Тактические действия в защите
Тактика защиты состоит из четкого взаимодействия игроков передней линии между собой (блокирование и страховка), игроков задней линии между собой и, наконец, взаимодействия игроков задней и передней линий между собой.
?!
Существуют две основные системы игры в защите:
углом вперед, когда игрок зоны 6 осуществляет страховку в зоне нападения, и углом назад, когда игрок зоны 6 находится сзади, у лицевой линии. Начинающие волейболисты осваивают в первую очередь систему игры в защите углом вперед и лишь на последующих этапах, при многолетней тренировке, переходят к системе игры углом назад.
Рис. 14. Игра в защите углом вперед
при одиночном блокировании — нападающий удар из зоны 4
На рис. 14 показано расположение игроков при нападающем ударе из зоны 4. При одиночном блокировании их функции распределены следующим образом. Блокирование выполняет игрок зоны 3, закрывающий зону 6. Игрок зоны 1 располагается ближе к боковой линии, готовясь принимать мяч от удара с переводом. Игрок зоны 6 осуществляет страховку
Рис. 15. Игра в защите при нападающем ударе из зоны 2
Рис. 17. Игра в защите при групповом блокировании нападающего удара из зоны 4
Рассмотрим несколько основных положений при игре в защите углом вперед при условии одиночного блокирования.Команды начинающих применяют главным образом одиночное блокирование, особенно женщины и девушки, а также команды школьников. Более подготовленные используют групповое блокирование, некоторые положения которого также будут рассмотрены.
Рис. 16. Игра в защите углом вперед
при одиночном блокировании — удар с переводом влево из зоны 3
Рис. 18. Игра в защите при групповом блокировании удара из зоны 2
в зоне 3, ближе к зоне 4. Игрок зоны 2 помогает играть на страховке, а игрок зоны 4 оттягивается назад на случай, если удар пройдет мимо блока в зону 4. Игрок зоны 5 выходит слева от блока, защищая свою зону. Возможны некоторые изменения: игрок зоны 2 оттягивается назад и играет в защите; если нападающий владеет сильным ударом с переводом, в этом случае игрок зоны 1 находится в углу своей зоны, а игрок зоны 6 осуществляет страховку за блоком и в зоне 2, игрок же зоны 4 включается в страховку. Если нападающий удар выполняется из зоны 2, то соответственно все меняется:
игрок в зоне 3 при блокировании закрывает зону 6, в зоне 5 игрок готовится к приему от удара с переводом, игроки зон 6 и 4 играют на страховке, игрок зоны 1 выходит на мяч в зоне, не защищенной блоком (рис. 15).
При нападающем ударе из зоны 3 надо определить, какую зону будет закрывать блокирующий. Обычно большинство ударов из этой зоны выполняется с переводом в зоны 1—2. Если блокирующий закрывает зону 1, то игроки зон 4 и 5 выходят для приема мяча от удара «по ходу»;
игроки зон 6 и 2 страхуют, а игрок зоны 1 выходит вдоль боковой линии в зону, не защищенную блоком (рис. 16).
При групповом блокировании, например, нападающего удара из зоны 4 расположение игроков будет следующим. Блокирование выполняют игроки зон 3 и 2 и закрывают зоны 5 и 6. Игрок зоны 6 идет на страховку в зону блокирования, игрок зоны 4 помогает в страховке, игрок зоны 1 выходит вдоль боковой линии на удар с переводом, игрок зоны 5 выходит в зону, не защищенную блоком (рис. 17). При нападающем ударе из зоны 2 в блокировании участвуют игроки зон 3 и 2, игроки зон 6 и 2 осуществляют страховку, а игроки зон 5 и 1 играют в защите на задней линии (рис. 18).
В соответствии с тактикой, избранной командой, игроки применяют индивидуальные и групповые тактические действия в защите и нападении. Более подробно об этом будет сказано при изложении поурочного материала.
ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКА
Подготовка волейболистов состоит из физической подготовки, технической, тактической, морально-волевой и теоретической подготовки.
Существует взаимная зависимость и неразрывная связь между физической подготовкой и обучением технике волейбола, между обучением тактике и технике, а также между физической подготовкой и формированием тактических умений.
В данном пособии все упражнения определенным образом сгруппированы. Эта группировка основана на значении тех или иных упражнений в процессе подготовки волейболистов. Все упражнения условно делятся на две большие группы: основные и вспомогательные.
