С. Выготский называл художественные эмоции умными. Это социально ценные эмоции, их переживание доставляет эстетическое наслаждение.

Сознание – всегда образ действительности, концентрированное выражение опыта. Самый простой образ опыта – это ощущения, более сложный – восприятия, сложнейший – представления. Представления – переходная ступень между восприятием и понятием. Они являются всеобъемлющим обо­бщением практики, воспроизводят былой опыт и преобразуют его результаты. Представление содержит в себе как назначение, так и смысл осваиваемого явления.

Понятийное начало присутствует и в художественном мышлении: порой в скрытом, а иногда и в явном (например, в литературе, где материалом является слово) виде. Поэтому идейное содержание художественного произведения очень сложно по структуре. Для того чтобы художественные представления стали достоянием аудитории, их надо объективировать. Художественный образ – это и есть объективация системы художественных представлений.

Наши рекомендации