Основные упражнения представляют собой упражнения по технике, тактике и собственно игру в волейбол, т. е. то специфическое, что отличает волейбол от других видов спорта и составляет его сущность. В этих упражнениях технические приемы и тактические действия выполняются, как в игре.
Цель упражнений по технике: совершенствование того или иного технического приема преимущественно в индивидуальном порядке, а также с помощью партнеров. Большинство упражнений направлено на совершенствование техники в условиях, способствующих формированию тактических умений.
Упражнения по тактике призваны научить занимающихся индивидуальным, групповым и командным тактическим действиям, принятым в волейболе.
В учебной двусторонней игре в волейбол совершенствуются и физические качества, и технические приемы, и тактические умения.
Вспомогательные упражнения служат для лучшего овладения основными и для разносторонней подготовки занимающихся. Они разделяются на общеразвиваюшие и специальные.
Общеразвивающие упражнения способствуют разносторонней физической подготовке занимающихся. При проведении общеразвивающих упражнений используются средства гимнастики, акробатики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр.
Специальные упражнения применяются, чтобы ускорить и облегчить обучение техническим приемам и тактическим действиям волейбола и овладение игровыми навыками. Они делятся на подготовительные, главная задача которых заключается в развитии специальных физических способностей, и подводящие, непосредственно
направленные на овладение структурой технических приемов. В группу подводящих упражнений входят имитационные (выполнение технических приемов без мяча).
Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных возможностей организма, а подводящие и основные—на формирование двигательных навыков (овладение техникой) и тактических умений. В целом все упражнения решают задачу подготовки всесторонне физически развитых квалифицированных волейболистов.
Формирование навыков игры в волейбол начинается с разносторонней физической подготовки, которая проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. В ходе всесторонней физической подготовки большое место занимают упражнения для развития специальных физических способностей, необходимых для игры в
Волейбол.
С помощью подготовительных и подводящих упражнений развиваются специальные физические качества и координационные способности, необходимые для овладения техникой и тактикой волейбола. Такие упражнения содержат структурные элементы технических приемов волейбола и действия, характерные для волейболиста в игре.
При использовании общей и специальной подготовки в тренировке изучение технических приемов волейбола происходит гораздо успешнее. Вначале обучение проводится в условиях, облегчающих овладение основой технического приема и по возможности исключающих лишние движения, присущие обычно начальной стадии становления двигательного навыка. Это достигается подводящими упражнениями. Здесь же имеют место упражнения по технике, цель которых состоит в том, чтобы закрепить основу двигательного навыка.
По мере того как волейболисты овладевают основой технического приема, условия выполнения приема постепенно изменяются так, что в процессе изучения техники у учащихся формируются тактические умения, связанные с применением технического приема в игре.
Совершенствование технического приема происходит в условиях, характерных для игры в волейбол (упражнения по тактике, специальные игровые упражнения и игры, подготовительные к волейболу). Наконец, технический
прием применяется в двусторонней игре, контрольных играх и на соревнованиях. Таким образом, осуществляется формирование навыка, эффективного в различных условиях, в постоянно меняющейся игровой обстановке на поле.
Постоянное сочетание всесторонней и специальной подготовки обеспечивает успех в учебно-тренировочной работе с волейболистами. Большое значение это имеет в работе с юными волейболистами.
Руководитель занятий должен знать основные методы обучения и правильно их применять в учебно-тренировочной работе. В спортивных играх обучение отдельным техническим приемам осуществляется в следующей последовательности: 1) общее ознакомление с техническим приемом; 2) разучивание технического приема в упрощенных условиях; 3) разучивание технического приема в условиях, близких к игровым; 4) закрепление технического приема в двусторонней игре.
В соответствии с этапами обучения выделяют методы инструктирования (объяснение и показ), разучивания (целостный и расчлененный), исправления ошибок, закрепления разученного движения и методы оценки успеваемости.
При ознакомлении с техническим приемом путем объяснения и показа стараются создать у занимающихся правильное представление об изучаемом приеме. Показ должен быть образцовым. Личный показ преподавателя дополняется демонстрацией наглядных пособий — кинограмм, кинокольцовок, схем и т. п. Объяснение должно быть образным, кратким и понятным для занимающихся. Обычно показ чередуется с объяснением. На этой стадии обучения нередки также и пробные попытки занимающихся выполнить технический прием. Эти попытки формируют первые двигательные ощущения, которые имеют большое значение в создании правильного представления о разучиваемом движении.
Изучение технического приема в упрощенных условиях помогает волейболистам овладеть основной структурой приема. При первоначальном обучении важно облегчить условия выполнения технического приема, не нарушая его основной структуры. Успех обучения на этой стадии во многом зависит от правильного подбора подводящих упражнений: по своей структура они должны быть
близкими к техническому приему, а по сложности соответствовать силам и возможностям занимающихся.
При разучивании технических приемов применяются два основных метода—целостное разучивание и разучивание по частям (целостное и расчлененное обучение).
При целостном разучивании занимающиеся выполняют технический прием сразу, без расчленения его на составные части. Это создает более полное представление об изучаемом действии и дает хорошую логическую основу для формирования двигательного навыка. Обычно данный метод применяется при разучивании простых технических приемов, не сложных по структуре и выполнению.
При разучивании по частям технический прием разделяется на отдельные составные части, при этом выделяются основные части или особо сложные. Не следует длительное время задерживаться на изучении отдельных частей. Надо по возможности быстрее подвести занимающихся к выполнению целостного движения.
Метод целостного разучивания и метод разучивания по частям надо умело сочетать. Вначале технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и в заключение снова возвращаются к выполнению действия в целом.
Разучивание технического приема в условиях, приближенных к игровым, предполагает уже известное совершенствование в технике. Здесь на первый план выступает воспитание умений выполнять технический прием правильно в различных изменяющихся условиях. В процессе совершенствования техники происходит воспитание тактических умений.
На данном этапе возникает необходимость особенно внимательно выявлять индивидуальные особенности занимающихся. Хотя требования при обучении ко всем
одинаковые и все должны правильно овладеть основной структурой технического приема, однако в технике наблюдаются индивидуальные отклонения, которые в каждом отдельном случае позволяют занимающимся лучше выполнить тот или иной прием.
Закрепление технических приемов происходит во время учебных игр, когда преподаватель дает определенные задания.
Правильное обучение техническим приемам на основе умелого применения специальных (подготовительных и подводящих) упражнений во многом предупреждает появление ошибок у занимающихся. При обучении надо создать такие условия, которые заведомо бы исключали возможность появления ряда ошибок. Если ошибки появляются, то они должны исправляться сразу. Конечно, прежде всего нужно найти причину, вызвавшую ту или иную ошибку, чтобы быстрее устранить ее.
Важное значение в процессе обучения имеет оценка успеваемости занимающегося. Оценка успеваемости ставится на основе наблюдений за усвоением технических приемов и тактических действий занимающимися на занятиях, а также за участие в игре. Хорошо, если наблюдения можно дополнить фотосъемкой или, еще лучше, киносъемкой.
Хороший материал для оценки успеваемости дают контрольные испытания по физической и технической подготовке. В контрольных испытаниях учитывается количественная сторона, а также качество выполнения приема. В качестве контрольных нормативов можно взять испытания, перечисленные в том месте пособия, где говорится об отборе для занятий волейболом,
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Физическая подготовка при обучении волейболу имеет особое значение. И связано эго со спецификой волейбола. Во-первых, воздействие только волейбола ~ упражнений по технике и двусторонней игры — на физическое развитие начинающих волейболистов малоэффективно. Во-вторых, овладение техническими приемами игры и даже тактическими действиями зависит от уровня развития физических качеств, специфичных для игры в волейбол. В-третьих, решающая роль физической подготовки проявляется в условиях длительных соревнований, а также когда игра длится 5 партий.
Средства волейбола, и особенно двусторонняя игра, не оказывают большого влияния на всестороннее физическое развитие занимающихся, если они не овладели еще хорошо навыками игры в волейбол. Если в баскетболе, увеличив время на двустороннюю игру, можно увеличить и нагрузку на организм занимающихся, то в волейболе
это ни к чему хорошему не приведет. Совсем другое дело, когда занимающиеся уже овладели техникой игры в совершенстве, знают тактику. В этом случае воздействие средств волейбола весьма значительно. Волейбол в его современном виде—это атлетический вид спорта.
Чем выше уровень развития физических качеств у волейболистов, тем успешнее у них происходит овладение техникой игры. Физические качества необходимы в таком сочетании, как этого требует специфика игры. Если уровень развития физических качеств недостаточный, овладение техникой будет происходить менее успешно и потребует много времени. Например, чтобы овладеть навыком приема и передачи мяча сверху двумя руками, нужна определенная сила мышц кистей рук. В противном случав занимающиеся не смогут хорошо овладеть основой волейбола — приемом и передачей мяча сверху двумя руками. Это особенно касается детей, девушек и женщин. Или, если у занимающихся низкий уровень прыгучести, они не смогут быстро изучить нападающий удар и на нужной высоте сетки.
Роль физической подготовки проявляется в двух направлениях. В начальный период обучения начинающих главная задача физической подготовки заключается в том, чтобы содействовать успешному овладению двигательными навыками (техникой игры). На последующих этапах обучения физическая подготовка направлена на совершенствование двигательных навыков (высокий уровень развития физических качеств, совершенное овладение техническими приемами и эффективное применение их в игре).
Например, прыгучесть, силу и быстроту сокращения отдельных групп мышц, особенно кисти рук, вначале развивают для того, чтобы начинающий волейболист смог овладеть техникой нападающего удара. Основное значение развития физических способностей здесь состоит в том, чтобы научить новичка правильной технике нападающего удара при высоте сетки для женщин 2 м 24 см, для мужчин—2 м 43 см, а для детей—на соответствующем для их возраста уровне. На последующих этапах развитие скоростно-силовых качеств продолжается довольно интенсивно, но цель уже иная—сделать навык нападающего удара совершенным, т. е. удар должен быть и сильным, и точным, и тактически осмысленным.
Основу физической подготовки волейболистов составляет скоростно-силовая подготовка — развитие силы и быстроты в сочетаниях, вытекающих из специфики игры в волейбол. Если посмотреть на технику волейбола, можно заметить, что взаимодействие быстроты и силы занимает ведущую роль в осуществлении и результативности технических приемов игры, например нападающего удара, защитных действий.
Содержание физической подготовки составляют общая физическая подготовка и специальная.
Из всего многообразия средств общей физической подготовки в занятиях с волейболистами преимущественно используются: гимнастика, акробатика, легкая атлетика, баскетбол, ручной мяч (7:7), подвижные игры.
Систематическое применение средств общей физической подготовки должно обеспечить разностороннюю физическую подготовку занимающихся и ознакомление их с техникой других видов спорта. Кроме этого, внимание уделяется развитию таких физических качеств, которые недостаточно развиваются специальными упражнениями и упражнениями по технике и тактике волейбола.
Подбор средств общей физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения и тех условий, в которых проводятся занятия. Удельный вес общеразвивающих упражнений в занятиях различен на каждом этапе и в каждом периоде учебно-тренировочного процесса. Общеразвивающие упражнения в зависимости от задач урока можно включить в подготовительную часть занятия, в основную и отчасти в заключительную. Так, гимнастические упражнения, баскетбол, ручной мяч, подвижные игры применяются как в подготовительной части, так и в основной. Это особенно характерно для начального этапа обучения, когда эффективность средств волейбола еще незначительная (малая физическая нагрузка в упражнениях по технике).
Периодически для общеразвивающих упражнений выделяются отдельные занятия. В таком занятии в подготовительной части даются упражнения и игры, знакомые занимающимся. Основную его часть отводят для разучивания техники, например, легкоатлетических видов. Занятие заканчивают подвижной игрой, баскетболом или ручным мячом,
Основным содержанием специальной физической подготовки являются специальные (подготовительные) упражнения. Они особенно важны на начальном этапе обучения.
Одни подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой (укрепление кистей рук, увеличение их подвижности, прыжковые упражнения, акробатические упражнения с набивными и теннисными мячами), другие направлены на формирование тактических умений (развитие быстроты реакции и ориентировки, быстроты перемещения в ответных действиях на сигналы, различные игры и т. п.). Систематическое применение подготовительных упражнений ускоряет процесс обучения техническим приемам волейбола и создает предпосылки для формирования более прочных двигательных навыков.
Подбирать подготовительные упражнения следует так, чтобы одни из них были связаны с техническими приемами, которые разучиваются на данном занятии, а другие подготавливали к изучению новых технических приемов на последующих занятиях.
Подготовительные упражнения для развития быстроты реакции и ориентировки, быстроты перемещения, прыгучести обязательно проводятся на протяжении всего периода учебно-тренировочного процесса.